Духовно-нравственное становление личности: постижение смысла

Дата публикации: 2018-05-14 10:42:23
Статью разместил(а):
Гребенкина Галина Борисовна

Духовно-нравственное становление личности: постижение смыслов и способы достижения результатов

Автор: Гребенкина Галина Борисовна

Директор МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 27 им. К.Г. Макарова», г. Калуга

 

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»...

Современная цивилизация бросает огромные вызовы человеческой личности. И вот эти вызовы можно принять, только будучи сильным, духовно сильным. Одна из самых главных задач школы – сохранение здоровья детей, здоровья физического, психического, нравственного, духовного.

Мы должны решить вопрос о том, как нам спасти наших детей, сделать их невосприимчивыми к злу, способными творить добро. А это можно сделать одним-единственным способом – дать подрастающим поколениям полноценное духовно-нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных ценностях христианства. Очень важно верно обозначить ориентиры на пути осмысления нашими детьми культурного пространства совсем иного качества, на пути постижения духовно-нравственного опыта, приобщения к православным традициям, духовно-нравственным ценностям и идеалам, образцам благочестия, необходимым для личностного становления.

Духовно-нравственная личность - это человек совести, долга и веры, способный к самоотверженной любви и жертвенности, терпению и милосердию, кротости и незлобивости, преодолению жизненных испытаний, служению Богу, Отечеству и людям, проявляющий духовную рассудительность, послушание, добрую волю, различающий добро и зло.

К настоящему времени сложилось два основных подхода к пониманию  сущности «духовное становление личности»: светский и религиозный.

В церковной традиции духовность рассматривается как благодать Божия, как Божественная энергия, как особая сила, обретаемая в церковной жизни и  дающая человеку возможность нравственного совершенствования.

В педагогической литературе духовность - это показатель существования иерархии ценностей, целей, смыслов, то высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Духовность всегда – предмет человеческих стремлений, направленность его души, устремлённость к избранным целям.

В психологии духовностью называют человеческую уникальность, внутренний мир человека, психическую активность.

Если духовность характеризует «вертикальные» устремления личности, то нравственность – сфера её «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом.

Нравственность в современном понимании – это совокупность духовных качеств человека, хорошо овладевшего всеми видами морали, ясно осознающего истинные моральные ценности и предпочтения, умеющего творчески и искусно применять категории морали к реальным жизненным ситуациям.

Православная традиция духовно-нравственного становления личности может быть рассмотрена в двух типологических формах — как традиция культурно-историческая и как традиция церковная.

Культурно-историческая традиция, утверждая нравственные заповеди христианства в основе общественного жизнеустроения, определяет жизнь человека в мире других людей с точки зрения ее ценностного содержания. Такой подход позволяет выделить культурно-историческую традицию как светский компонент православной традиции, на основе которой определяется содержание нравственного и гражданского воспитания, а также процесса социализации личности.

В основе церковной традиции лежит церковное Предание: обращение к свидетельству святых, усвоение их духа, а значит — особого взгляда на мир, особой духовной ориентации человека в этом мире. Человек, сознательно идущий путем духовного развития, стремится уподобиться образу Божию. Это и есть духовно-нравственное становление личности. Опыт православного воспитания показывает, что духовную жизнь в человеке нельзя пробудить, сохранить и взрастить через развитие его психофизических функций; нельзя прийти к духовному росту через развитие интеллекта, воли или чувства. Апостол Павел говорит, что вся жизнь человека протекает по трем направлениям: духовному, душевному и плотскому. Плотской человек все свои силы направляет на себя, душевный — на другого, а духовный — на единение с Богом.

Согласно светской точке зрения духовно-нравственное становление личности школьника – это процесс развития устойчивой и осознанной системы отношений школьника к себе, к другим, к миру. Духовно-нравственное воспитание есть процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формирование у него нравственных чувств (совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность и патриотизм), нравственного облика (терпение, милосердие, незлобивость), нравственной позиции (способность различать добро и зло, проявление самоотверженной любви, готовность преодолевать жизненные испытания), нравственного поведения (готовность служения людям, Отечеству).

Результатом духовно-нравственного становления личности, согласно современному гуманистическому подходу в образовании, принято считать формирование морального облика человека, не приносящего вреда ему самому, другим людям, обществу

Создание условий для духовно-нравственного становления человека составляет сущность процесса воспитания в  педагогике. Педагогическое содействие духовно-нравственному становлению личности школьника – это специально организованное развивающее образовательно-воспитательное пространство, обеспечивающее положительную динамику духовно-нравственного становления личности школьника.

На наш взгляд, для оптимальной реализации духовно-нравственного развития и воспитания в условиях современной школы необходимо организовать комплексную работу, охватывающую все направления школьной жизни. Отрадно, что и педагоги нашей школы, и наши родители разделяют эту точку зрения, и мы с уверенностью говорим о том, что в школе сложилась система духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Основными составляющими системы духовно-нравственного воспитания в МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 27 им. К.Г. Макарова» г.Калуги являются:

1) Наличие отдельного учебного предмета духовно-нравственной направленности и духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.

С 1 сентября 2005 года мы ввели предмет «Основы православной культуры» с первого класса в начальной школе, с 1 сентября 2011 года во всех классах: - «Основы религиозных культур и светской этики» (Модуль «Основы православной культуры») (4 класс), - «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс); - внеурочная деятельность (1-3, 6-7 классы), - кружковая деятельность (8-9 классы).

Самое главное для введения предметов духовно-нравственной направленности – это наличие подготовленных кадров. Более 30 % педагогов нашей школы прошли специальную курсовую подготовку по данному направлению.

Курс «Основы православной культуры» имеет не религиозное, а культурологическое содержание. Предметы духовно-нравственной направленности дают возможность по-настоящему понять культуру, которая в школе уже изучается. Почему у молодежи нет интереса к русской литературе, живописи, классической и народной музыке? Потому что дети не понимают, о чем говорит автор, что переживают герои, что они чувствуют, отчего страдают: дети не знают языка нашей культуры. Обучение подрастающего поколения основам религиозной культуры – не путь к клерикализации общества, но дорога, ведущая к нравственному оздоровлению, укреплению национальной и культурной идентичности нашего народа, а, в конечном счете, – к стабильности государства.

Очень важна нравственная составляющая курса «Основы православной культуры»: мы говорим о духовно-нравственном становлении личности, а не об информировании учеников о той или иной религии.

При проведении занятий по «Основам православной культуры» необходимо: - акцентировать внимание на формирование мотивационной основы изучения нового материала: интерес к православной культуре, желание следовать этическим нормам православного вероучения (любовь, совесть, доброта и другие), - создавать условия для развития интеллектуальной, эмоциональной и действенно-практической активности учащихся, - привлекать детей к совершению дел милосердия и благотворительности, так как только в этом случае усвоенные знания будут являться руководством в жизни. (В нашей школе - это шефство над ветеранами Великой Отечественной войны).

2) Интеграция задачи духовно-нравственного воспитания в содержание общеобразовательных предметов.

Наши учителя стараются на каждом уроке по каждому предмету вести целенаправленную работу над  духовно-нравственными понятиями и темами, над закреплением нравственных норм и правил.

Предметы гуманитарного цикла просто предназначены для решения данной задачи. Например, на уроках истории мы говорим не просто об адмирале Ф.Ф.Ушакове, а о святом праведном Федоре Ушакове, корабли которого называли «плавающими монастырями»; не просто о великих князьях А. Невском и Д. Донском, а о святых благоверных князьях Александре Невском и Дмитрии Донском.

Несмотря на то, что физика и математика – точные науки, эти предметы обладают большим воспитательным потенциалом. Ещё в 19 веке польский математик Хуго Штейнгаус заметил, что «между духом и материей посредничает математика». На уроках математики материал духовно-нравственного содержания может быть использован в качестве фона, исходного материала для решения образовательных и развивающих задач курсов, для составления математических задач, при решении примеров и другое.

3) Первоочередное решение задач духовно-нравственного развития и воспитания во внеклассной и внеурочной работе школы:

- в школе реализуется Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на 2013 – 2018 годы. Общая модель Программы включает в себя пять блоков: 1. Ценностное отношение к семье (Раздел программы «Дом и семья в русской культуре»). 2. Ценностное отношение к окружающему миру и людям (Раздел программы «Мир вокруг нас»). 3. Ценностное отношение к традиционной культуре (Раздел программы «Праздники и традиции в русской культуре»). 4. Ценностное отношение к родному краю (Раздел программы «Наша малая Родина»). 5. Ценностное отношение к Отечеству (Раздел программы «Русь Святая»). Основное содержание Программы реализуется через классные часы.

- большой популярностью пользуются у учащихся, педагогов и родителей паломнические поездки по святым местам; разработана и реализуется  программа «Духовное краеведение», - традиционными стали в школе общешкольные внеклассные мероприятия духовно-нравственного содержания, - в школе действует научное общество учащихся «ЮНИС»; ежегодно проходит школьная научно-практическая конференция учащихся,  участники которой регулярно поднимают проблемы духовного наследия России, - ознакомление с православными традициями проходит через школьную печать: общешкольную настенную газету «27 мгновений» и печатную газету «Как живешь, Азарово?».

4) Взаимодействие школы по проблемам духовно-нравственного воспитания с Русской православной церковью: приглашение священнослужителей на классные часы и общешкольные мероприятия, родительские собрания, методические объединения педагогов. Сотрудничество с Русской Православной Церковью мы выделяем отдельным блоком, но оно проходит через все составляющие духовно-нравственного воспитания в школе.

МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 27 им. К.Г. Макарова» г. Калуги является опорной площадкой по теме: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся».

Большое внимание уделяется в школе патриотическому воспитанию. И, хотя, мы останавливаемся на патриотическом воспитании несколько обособленно, считаем, что оно является неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания. Основными составляющими патриотического воспитания в школе являются:

1) Поисковый отряд «Данко», который действует в школе с 2003 года. В состав отряда входят ученики и выпускники школы, ставящие перед собой задачи увековечения и сохранения памяти о павших защитниках Отечества; сотрудничества с Советом ветеранов и помощь ветеранам Великой Отечественной войны. 2) Музей «Судьба солдата». Музейная педагогика является неотъемлемым элементом образовательного процесса школы. 3) В школе сложились свои традиции: - общешкольные праздники к Дням воинской славы, - Фестиваль детского творчества, посвященный Великой Победе, - смотр строя и песни к Дню Победы, - школа имеет свои Знамя и Гимн. 4) Сотрудничество с советом ветеранов шефствующего предприятия ОАО «КЗАЭ» и шефство над ветеранами Великой Отечественной войны, проживающими в микрорайоне школы. 5) Экскурсионные поездки по местам боевой славы.

За большую работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения решением Городской Думы г. Калуги школе присвоено имя К. Г. Макарова, кавалера трёх орденов Славы.

И в заключении хотелось бы сказать, что цель у нас одна – воспитать в подрастающем поколении живое нравственное чувство, вложить в сердца молодых людей преданность исконным духовным ценностям, любовь к Отчизне, к родной культуре, истории и языку, вырастить граждан, ответственно относящихся к будущему своей страны.

(Раздел программы «Наша малая Родина»).

5. Ценностное отношение к Отечеству (Раздел программы «Русь Святая»). Основное содержание Программы реализуется через классные часы.