Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании детей
Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании детей
Автор: Токарева Ирина Николаевна
ГКУ "Детский дом (смешанный) № 19"
г. Новопавловск, кировский район, Ставропольский край
В современном мире осуществление основных идей модернизации образования призвано повысить качество образовательного процесса, обеспечить его доступность, укрепить те направления в его организации, содержании и педагогических технологиях, которые становятся наиболее актуальными в современных условиях. Социально-экономические и другие проблемы современного общества делают актуальным предъявление качественно новых требований к результатам учебно-воспитательного процесса. Безусловно, на состояние здоровья оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Среди здоровьесберегающих технологий, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. К физкультурно-оздоровительным технологиям, направленным на физическое развитие учащихся относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
По характеру действия различают следующие технологии, которые я использую в своей практике:
Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки.
Защитно-профилактические. Это выполнение санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм.
Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.
Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
Комплексное применение этих средств позволяет решить мне задачи педагогики оздоровления.
К средствам двигательной направленности можно отнести такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя», гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.
Не секрет, что воспитанники детских домов из-за отсутствия должного воспитания и ухода со стороны родителей, отличаются депривационным поведением, эмоциональной неустойчивостью, высокой хронической заболеваемостью, низкой самооценкой, проблемами в обучении и воспитании. Для решения существующих проблем в практику работы нашего Детского дома широко внедряются различные воспитательные программы, способствующие формированию основ ЗОЖ с использованием здоровьесберегающих технологий. Ежедневно воспитатели под руководством медицинской сестры стараются проводить утреннюю зарядку, профилактическую гимнастику для глаз, упражнения для коррекции осанки, точечный массаж. В группе строго соблюдается режим дня.
Воспитатели рационально организуют смену труда и отдыха детей. Во время проведения группового занятия воспитатели следят за активностью детей, для устранения усталости используем физминутки, упражнения. В группе ежедневно соблюдается питьевой режим, режим проветривания, кварцевания, влажной уборки. Благодаря проводимым мероприятиям по здоровьесбережению в детском доме удалось снизить процент простудных заболеваний, ребята повысили свой образовательный уровень, учатся ценить и сохранять свое здоровье.