Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.01.2025г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Урок-игра по технологии "Технический труд"

Дата публикации: 2019-01-17 18:43:08
Статью разместил(а):
Охлупина Любовь Николаевна

Урок-игра по технологии "Технический труд"

Автор: Охлупина Любовь Николаевна

 

Класс: 6.

Раздел: индустриальные технологии.

Тема: металлообработка.

Цели:

-                   закрепить полученные знания по темам металлообработки;

-                   стимулирование познавательных интересов и активности в технологической деятельности;

-                   воспитание чувства товарищества, вежливости и деликатности друг к другу;

-                   приобретение опыта разнообразной технологической, созидательной, преобразующей и творческой деятельности

Задачи:

-                   учить  использовать и обобщать знания, полученные на предыдущих уроках;

-                   развивать умение распознавать и оценивать свойства конструкционных материалов;

-                   формирование осознания необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации

Тип урока: повторение предметных знаний.

Целевое назначение – закрепление предметных знаний, формирование УУД.

Результативность обучения – безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными обучающимися, коллективом класса, безошибочные устные ответы, умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь.

Формы работы: групповая и индивидуальная.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

- компьютер, проектор, экран, презентация

- дидактические материалы: кроссворды,  анаграммы, пакеты с образцами металлов, таблицы, штангенциркули.

План урока:

1. Организационная часть  (2 мин.)

2. Творческая разминка       (4 мин.)

3. Решение анаграммы        (7 мин.)

4. Решение кроссворда        (7 мин.)

5. Викторина «Блицтурнир» с применением ИКТ  (10 мин.)

6. Практическая работа на определение металлов и их свойств  (8 мин.)

7. Подведение итогов (2 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организационная часть.

-    Проверка посещаемости

-    Объявление темы и цели урока

-    Формирование команд, выбор капитанов команд, присвоение названия командам.

-    Объяснение практического задания

2. Творческая разминка.

Учитель читает пословицы, прославляющие труд:

·                    Учение и труд вместе идут.

·                    Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож

·                    Руки ценят не по рукавам, а по делам

·                    Всякое дело мастера боится

·                    Наука и труд дивные всходы дают

·                    Всякому молодцу ремесло к лицу

·                    С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся

·                    Без уменья и сила не при чем

Учитель читает загадки командам по очереди. За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу. Если команда дала неверный ответ, ту же загадку учитель задает второй команде. Экспертная группа, в состав которой входят обучающиеся старших классов или родители, выставляют баллы командам за правильные ответы в специальную таблицу (таблица дана в приложении).

-     Голова в избе, нога в стене (гвоздь)

-     Древесину ест едок, сто зубов в один рядок (пила)

-     Двумя зубами гвозди вынимает (клещи)

-     Где упрется хвостом, станет дырка потом (сверло)

-     У конька, у горбунка деревянные бока. Как зажмешь его в руке, заскользит он по доске (рубанок)

-     Зимой и летом одним цветом (ель)

-     Что за свинка: на спине деревяшка, на животе щетинка (щетка)

-     Когда детали получают, то всегда его читают (чертеж)

3. Решение анаграммы.

Командам предлагается разгадать анаграммы, слова которых составлены по теме «Свойства металлов». 

1 команда.

ЕТХНОЛОГИЯ  (технология)

КТЧАСЕВО  (качество)

ГБИКОСТЬ  (гибкость)

ЖДКОИТЕКЧЕУСТЬ  (жидкотекучесть)

МЕЛЛТА  (металл)

ЛОТПНОСТЬ  (плотность)

ЗАРЕНИЕ  (резание)

2 команда.

ВЕРТДОСТЬ   (твердость)

 ПРОНОЧСТЬ  (прочность)

ВКОКОСТЬ   (ковкость)

САТЛЬ  (сталь)

НУГУЧ  (чугун)

АМИЛЮНИЙ  (алюминий)

ВЕСИНАДРЕ   (древесина)

За правильно выполненное задание – 7 баллов (каждое слово оценивается в один балл). Эксперты проверяют задания и выставляют баллы в таблицу.

4. Решение кроссворда.

Командам предлагается решить кроссворды, составленные по темам металлообработки. За правильно выполненное задание каждой команде присваивается по 10 баллов.

По вертикали:

1. Приспособления для закрепления заготовок перед их обработкой.

2. Ударный инструмент, используемый при забивании гвоздей.

3. Конструкционный материал, обладающий высокой прочностью, твердостью, ковкостью, пластичностью, электропроводностью.

4. Помещение, приспособленное для изготовления изделий.

5. В технике – изделие, изготовленное без применения сборочных операций.

6. Рабочий стол с приспособлениями для обработки вручную изделий из металла, древесины и других материалов.

7. Профессия рабочего, обслуживающего прокатный стан.

 

КРОССВОРД

 

 

 

 

 

 

Е

А

И

О

А

Т

Е

Л

С

Л

Е

С

А

Р

Ь

К

О

Т

Т

Л

С

Ц

И

Т

А

Е

Ь

Т

О

 

О

Л

Р

 

А

В

 

К

Л

С

 

К

Щ

 

 

 

К

 

 

И

 

 

 

А

 

 

К

 

 

 

Я

 

 

 

5. Викторина «Блицтурнир» с применением ИКТ

Учитель демонстрирует слайды по темам «Свойства металлов», «Разметка заготовок», «Резание металлов», «Рубка металлов». Участники команд по очереди отвечают на вопросы, содержащиеся в слайдах. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Каждая  тема содержит от 10 до 13 вопросов. Время, отведенное на один ответ – 5-7 секунд. Экспертная группа выставляет баллы и подводит итоги викторины.

6. Практическая работа на определение металлов и их свойств.

Капитаны команд получают конверты с заданиями на определение металлов и их свойств, штангенциркули. В конвертах находятся образцы металлов и таблицы для заполнения. Члены команд коллективно решают задание, один из членов команды заполняет таблицу. Время на выполнение задания – 8 минут. Правильная характеристика каждого из металлов приносит команде 1 балл. Общее количество баллов за практическую работу – 4. Экспертная группа оценивает работу команд и подводит итоги практической работы.

ТАБЛИЦА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТАЛЛОВ И ИХ СВОЙСТВ

Номер образца

Вид образца (листовой металл, брусок или проволока)

Цвет

Название металла или сплава

Свойства металла (легко или трудно сгибается)

Толщина образца

Область применения

1

брусок

Темно-серый

чугун

Не сгибается

8мм

Отливки, изготовление стали

2

Листовой металл

Светло-серый

сталь

Трудно сгибается

0,5мм

Банки, корпусы приборов, канистры, игрушки и др.

4

Листовой металл

Темно-розовый

медь

Легко сгибается

0,5мм

электротехника

5

Листовой металл

белый

алюминий

Легко сгибается

0,8мм

электротехника

7. Подведение итогов.

Учитель обращается к экспертной комиссии с просьбой подготовить данные:

-    Определение команды-победителя;

-    На самого активного игрока;

Экспертная комиссия подсчитывает баллы и подводит итоги урока-игры. В это время учитель задает обучающимся вопросы:

- С какими трудностями вы столкнулись, участвуя в игре?

- Какие новые навыки вы приобрели?

- Какие эмоции вы получили?

-  Что в игре самое интересное?

Далее учитель объявляет: «А сейчас наступает самый ответственный момент – итоги  урока-игры и награждение».

Экспертная комиссия называет баллы, команду-победителя, самого активного игрока и вручает призы.

Ожидаемые результаты деятельности обучающихся в игре:

·         Проверка обучающимися своих способностей: «Что я могу? Чему учиться? В чем трудности?»;

·         Демонстрация обучающихся своих знаний по свойствам металлов, по основным слесарным операциям и слесарному инструменту;

·         Демонстрация обучающимися своих организаторских способностей, проявление себя как лидера в принятии решения;

·         Вовлечение своим примером отстающих одноклассников в творческую деятельность, оказание им поддержки и помощи в практической работе;

·         Получение положительной рефлексии, заряда эмоций на длительное время;

·         Проявление устойчивого творческого интереса в решении творческих, проблемных задач.

 

Таблица итоговых результатов:

№ п/п

Этапы урока

Максим. кол-во баллов

1 группа

2 группа

1.       

Творческая разминка

8

 

 

2.       

Решение анаграммы

14

 

 

3.       

Решение кроссворда

10

 

 

4.       

Викторина «Блицтурнир»

45

 

 

5.       

Практическая работа

4

 

 

6.       

Общее количество баллов

81

 

 

 

Самоанализ

На уроках технологии используются разнообразные методы обучения для освоения детьми теоретических понятий: наглядные, практические, самостоятельные работы, урок-игра, проектная деятельность, решение технических задач и творческих заданий.

Одна из эффективных форм работы – игровая.

Игра для ребенка – естественная потребность. Во время игры дети действуют свободно, не боятся ошибок. Их интересует не результат, а сам процесс игры. Участие в игре снимает психологическое напряжение, которое испытывает ребенок в процессе учебной деятельности, в игре все равны, каждый получает право на свое мнение, отстаивание своей точки зрения. Таким образом, в игре реализуется один из принципов педагогики сотрудничества. Я считаю, что игра обогащает знания, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствует их. Благодаря активной и раскрепощенной мыслительной и речевой деятельности у ребенка вырабатываются такие качества личности, как самостоятельность мышления и творческая инициатива.

В отличии от детской игры – для учебной важен результат. Но ожидаемый результат и решаемые задачи не должны быть очевидны для ребят. Пусть для них игра остается игрой, способом переключиться на другой вид деятельности. А учитель, устанавливая правила игры, будет оценивать не только процесс, но и результат, сравнивая его с ожидаемым.

Кроме учебных целей игровые приемы на уроках технологии способствуют формированию положительного отношения к предмету, разряжают напряженный ритм работы, повышается активность обучающихся.

Вот некоторые варианты игровых форм, которые я использую на своих уроках:

Игра «Кто больше?». Ребятам  надо подобрать как можно больше слов, определяющих те операции или действия, которые выполняли при изготовлении изделия. Эту игровую форму можно применить как в начале урока для активизации, так и в подведении итогов урока.

Игра «Творческая разминка».

1.      Учитель называет материал, а дети называют изделия, в которых используется данный материал.

2.      Учитель называет предмет, а дети называют материалы, из которых его можно изготовить.

Эта игра способствует развитию творчества, находчивости, способствует гибкости мышления.

Кроссворды. Эта игра помогает легче усваивать учебный материал. Кроссворд расширяет кругозор обучающихся, развивает познавательный интерес, заставляет мобилизовать свои знания, способствует формированию интеллекта, развитию памяти и внимания. Кроссворд можно использовать как средство для закрепления нового материала, как домашнее задание и для повторения.

Викторины. В качестве закрепления и контроля знаний проводятся разнообразные формы викторин, которые носят соревновательный характер, что вызывает у детей повышенный интерес к «скучному вопросу».

Представленные формы работы можно изменять и совершенствовать. Главное чтобы эти приемы способствовали развитию ребенка.

По окончании изучения тем «Металлообработка» из раздела «Обработка конструкционных материалов» проводится  урок-игра  в 6 классе. Класс активный, темпераментный. Ко всему новому относится позитивно, уровень сформированности общеучебных навыков и умений достаточный. Преобладают дети с высокой познавательной активностью. Участвуют две команды мальчиков. Обучающиеся от учителя получают задания, вопросы, дают ответы, за которые получают баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Форма работы на уроке – бригадная, индивидуальная.

При обучении методом игры преследуются три дидактические цели:

Образовательные: 

-        Обобщить и систематизировать знания из раздела «Металлообработка»

-        Продолжить развитие умений переноса знаний в новую ситуацию

-        Повысить познавательную активность обучающихся

Развивающие:

-        Развитие инициативы, самостоятельности, уверенности в своих силах

-        Развитие творческого мышления

-        Развитие способностей преодоления трудностей

Воспитательные:

- Ответственность

-  Деловитость

-  Эмоциональную уравновешенность

-  Активность

-  Любознательность

Трудолюбие

-  Приветливость

-  Взаимовыручка

На данном уроке выделены следующие его этапы:

  1. Актуализация знаний
  2. Повторение и обобщение знаний
  3. Рефлексия (осуществляется как по ходу игры, так и на завершающей стадии)
  4. Контроль в ходе игры
  5. Проверка результатов
  6. Подведение итогов

При работе в команде обучающиеся должны показать результат самостоятельной  работы, в частности:

1.      Знания металлов и их свойств;

2.      Знания слесарных операций, устройство слесарного инструмента и его назначение;

3.      Показать результаты своих знаний при выполнении практического задания.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь    
technologi.site