Анализ всероссийской проверочной работы по географии в 11 классе
Анализ всероссийской проверочной работы по географии в 11 классе
Автор: Ковалев Павел Владимирович
ГБОУ "СОШ № 516" Невского района Санкт-Петербурга
03 апреля 2018 г. в ГБОУ "СОШ № 516" Невского района Санкт-Петербурга учащиеся 11 классов приняли участие во Всероссийской проверочной работе по географии.
Принимали участие - 13 учеников. Отсутствовали - 4 ученика.
ВПР содержит 17 вопросов, 5 из которых отнесены к категории повышенной сложности. Проверялись не специальные знания, а умение обучающихся работать с источниками географической информации (в частности с атласами), использовать информацию для поиска ответа.
За каждый базовый вопрос ученик получал 1 балл, за вопрос повышенной сложности — 2 балла. Таким образом, максимальное количество баллов, которое можно было получить за работу — 22.
Критерии оценивания:
18-22 балла - «5»,
13-17 баллов - «4»,
7-12 баллов - «3», 0-6 баллов - «2».
Максимальное количество баллов набрали двое учащихся (21 балл) –Соколов Даниил и (18 баллов) - Манаева Алина.
16 баллов - 2 учащихся - Урунова Мубина и Гюппенен Влада
15 баллов- 4 учащихся: Титов Никита, Громов Дмитрий, Воронина Влада, Заринов Станислав
14 баллов - 2 учащихся: Никин Даниил и Глебова Александра
13 баллов – 1 Давыдов Сергей
11 баллов - 1 уч-ся – Ваатери Софья
10 баллов - 1 уч-ся Ермолаева Алена
Критерии оценивания |
Количество учащихся |
% |
«5» |
2 |
15 |
«4» |
9 |
70 |
«3» |
2 |
15 |
«2» |
- |
|
Средний балл: |
4 |
Необходимо отметить, что причиной выявленного среднего уровня достижения планируемых результатов при выполнении заданий ВПР по географии в 11 классе могли стать усложненные формулировки некоторых заданий (например, задания 9,13,17) и сниженная мотивация обучающихся 11 класса к данному предмету, невнимательность учащихся при чтении заданий, решении логических заданий и анализе текста. Многим не хватило времени для решения задания № 17.
Затруднения вызвали у учащихся :
Базовые задания (1, 5, 9, 15)
Задания повышенной сложности (6,13,17)
Допущены ошибки:
1. Умение использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения и оценки глобальных процессов, происходящих в географической оболочке (задание № 17 – «Природопользование и геоэкология», подтверждение аргументов по использованию биотоплива) – неумение или нежелание учащихся анализировать текст, рассуждать, делать выводы, опираясь на собственную точку зрения.
2. Анализ и сравнение статистических данных темпов роста ВВП и объемов сельскохозяйственного производства (задание № 9) – неумение анализировать и сравнивать статистические данные темпов роста и объемов производства.
3. Анализ и выводы ресурсообеспеченности стран медными и никелевыми рудами (задание № 13) – недостаточное умение учащихся оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.
4. Знание географических особенностей природы России (задание № 1 – «Природа России») – распределили в неправильной последовательности (в порядке уменьшения, а не в порядке увеличения продолжительности светового дня) субъекты РФ (невнимательно прочитали задание)
5. Умение выделять существенные признаки географических объектов и явлений (задание № 5 – Атмосфера, погода и климат) – указали неверные ответы (выдержки) по данному заданию (невнимательно проанализировали синоптическую карту)
6. Умение выделять существенные признаки географических объектов и явлений (задание № 15 – «Стихийные бедствия на Земле») - неумение сопоставлять и анализировать карты атласа, невнимательное прочтение текста задания.
7. Умение анализировать географическую информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений (задание № 6 – определите субъект РФ или государство по описанию его существенных признаков) – неумение учащимися определять географические объекты и явления по описанию их существенных признаков.
В соответствии с вышеизложенным рекомендуется:
1. Обратить особое внимание на выполнение домашних заданий при изучении тем: «Природа России», «Регионы России», «Хозяйство России», «Природопользование и геоэкология», «Мировое хозяйство», «Многообразие стран мира. Основные типы стран», «Природные ресурсы», «Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.
2. Усилить работу на уроке по сопоставлению географических карт различной тематики.
3. Анализировать и оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.
4. Анализировать и оценивать разные территории с точки зрения взаимосвязи природных, социально-экономических и техногенных процессов и явлений.
5. Определять и сравнивать географические тенденции развития процессов и явлений на Земле и в обществе
6. Провести работу над ошибками (фронтальную и индивидуальную).
7. Целенаправленно вести работу по формированию и развитию соответствующих базовых умений и навыков.
8. Продолжать формировать навыки самостоятельной работы учащихся.
9. Организовывать проведение диагностических работ по пройденным разделам предмета с целью выявления затруднений, которые остались у обучающихся.
№ задания |
Проверяемые элементы |
Требования |
|
1 |
Природа России. |
Знать/ понимать географические особенности природы России; уметь использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов. |
- |
2 |
Географические модели. Географическая карта, план местности. |
Уметь находить и применять географическую информацию, для правильной оценки и объяснения важнейших социально-экономических событий международной жизни. |
+ |
3 |
Хозяйство России |
Знать/ понимать географические особенности основных отраслей хозяйства России; уметь использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов. |
+ |
4 |
Атмосфера, погода и климат. |
Уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений. |
- |
5 |
Природа России. |
Уметь использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов. |
_ |
6 |
Регионы России. |
Знать/ понимать географические особенности географических районов России; уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений. |
_ |
7 |
Часовые зоны на территории России. |
Уметь использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения различий во времени, чтения карт различного содержания. |
+ |
8 |
Население и хозяйство России и мира. |
Знать/ понимать смысл основных теоретических категорий и понятий, особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания, численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран; основные направления миграций населения мира, различия в уровне и качестве жизни населения мира, географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, специализацию стран в системе международного географического разделения труда, географическую специфику отдельных стран и регионов; их различия по уровню социально-экономического развития, специфику географического положения и административно-территориальное устройство Российской Федерации, географические особенности природы России, географические особенности населения России, географические особенности основных отраслей хозяйства России, географические особенности географических районов России, роль и место России в современном мире. |
- |
9 |
Мировое хозяйство. |
Уметь находить и применять географическую информацию, для правильной оценки и объяснения важнейших социально-экономических событий международной жизни. |
+ |
10 |
Страны мира. |
Знать/ понимать географическую специфику отдельных стран и регионов; их различия по уровню социально-экономического развития; уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений. |
+ |
11 |
Многообразие стран мира. Основные типы стран. |
Знать/ понимать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран; основные направления миграций населения мира. |
+ |
12 |
Мировое хозяйство. |
Знать/ понимать различия в уровне и качестве жизни населения мира. |
+ |
13 |
Природные ресурсы. |
Уметь использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов. |
+ |
14 |
Все содержание курсов экономической и социальной географии России и мира. |
Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений. |
+ |
15 |
Все содержание курсов экономической и социальной географии России и мира. |
Уметь находить и применять географическую информацию, для правильной оценки и объяснения важнейших социально-экономических событий международной жизни, использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов. |
+ |
16 |
Все содержание курсов экономической и социальной географии России и мира. |
Уметь находить и применять географическую информацию, для правильной оценки и объяснения важнейших социально-экономических событий международной жизни, использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов. |
- |
17 |
Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. |
Уметь использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов. |
_ |