Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Реализация модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров для судостроительной отрасли

Дата публикации: 2018-03-31 19:10:33
Статью разместил(а):
Боталова Яна Викторовна

Реализация модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга

Автор: Боталова Яна Викторовна

СПб ГБПОУ «Колледж судостроения и прикладных технологий»

 

Судостроение – одна из наиболее значимых промышленных отраслей в экономике города Санкт-Петербурга. В условиях импортозамещения у предприятий судостроительной отрасли возникает потребность в рабочих кадрах высокого уровня квалификации, быстро адаптирующихся на предприятии.

В сентябре 2016 года Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж судостроения и прикладных технологий» (далее-СПб ГБПОУ КСиПТ) в режиме ресурсного центра начал разработку и внедрение инновационной образовательной программы «Внедрение элементов дуального образования в образовательный процесс при подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена на примере судостроительной отрасли в рамках реализации основных профессиональных программ».

Основной целью реализации модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров, является содействие решению проблемы кадрового обеспечения судостроительных предприятий города и подготовка рабочих, максимально ориентированных на запросы производства, что предполагает параллельное обучение теоретическим дисциплинам в стенах колледжа и реализацию практической составляющей на судостроительных предприятиях города. При такой организации обучения и предприятие, и образовательное учреждение одинаково заинтересованы в высоком качестве подготовки рабочих кадров, ориентированных и мотивированных на работу в судостроительной отрасли.

Для внедрения модели дуального обучения создана рабочая группа из педагогических работников колледжа, других ОУ, а также из сотрудников судостроительных предприятий Санкт-Петербурга АО «Адмиралтейские верфи» и ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь».

Задачи, поставленные перед рабочей группой, заключаются в разработке мероприятий по внедрению дуальной модели обучения, а также в организации совместной работы с представителями судостроительных предприятий.

Модель дуального обучения при подготовке рабочих кадров позволяет обучающимся получить необходимую квалификацию на конкретном рабочем месте и легче адаптироваться в трудовом коллективе.

1) Колледж и работодатели - судостроительные предприятия города.

Колледж является исполнителем заказа на подготовку кадров. И поэтому для внедрения элементов дуального обучения были обсуждены и определены зоны ответственности колледжа и судостроительного предприятия.

Предприятие: 1) заключает договор с каждым обучающимся, 2) выделяет наставника(ов), 3) принимает участие в корректировке учебных планов обучения, 4) принимает участие в разработке программ производственной практики; 5) несет ответственность за качество профессиональной подготовки обучающихся на рабочих местах; 6) принимает участие в экзамене по

модулю и государственной аттестации.

Колледж: 1) определяет совместно с работодателем образовательные программы, в которые будут внедрены элементы дуального обучения для подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена; 2) разрабатывает и согласовывает с работодателем: учебные планы; графики учебного процесса; программы практик; контрольно-оценочные средства для проведения диф. зачетов по практикам и экзаменов по модулям; контрольно-оценочные материалы для государственной итоговой аттестации.

2) Документы для нормативно-правового обеспечения образовательного процесса.

В связи с отсутствием федеральной и региональной нормативной базы в колледже совместно с работодателями, были разработаны локальные акты для реализации дуальной модели:   

ü  Положение о порядке организации и проведения дуального обучения в СПб ГБПОУ КСиПТ;

ü  Положение о рабочей группе по реализации инновационной образовательной программы;

ü  Положение о практике студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования;

ü  Положение о базовом предприятии при внедрении элементов дуального обучения;

ü  Положением о производственном экзамене;

ü  Положение о стажировке;

ü  Ученический договор о дуальном обучении между студентом и предприятием;

ü  Учебные планы основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессиям «Слесарь-монтажник судовой», «Судостроитель-судоремонтник металлических судов» и календарные учебные графики; 

ü  Программы практик и д.р. 

3) Схема реализации модели дуального обучения.

Основные этапы реализации модели дуального обучения:

1) Осуществление мониторинга потребностей предприятий в рабочих кадрах. С этой целью  на совместном совещании рабочая группа обсуждает проблемы потребностей в кадрах.

2) После заключения договора с судостроительными предприятиями об организации производственной практики  с использованием дуального обучения педагогические работники и сотрудники верфей, участвующие в образовательном процессе, разрабатывают или корректируют основные профессиональные образовательные программы.

Разработка или обновление основной профессиональной образовательной программы профессионального обучения состоит из следующих шагов: 

ü    а) анализ профессиональных стандартов предприятий-работодателей и определение результатов обучения;

ü    б) разработка процедур и средств оценки результатов обучения по программе;

ü    в) разработка структуры и содержания программы, удовлетворяющей требованиям профессиональных стандартов и требованиям организаций-работодателей;

ü    г) разработка учебного плана и календарного графика, синхронизированного с деятельностью предприятия, где соотношение между теоретической подготовкой и практикой ориентировано на существенное превышение практического обучения по отношению к теоретическому: 70% и 30%. Именно на такое соотношение направлено дуальное обучение.

ü    д) разработка программ практик.

3) Организация производственной практики на базах судостроительных предприятий. На предприятии за каждым обучающимся приказом по подразделению назначается наставник. Каждый обучающийся обеспечивается средствами обучения, расходными материалами, спецодеждой. Обучающиеся проходят практику с использованием новых технологий, в соответствие требованиям профессиональных стандартов по профессиям на рабочих местах в подразделениях по согласованию с предприятием.

4) Важным этапом реализации модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров является оценка результатов обучения. Итоговая аттестация в форме квалификационного экзамена, включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Квалификационный экзамен проводится на предприятии, при этом практическая квалификационная работа выполняется обучающимся на его рабочем месте. К проведению квалификационного экзамена привлекаются преподаватели колледжа и представители цехов.

Педагогические работники колледжа, участвующие в реализации модели дуального обучения, в обязательном порядке проходят стажировки в цехах предприятий, чтобы быть постоянно в курсе процесса модернизации производства. 

Сильными сторонами реализации модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга являются:

- возможность подготовки для предприятий рабочих с востребованным набором компетенций;

- возможность сетевого взаимодействия образовательного учреждения и предприятия для использования материально-технической базы предприятия;

- профессиональный рост педагогов и совершенствование методик обучения на основе современных производственных технологий;

- участие социальных партнеров в образовательном процессе в форме согласования образовательных программ, контрольно-оценочных средств, предоставление наставников при проведении производственной практики и т.д.

Слабые стороны реализации практики применения модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга:

- использование дуального обучения сиюминутно влияет на производительность труда за счет отвлечения наставников на обучение практикантов, но это может минимизироваться за счет высокого качества подготовки кадров и отсутствием в дальнейшем необходимости «доучивать» выпускников на рабочих местах; 

- возрастание нагрузки на преподавателей и мастеров производственного обучения колледжа и наставников от предприятия в связи с необходимостью постоянной корректировки образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, но это компенсируется возможностью дополнительного заработка.  

Внедряя модель дуального обучения в образовательный процесс, выиграют все стороны социального партнерства: работодатель получит специалиста необходимой квалификации, готового приступить к работе сразу после обучения; колледж имеет возможность осуществлять подготовку специалистов, востребованных на рынке труда.

 

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Трудовой кодекс Российской Федерации

3. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 года N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»

4. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.

5. Профессиональные стандарты.

6. Устав СПб ГБПОУ КСиПТ.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь