Методическая разработка урока музыки «Гармония в мире и музыке»

Дата публикации: 2018-05-21 07:59:38
Статью разместил(а):
Ветренцева Наталья Владимировна

Методическая разработка

урока музыки «Гармония в мире и музыке»

для учащихся 5 класса

Автор: Ветренцева Наталья Владимировна

учитель музыки высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ № 3 г. Вольска Саратовской области»

 

Цели и задачи:

·      обеспечить усвоение учащимися понятия гармонии на примере различных сфер деятельности человека;

·      развивать познавательную активность учащихся, создать образ города Вольска через гармонию архитектурных стилей и музыки;

·      развивать музыкальные и творческие способности учащихся;

·      способствовать формированию духовной культуры и социально-активной личности ребенка.

Оборудование:

·      мультимедийный проектор для просмотра слайдов: храм Благовещения Пресвятой Богородицы; памятный комплекс Защитникам, павшим в Великой Отечественной войне; музыкальное училище; панорама г. Вольска;

·      наборы карточек для определения типа гармонии для каждого учащегося;

·      музыкальный центр для прослушивания музыкального материала.

Музыкальный материал:

·      «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка;

·      «Молитва», «Баба-Яга», «Похороны куклы» П.И. Чайковского;

·      «Богородице, Дево, радуйся» С. Рахманинова;

·      «Лакримоза» из «Реквиема» В.А. Моцарта;

·      «Баллада о гитаре и трубе» Я. Френкеля;

·      «Песня о Вольске» В. Георгиевой.

 

Конспект урока:

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

- Я очень рада новой встрече с вами. Несмотря на то, что за окном по-зимнему холодно, у нас в классе тепло и уютно от ваших лучистых глаз. Наверное, это потому, что мы находимся в гармонии со всем окружающим миром.

2. Ознакомление с новым материалом.

(на партах находятся тексты стихотворений, о которых пойдет речь)

Под музыкальное сопровождение музыки К. Глюка учитель читает отрывки стихотворений:

В размеры стройные стекались

Мои послушные слова

И звонкой рифмой замыкались.

В гармонии соперник мой

Был шум лесов, иль вихорь буйный,

Иль иволги напев живой,

Иль ночью моря гул глухой,

Иль шепот речки тихоструйный.

Все в ней гармония, все диво,

Все выше мира и страстей…

…Звуки умертвив,

Музыку я разъял, как труп. Поверил

Я алгеброй гармонию.

 

- Я прочитала вам строки из разных стихотворений одного и того же поэта, не догадались какого? (А.С. Пушкина)

- Какое слово присутствовало во всех отрывках? (слово «гармония»)

- Что, на ваш взгляд, оно означает? (ответы детей)

- Давайте поразмышляем, в каком значении употребляется это слово в каждом из отрывков. Для этого вы поработаете «в парах».

1.      Работа «в парах»:

2.    Прочитайте внимательно фрагменты стихотворений, обратите внимание на слово «гармония», в каких значениях оно употребляется в каждом из фрагментов.

3.    Соедините «стрелками» стихи и значения слова «гармония», в котором оно употребляется в этих стихах.

 

Значения слова «гармония»:

1.      Гармония – наука об аккордах и музыкальных созвучиях.

2.      Под гармонией подразумевается поэзия.

3.      Гармония – стройность, соразмерность, красота.

Фрагменты стихотворений:

1.    В размеры стройные стекались

Мои послушные слова

И звонкой рифмой замыкались.

В гармонии соперник мой

Был шум лесов, иль вихорь буйный,

Иль иволги напев живой,

Иль ночью моря гул глухой,

Иль шепот речки тихоструйный.

2.    Все в ней гармония, все диво,

Все выше мира и страстей…

3.    …Звуки умертвив,

Музыку я разъял, как труп. Поверил

Я алгеброй гармонию.

Проверка:

- И так, в смысле стройности, соразмерности, красоты, в каком отрывке употребил слово «гармония» поэт? (во втором, это стихотворение «Красавица»)

- А где под гармонией подразумевается поэзия? (в первом, стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом»)

- Близко к этому значение и третьего отрывка (это слова Сальери из «Маленькой трагедии»). Недаром поэт далее произносит тост:

… за искренний союз,

Связующий Моцарта и Сальери,

Двух сыновей гармонии.

– Только речь тут идет уже не о поэзии, а о музыке.

 

Сообщение темы урока:

- И сегодня на нашем уроке мы будем говорить о гармонии не только в музыке, но и в искусстве, и в окружающей нас жизни.

Тема урока: «Гармония в мире и музыке».

– Эпиграфом к уроку будут слова известного древнего мыслителя Птолемея: «Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии?»

– Слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя не проявляла – в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческого тела. Древние греки словом «гармония» даже определяли периоды мирной жизни, свободной от войн и потрясения. И это же слово было избрано для выражения глубинного смысла музыки. Итак, гармония – это искусство музыкальной красоты.

Гармонию в музыке можно определить словами: светлая, темная, напряженная, резкая, изысканная, красочная и т.д.

Задание:

– Я буду исполнять небольшие фрагменты произведений, а вы определите, и покажите карточкой (наборы карточек находятся  у каждого учащегося на партах), какая гармония в этих фрагментах.

 (учитель исполняет фрагменты пьес на фортепиано: «Молитва», «Баба-Яга», «Похороны куклы» П.И. Чайковского, а дети показывают соответствующее слово).

 

3. Закрепление.

– Послушайте музыкальное произведение и обратите внимание на экран.

(слушание произведения С.В. Рахманинова «Богородице, Дево радуйся» с просмотром слайда с изображением храма Благовещения Пресвятой Богородицы).

– Какой была здесь гармония? Покажите нужную карточку (светлая, изысканная). 

– Что вы почувствовали, слушая эту музыку?

– Музыка этого произведения светлая, умиротворённая, возвышенная. Это произведение великого русского композитора С.В.Рахманинова.

– А знакомо вам данное архитектурное сооружение? Это храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

– Гармонично ли сочетание увиденного и услышанного?

– Как бы вы условно назвали этот храм? Храм … (чего?)… Души (учитель вывешивает соответствующую табличку).

– Я убедилась, что вы находитесь в гармонии со своей душой, а в гармонии ли вы со своим телом?

          

Пластическое интонирование.

– Как вы успели убедиться, гармоничных сочетаний в окружающем нас мире много.

– Послушайте ещё один музыкальный фрагмент и выразите словами, что вы чувствуете (слушание фрагмента «дисгармония»).

– Можно ли назвать гармоничным сочетание этих звуков?

– Такое сочетание звуков называется «дисгармония».

– И так, дисгармония – это неблагозвучное сочетание звуков, нарушение гармонии, а также отсутствие согласия, разлад.

– А в окружающем нас мире, какие вы можете назвать дисгармоничные явления? (война).

– И хотя на территории нашего города не проходили боевые действия ВОВ, на защиту Родины встали жители Вольска.

– Вольчане свято чтут память павших в той войне (слушание фрагмента «Лакримозы» из «Реквиема» В.А. Моцарта с просмотром слайдов с изображением Памятного комплекса Защитникам, павшим в ВОВ).

– Какая гармония была в этом произведении? (учащиеся поднимают соответствующую карточку).

– Произведение называется «Лакримоза» из «Реквиема» В.А. Моцарта.

– Гармонично ли сочетание музыки и архитектурных сооружений? Почему?

– Как бы вы назвали памятный комплекс? Храм…(чего?)…Памяти (учитель вывешивает соответствующую табличку).

– Для того чтобы помнить о героях и событиях ВОВ, композиторами написано много произведений и песен. Одну из них мы разучивали на прошлом уроке. Как она называется?

 

Исполнение песни.

– А вот ещё одно архитектурное сооружение (показ слайда с изображением музыкального училища). Это здание Вольского  музыкального училища.

– Рядом восстановили Троицкий Собор. Гармонично ли сочетание этих архитектурных сооружений? Почему?

– Как условно можно назвать музыкальное училище? Храм…(чего?)…Искусства (учитель вывешивает соответствующую табличку).

 

По ходу урока на доске выстраиваются таблички:

Храм                                   Храм                                Храм

Души                                 Памяти                         Искусства

– И всё это (учитель показывает на таблички) можно назвать одним словом – культура. И не просто культура, а культурное наследие одного города, в данном случае города Вольска.

            Слушание «Песни о Вольске» В. Георгиевой.

– Эту песню написала наша землячка, воспитательница детского сада  – В. Георгиева.

Разучивание песни (вокальная-хоровая работа).

 

4.    Итог урока.

– К сожалению, урок подошел к концу. А помните ли вы, на какой вопрос мы искали ответ в течение нашего занятия: «Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии!?»

-  Как вы ответите на это вопрос- восклицание? (ответ детей)

–  Когда мы видим безобразные улицы, дома или предметы. То, наверное, связываем их ущербный облик с дисгармонией. И, наоборот, когда что – то радует наш глаз, мы становимся лучше, а мир вокруг нас прекрасен и гармоничен.

Оценки.

 Спасибо за урок.