Методическая разработка урока ручного труда "Аппликация "Снегирь и синица"
Методическая разработка урока ручного труда "Аппликация "Снегирь и синица"
Автор: Семенова Нина Олеговна
ГБОУ "Школа № 25" Петроградского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Целевая аудитория: Представленный конспект урока составлен для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми множественными нарушениями развития (II вариант).
В уроке принимают участие ученики, имеющие тяжёлую умственную отсталость, в сочетании с нарушениями опорно-двигательного аппарата разной степен. Один из учащихся имеет нарушение слуха, ввиду чего ведущими каналами получения информации являются визуальный и тактильный. Внимание учащихся неустойчиво, у всех имеются нарушения поведения. Учащимся требуется физическая помощь и физическая подсказка для совершения практических действий с предметами и материалами. Все ученики класса не владеют вербальной речью, но могут вступать в контакт и осуществлять элементарное общение при помощи естественных жестов, вокализации и отдельных слогов.
Актуальность темы: Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (далее ТМНР) предполагает работу в несколько этапов. В начале учебного года проводится диагностика, позволяющая выявить список проблем, на которых будет концентрироваться дальнейшая коррекционно-развивающая работа. В фокусе внимания учителя, работающего с категорией обучающихся с ТМНР, должны находиться, конкретные цели, вытекающие из списка проблем, индивидуального для каждого обучающегося. Цели формируются коллегиально, при участии всех специалистов, работающих с ребёнком и вносятся в индивидуальную карту сопровождения. На основе целей формируется наполнение календарно-тематического планирования и составляются планы отдельных уроков, учитывающие зоны актуального и ближайшего развития каждого из обучающихся. Цель и задачи каждого конкретного урока представляют собой шаги к достижению глобальных целей, реализация которых осуществляется в течение всего учебного года.
Как работа реализуется на практике, можно определить по конспекту урока.
Тип урока: комбинированный.
Цель: учить располагать изображение на листе. Создать коллективную работу в технике аппликации.
Задачи:
Образовательные:
· продолжать формировать умение композиционно располагать детали на листе бумаги;
· формировать навыки самостоятельного использования инструментов для ручного труда;
· актуализировать знания о характерных признаках зимующих птиц (снегирь и синица).
Коррекционно-развивающие:
· продолжать развивать произвольное слуховое и зрительное внимание;
· тренировать и развивать индивидуальные мелкомоторные умения (щепотной, пинцетный захваты).
Воспитательные:
· воспитывать аккуратность при работе с материалами;
· воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.
Материалы и оборудование: колокольчик, оборудование для аппликации по количеству детей (клей-карандаш, салфетки, клеёнка, влажные салфетки для рук); рисунок кормушки на ватмане, заготовки «птички» для аппликации. Кормушка, птички (синица, снегирь - муляжи), аудиозапись с голосами птиц (по теме); Айпад с изображением детей у кормушки (насыпают корм); крупа (пшено), картинки с изображением птиц (синица, снегирь).
Планируемые предметные и личностные результаты |
Ваня С. Самостоятельно обследует дидактический предмет – птицу: находит клюв, перья, крылья, хвост; соотносит объект с изображением; различает синицу и снегиря; выполняет алгоритм аппликации по вербальной инструкции, сопровождаемой жестом; ориентируется на образец; в процессе труда использует щепотной и пинцетный захваты; самостоятельно находит место для своей птички в общей композиции; выполняет двигательные упражнения по образцу и/ или с физической подсказкой. |
Петя Г. Концентрирует внимание на учителе; фиксирует взгляд на демонстрируемом материале; находит место в общей композиции с физической подсказкой; выполняет алгоритм приклеивания детали с физической помощью; выполняет двигательные упражнения в рамках сопряжённых действий; использует щепотной захват при работе с крупой. |
Лёша Д. Соотносит изображение с объектом; различает снегиря и синицу; выбирает объект и /или изображение, место для своей детали с помощью указывающего взгляда; инициирует самостоятельное движение левой руки для захвата, приклеивания (прижатия) детали; ориентируется на образец, следует вербальной инструкции педагога; выполняет двигательные упражнения с физической помощью. |
Маша Г. Активно обследует дидактический предмет – птицу: находит и показывает клюв, оперение на грудке (по вербальной инструкции); различает снегиря и синицу; ориентируется на образец, самостоятельно выбирает место для детали в общей композиции; выполняет алгоритм аппликации по вербальной инструкции и с физической подсказкой; использует щепотной и /или пинцетный захват по вербальной инструкции. |
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
I. Организационная часть. |
|
Учитель проверяет позиционирование Создаёт эмоциональный настрой на работу «Приготовились слушать, смотрим на меня» (жесты). «Начинаем урок» (жест). - предлагает ученикам помочь (по желанию): «Вот звенит у нас звонок -начинается урок» (колокольчик). |
Ученики рассаживаются на места самостоятельно и с помощью педагога. Ученики концентрируют внимание на учителе. По желанию помогают (кто первый поднял руку или продемонстрировал жест «я хочу»). |
II. Основная часть. |
|
Организация познавательной деятельности. «Давайте вспомним, что мы делали на экскурсии?» - предлагает рассмотреть изображение детей, насыпающих семечки в кормушку. |
Слушают, следят за действиями учителя - рассматривают изображение, по желанию находят себя (указательный жест); |
Ждёт, пока каждый из учеников посмотрит на демонстрируемое изображение, задаёт наводящие вопросы. «Что вы делаете? Насыпаете корм: крупу и семечки в кормушку. Вы помогаете птичкам. Потому, что зимой птицам жить трудно. Ведь всюду снег, он засыпал все зёрнышки». «Ребята, мы с вами часто наблюдали за птицами, прилетающими к нашей кормушке за окном. Давайте вспомним, каких птиц мы видели?» - демонстрирует кормушку с муляжами птиц (синица, снегирь); |
- 1-2 ученика находят и показывают кормушку; - обращают внимание на демонстрируемый педагогом материал; |
- называет каждую птицу, выделяя отличительную особенность (цвет оперения); - обращает внимание учащихся на крылья, клюв у птицы; |
- слушают, следят за действиями учителя; |
|
Выполняют действия в контексте задания с разной степенью помощи: |
- предлагает показать: синицу, затем снегиря; |
- находят названную птичку; |
- предлагает выбрать понравившуюся птицу обследовать её тактильно, рассмотреть и найти клюв, «покормить» с ладошки; |
- выбирают птичку, рассматривают, находят клюв; - подставляют ладошку, «кормят» птичку; |
- соотносит муляж с графическим изображением птицы, предлагает ученикам помочь (по желанию); - оказывает помощь затрудняющимся учащимся. |
- фокусируют внимание на графическом изображении птицы; - по желанию помогают, соотносят объект с его графическим изображением. |
Динамическая пауза. Демонстрирует движения - наблюдает, оказывает помощь при необходимости. |
Динамическая пауза. Выполняют движения в соответствии с текстом (с различной степенью помощи). |
Птичкам голодно зимой, нет кормушки ни одной |
- качаем головой |
Хоть какую пищу птички всюду ищут. |
- смотрим по сторонам |
Мы кормушку поместили за своё окошко. |
- выставляем руки вперёд |
Мы насыпать не забыли семечки и крошки |
- показываем жест: насыпаем |
Птички прилетели, на кормушки сели |
- опускаем руки на колени |
Крошки поклевали, семечек поели |
- стучим пальчиками одной руки по ладошке другой руки |
И дальше полетели. |
- машем руками |
Закрепление и включение в систему знаний |
|
«Ой посмотрите, как много птичек к нам прилетело!» - показывает птиц (заготовки) «Как хорошо, что у нас есть для них большая кормушка» - демонстрирует нарисованную на ватмане кормушку; - показывает и объясняет приёмы аппликации, варианты расположения в общей композиции; |
Выполняют действия в контексте задания с разной степенью помощи: - концентрируют внимание на педагоге и демонстрируемом материале; |
- предлагает выбрать понравившуюся птичку и приклеить её (называет выбранную учеником птицу и её отличительную особенность); |
- выбирают изображение птички; - находят место в общей композиции, для своей птички; |
- создаёт условия для самостоятельной работы |
- выполняют аппликацию по алгоритму (с различной степенью помощи) |
- все действия детей сопровождаются вербальной инструкцией сопровождаемой жестом; |
- следуют инструкциям педагога |
- предоставляет возможность учащимся по желанию выбрать ещё одну птичку (тем, кто быстро справился); - оказывает помощь затрудняющимся учащимся, при необходимости помогает выбрать место в общей композиции; - оценивает выполнение заданий. |
- по желанию выбирают изображение ещё одной птички, выполняют аппликацию. |
Звучит запись голосов птиц. «Ребята вы слышите? Послушайте, что-то птицы нам хотят сказать. Я догадалась! Мы забыли насыпать в кормушку корм! Ведь снег засыпал все зёрнышки и птичкам теперь трудно найти еду. Давайте поможем птичкам. Посмотрите, у нас есть угощение для птиц». |
Слушают, следят за действиями педагога |
Демонстрирует контейнер с крупой, ждёт, пока каждый из учеников ознакомится с содержимым; - предлагает нанести клей на изображение горки, посыпать пшеном и прижать; |
Смотрят на демонстрируемый педагогом материал и действия с ним |
- демонстрирует алгоритм выполнения задания. |
- следуют вербальной инструкции, сопровождаемой жестом; - выполняют задание с различной степенью помощи. |
Анализ деятельности на уроке |
|
«Молодцы! Посмотрите, какая красивая картина получилась. На нашу кормушку слетелась целая стайка птиц (перечисление). И всем хватило места и корма!» |
Обращают внимание на демонстрируемый педагогом материал; - по желанию находят и показывают свою птичку (указательный жест). |
III. Заключительная часть. |
|
Перечисляет ключевые моменты с жестовым сопровождением и опорой на картинки. Оценка деятельности учащихся (индивидуальная). Поощряет учеников, обозначает успешные моменты. |
Смотрят и слушают: - концентрируют внимание на педагоге и демонстрируемом материале, прослеживая за указательным жестом учителя. |
«Наш урок подошёл к концу. Вот звенит у нас звонок, наш закончился урок» Учитель показывает жесты: «всё», «встаём» |
По желанию помогают (звонят в колокольчик). |
Таким образом, индивидуальный подход в ходе урока осуществляется за счёт различных способов предъявления учебного материала исходя из психофизических особенностей учащихся, что позволяет создать ситуацию успешности. Для каждого ученика предусмотрен способ выполнения творческой работы в соответствии с его актуальными навыками мелкой моторики, что в свою очередь позволяет вести работу над функциональными захватами с каждым из обучающихся. Повторение ранее изученного материала и его интеграция с новой темой дают возможность реализовать концентрический подход к обучению и облегчают восприятие новой темы.