Урок рефлексии «О, Е и Ё после шипящих и Ц в существительных»

Дата публикации: 2018-09-07 10:00:22
Статью разместил(а):
Елистратова Юлия Анатольевна

Урок рефлексии в 5 классе

«О, Е и Ё после шипящих и Ц в существительных»

Автор: Елистратова Юлия Анатольевна

Учитель русского языка и литературы

 

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Модель обучения: базовая (5 класс – 7 часов в неделю).

Реализуемая программа: составлена на  основе программы образовательных учреждений «Русский язык 5-9 класс»; Автора: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская; Москва, « Просвещение», 2013 год издания.

Цель: формирование у учащихся способностей к фиксированию собственных затруднений в употреблении правила «О, Е и Ё после шипящих и Ц в существительных» на практике, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения.

Задачи урока:

Образовательные:

·          формирование умения находить в словах орфограммы «О, Е и Ё после шипящих и Ц в существительных»

·          отработка алгоритма «Нахождение орфограммы  О,Е и Ё после шипящих…»

·          обогащение и совершенствование устной речи, умение вести диалог.

Развивающие:

·         осуществление системно-деятельностного подхода

·         развитие внимания

·         формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

- развитие умения формулировать и аргументировать свои действия

- формирование умения оценивать результаты работы, вносить необходимые  коррективы в свою деятельность

- работа над осмыслением своей деятельности.

Воспитательные:

·         воспитание интереса и уважения к родному языку

·         воспитание ценностного отношения  к слову

·         отработка навыков  работы в сотрудничестве, в атмосфере поддержки и заинтересованности

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

·      Умение  применять  полученные знания по теме на практике, формулировать способ коррекционной деятельности.

·      Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Метапредметные:

·      Формирование ценностного отношения к русскому языку

·      Формирование нравственных ценностей

Личностные:

·      Умение формулировать индивидуальную цель своих будущих действий

·       Самооценивание, осмысление своей деятельности

Структура урока:

1) Этап мотивации (1-2)

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно- значимом уровне.

2) Этап актуализации и пробного учебного действия(8-12)

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание их потребности к исправлению собственных ошибок

3) Локализация индивидуальных затруднений(6-7) 

 Цель: выявления места и причины затруднений и уточнение цели урока.

4) Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений (2-3)

Цель: построение детьми проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению.

5) Этап реализации построенного проекта(5-7)

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

6) Этап обобщения результатов во внешней речи (2-3 мин.) 

Цель: усвоение способов действий, вызвавших затруднения.

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)

Цель: фиксирование достижения индивидуальной цели и создание ситуации успеха.

8) Этап включения в систему знаний и повторения (5-6 мин.) 

Цель: включение используемых способов в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного материала. 

9) Этап рефлексии деятельности (3-4 мин.)

Цель: самооценка результатов деятельности.

 

Ход урока

1. Этап мотивации.

Приветствие учителя:

«Доброе утро, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на своего соседа по  парте и улыбнитесь ему, давайте начнем работу с хорошим настроением».

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

- Какое правило мы изучали на прошлом уроке?

- Чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, давайте решим задачку.

На доске: ПШОНКА

Ученик так объяснил орфограмму : раз ударение падает на суффикс, то пишем «О», по правилу. В чем он был не прав? Почему?

Учащиеся находят морфему, в которой встречается орфограмма. Повторяем алгоритм нахождения орфограммы в слове.

- Итак, как мы можем сформулировать тему урока?

Запись на доске и в тетрадях:

Правописание  О, Е и Ё после шипящих и Ц в существительных.

- Раз мы знаем правило, что нам необходимо сделать на сегодняшнем уроке, в чем потренироваться, а как нам это сделать? 

Учащиеся предлагают потренироваться и отработать данные правила на практике.

Выполнение самостоятельной работы №1

Самостоятельная работа №1

1. Придумайте задание к данным словам  и выполните его в тетради

Капюш..н, ч..рный,  пш..нка, ш..колад,  ш..в,  ш..пот, щ..тка, товарищ..м, черпать  ковш..м, поросло камыш..м, следить за туч..й, получил ож..г.

2. Исправьте ошибки в написании существительных в данном тексте

В стороне от булыжной улицы под сенью грушовых и алычёвых деревьев находилось небольшое кафе « Пчолка», где посетителям в любой одежёнке предлагали печонку с тушёной картошкой.

 

3 Этап. Локализация индивидуальных затруднений.

Учащиеся  меняются работами и проверяют по образцу. Отмечают «?» места ошибок.

Образец:

1. Придумайте задание к данным словам:

Капюшон, чёрный,  пшёнка, шоколад,  шов,  шёпот, щётка, товарищем, черпать  ковшом, поросло камышом, следить за тучей, получил ожог.

2.Исправьте ошибки в написании существительных в данном тексте:

В стороне от булыжной улицы под сенью грушёвых и алычовых деревьев находилось небольшое кафе « Пчёлка», где посетителям в любой одежонке предлагали печёнку с тушёной картошкой.

 

4 Этап. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Учитель: Итак, после проверки работ, что можно сделать, чтобы исправить свои ошибки?

Учащиеся  рассказывают, как они будут исправлять свои ошибки, чем пользоваться при работе над ошибками.(алгоритм, эталон, учебник, тетрадь, словарь)

Выбираются консультанты. Они будут помогать ребятам.

Те, кто не допустил ошибок, получают творческое задание:

Составить стихотворение, используя данные рифмы или составить сказку, используя слова с изученной орфограммой ( эти тексты будем использовать на послед.  уроках  в качестве проверочных работ).

 

5. Этап реализации построенного проекта.

Учащиеся исправляют ошибки самостоятельно, используя алгоритмы, при затруднении обращаются к эталону.

Эталон:  

Эталон

1 задание

Капюшон, шоколад,  шов

В этих словах пишется О, потому что орфограмма находится в корне и нельзя подобрать однокоренное слово с буквой Е

 

 

чёрный

пшёнка

шёпот

щётка 

Орфограмма в корне, можно подобрать однокоренное слово с буквой Е

чернеть

пшено

шептать

щетина

товарищем

следить за тучей 

Орфограмма в окончании, ударение НЕ падает на окончание.

черпать  ковшом

поросло камышом

Орфограмма в окончании, ударение падает на окончание.

Получил ожог

Зависит от части речи

2 задание

 « Пчёлка»

 

  одежонке

 

 

  печёнку

 

Орфограмма в корне, однокоренное слово ПЧЕЛА

Орфограмма в суффиксе, ударение падает на суффикс.

 

Орфограмма в корне, однокоренное слово ПЕЧЕНЬ

Консультанты помогают при затруднениях.

 

6. Этап обобщения результатов во внешней речи

Учащиеся, допустившие ошибки, проговаривают: каким алгоритмом или правилом пользовались.

 

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Учитель: Итак, вы проработали свои ошибки. Как нам убедиться, что правило усвоено хорошо? Правильно, нам надо выполнить ещё одну работу, но только те задания, в которых допустили ошибку, и придумать ещё два-три слова на эту же орфограмму.

Сам работа №2

Самостоятельная работа №2

1. Расставьте пропущенные буквы:

Ш..лк, встреча с очевидц..м,  поросло камыш..м,  работать ткач..м,  ж..нглёр, ж..лтый крыж..вник, мельничный ж..рнов, умышленный подж..г.

2. Исправьте ошибки в написании существительных и прилагательных в тексте:

Перед Буратино распахнулась дверь одного из магазинов, и он вошел. Хозяин

улыбался почетному гостю и расставлял товары. Здесь было все: шолковые ткани и

игрушечные щогольские жокеи на лошадях, вкусные жолуди из шеколада и даже

 чорный рыцарский плащ 

 

Ребята, выполнявшие творческое задание, обмениваются работами, проверяют на отсутствие ошибок и сдают учителю.

Выполните проверку по эталону.

Эталон

1. Расставьте пропущенные буквы:    

Шёлк,  встреча с очевидцем,  поросло камышом,  работать ткачом,  жонглёр, жёлтый крыжовник, мельничный жернов, умышленный поджог.

2. Исправьте ошибки в написании существительных и прилагательных в тексте:

Перед Буратино распахнулась дверь одного из магазинов, и он вошел. Хозяин улыбался почетному гостю и расставлял товары. Здесь было все: шёлковые ткани и игрушечные щёгольские жокеи на лошадях, вкусные жёлуди из шоколада и даже чёрный рыцарский плащ 

Уточняем количество ребят,  допустивших ошибки.

 

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Учитель: ну что же, мы провели очень плодотворную работу. На доске кол-во учащихся, допустивших ошибки в 1 сам работе и во второй. Результат очевиден.

Выполняем задание на оценку:

Вставьте пропущенные буквы и отметьте ряд , в котором везде пропущена буква О

 

1) Ш..рох, пол..жить,  отр..сль

2) Врач..м, щ..тка,  р..сток

3) Ш..в, ж..кей,изл..жение.

 

Вставьте пропущенные буквы и отметьте ряд. в котором везде пропущена буква Е

1) Плюш..вый, оранж..вая, в тетрад..

2) Расч..ска, пч..лка, печ..нка

3) Камыш..м, свинц..вый, деш..вый.

 

9. Этап рефлексии деятельности на уроке.

Какие орфограммы вы сегодня проработали и как?

Кто узнал что-то новое?

А кто всё знал и просто  проработал данные правила?

Чем больше всего запомнился сегодняшний урок?

 

Инструктаж.  Домашнее задания:

Составить графический диктант: 1 вариант на буквы Е (Ё)-И ,2 вариант на буквы О-А, используя все известные вам орфограммы.

Или выполнить упражнение 559.