Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Влияние критериального оценивания на качество знания учащихся

Дата публикации: 2018-03-10 16:38:17
Статью разместил(а):
Романовская Лариса Валерьевна

Влияние критериального оценивания на качество знания учащихся начальной школы

Автор: Романовская Лариса Валерьевна

КГУ «Гимназия № 97», г. Караганда

 

За последнее десятилетие в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. Это повлекло за собой и изменения в системе оценивания. Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.  Одним из таких подходов является формативное оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения, который  предполагает использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания работ учащихся.[1]

Под критериальным оцениванием понимается процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко пределенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целями содержанию образования, способствующий формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Педагогическая сущность технологии  критериального  оценивания заключается в формировании учебно-познавательной компетентности учащихся.[3,с.78]

С целью апробации критериального оценивания  в нашей гимназии № 97 в качестве экспериментальной площадки  был взят  3 «а»    классы по познанию мира и 3 « б»  по математике.

Исходными данными послужили  показатели качества контрольных работ. По математике контрольная работа № 1 «Арифметические действия с  числами в пределах 1000», № 2«Письменное  сложение и вычитание в пределах 1000»,  № 3« Умножение и деление  на однозначное число», № 4 « Табличные случаи умножения и деления». По познанию мира  контрольная работа № 1«Организм человека», проверочная работа «Органы дыхания»,  контрольная работа «Природа и человек», проверочная работа « Полезные ископаемые».

Критерии – это признаки, по которым дети должны высказывать мнение о своей деятельности, оценить свои знания и умения, а в дальнейшем определить пути коррекции своей деятельности. В начале каждой темы учителя совместно с учащимися вырабатывали четкие критерии оценивания правильности выполнения заданий с учетом их сложности.  Критерии должны быть довольно четкие. По окончании работы проводится самооценка по выработанным критериям, а затем оценивание  учителем. Сравнивая результаты, можно определить, что необходимо усвоить или отработать.

Критерии оценки по предмету являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека.[2,с.145] 

Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю – это определение степени приближения ученика к данной цели.

Мы приводим вам пример  критериального оценивания по математике.

Тема: "Решение  сложных уравнений":

Критерии 

Темы задания

Проверяемые элементы

Уровень достижений 

Баллы за выполнение задания 

А(max 3)

Решение уравнения

с упрощением правой части: 115*х=456*125

Не достиг ни одного из критериев

Умеет упростить правую часть уравнения

Правильность арифметических действий

Правильно сделал проверку

0

1

1

1

3 балла

B (max 4) 

Решение уравнения

(х:2) *3=960+6

Не достиг ни одного из критериев

Умеет упростить правую часть уравнения

Умеет упростить левую часть уравнения

Правильность арифметических действий

Правильно сделал проверку

0

1

1

1

1

4 балла

C(max 5)

Решить уравнения

(х-345) *2 -98= =1240:2

Не достиг ни одного из критериев

Умеет упростить правую часть уравнения

Умеет упростить левую часть уравнения на нахождение неизвестного уменьшаемого

Умеет упростить левую часть уравнения на нахождение неизвестного множителя

Правильность арифметических действий

Правильно сделал проверку

0

1

1

 

1

 

1

1

5 баллов

Всего баллов________

0 - 6 баллов – необходимы дополнительные занятия по данной теме,

7 - 8 баллов - оценка "3",

9 - 10 баллов - оценка "4",

11 - 12 балла - оценка "5".

  Анализируя показатели  качества знаний по контрольным работам, мы видим, что качество  написания растёт после применения критериального оценивания.

 

Таким образом, данный вид оценивания позволяет:

-Учителям: 
1. Разрабатывать критерии, способствующие получению качественных результатов. 
2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности. 
3. Улучшить качество преподавания. 

4. Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей. 

-Учащимся: 
1. использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания. 

2. знать и понимать критерии оценивания

3. участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников. 

4. критически мыслить, выражать свои мысли, точки зрения и идеи. 

Применение критериального оценивания учебных достижений формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого материала и повышает качество знаний учащихся.

Литература:

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы [онлайн на : http://www.nao.kz]

2. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост.Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012. – 80 с. 

3. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание (2012). АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь