Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Методическая разработка урока ручного труда "Аппликация "Снегирь и синица"

Дата публикации: 2019-02-06 22:48:19
Статью разместил(а):
Семенова Нина Олеговна

Методическая разработка урока ручного труда "Аппликация "Снегирь и синица"

Автор: Семенова Нина Олеговна

ГБОУ "Школа № 25" Петроградского района Санкт-Петербурга

 

Пояснительная записка

Целевая аудитория: Представленный конспект урока составлен для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми множественными нарушениями развития (II вариант).

В уроке принимают участие ученики, имеющие тяжёлую умственную отсталость, в сочетании с нарушениями опорно-двигательного аппарата разной степен. Один из учащихся имеет нарушение слуха, ввиду чего ведущими каналами получения информации являются визуальный и тактильный. Внимание учащихся неустойчиво, у всех имеются нарушения поведения. Учащимся требуется физическая помощь и физическая подсказка для совершения практических действий с предметами и материалами. Все ученики класса не владеют вербальной речью, но могут вступать в контакт и осуществлять элементарное общение при помощи естественных жестов, вокализации и отдельных слогов.

Актуальность темы: Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (далее ТМНР) предполагает работу в несколько этапов. В начале учебного года проводится диагностика, позволяющая выявить список проблем, на которых будет концентрироваться дальнейшая коррекционно-развивающая работа. В фокусе внимания учителя, работающего с категорией обучающихся с ТМНР, должны находиться, конкретные цели, вытекающие из списка проблем, индивидуального для каждого обучающегося. Цели формируются коллегиально, при участии всех специалистов, работающих с ребёнком и вносятся в индивидуальную карту сопровождения. На основе целей формируется наполнение календарно-тематического планирования и составляются планы отдельных уроков, учитывающие зоны актуального и ближайшего развития каждого из обучающихся. Цель и задачи каждого конкретного урока представляют собой шаги к достижению глобальных целей, реализация которых осуществляется в течение всего учебного года.

Как работа реализуется на практике, можно определить по конспекту урока.

Тип урока: комбинированный.

Цель: учить располагать изображение на листе. Создать коллективную работу в технике аппликации.

Задачи: 

Образовательные:

·         продолжать формировать умение композиционно располагать детали на листе бумаги;

·         формировать навыки самостоятельного использования инструментов для ручного труда;

·         актуализировать знания о характерных признаках зимующих птиц (снегирь и синица). 

Коррекционно-развивающие:

·         продолжать развивать произвольное слуховое и зрительное внимание;

·         тренировать и развивать индивидуальные мелкомоторные умения (щепотной, пинцетный захваты).

Воспитательные:

·         воспитывать аккуратность при работе с материалами; 

·         воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.

Материалы и оборудование: колокольчик, оборудование для аппликации по количеству детей (клей-карандаш, салфетки, клеёнка, влажные салфетки для рук); рисунок кормушки на ватмане, заготовки «птички» для аппликации. Кормушка, птички (синица, снегирь - муляжи), аудиозапись с голосами птиц (по теме); Айпад с изображением детей у кормушки (насыпают корм); крупа (пшено), картинки с изображением птиц (синица, снегирь).

 

Планируемые предметные и личностные результаты

Ваня С. Самостоятельно обследует дидактический предмет – птицу: находит клюв, перья, крылья, хвост; соотносит объект с изображением; различает синицу и снегиря; выполняет алгоритм аппликации по вербальной инструкции, сопровождаемой жестом; ориентируется на образец; в процессе труда использует щепотной и пинцетный захваты; самостоятельно находит место для своей птички в общей композиции; выполняет двигательные упражнения по образцу и/ или с физической подсказкой.

Петя Г. Концентрирует внимание на учителе; фиксирует взгляд на демонстрируемом материале; находит место в общей композиции с физической подсказкой; выполняет алгоритм приклеивания детали с физической помощью; выполняет двигательные упражнения в рамках сопряжённых действий; использует щепотной захват при работе с крупой.

Лёша Д. Соотносит изображение с объектом; различает снегиря и синицу; выбирает объект и /или изображение, место для своей детали с помощью указывающего взгляда; инициирует самостоятельное движение левой руки для захвата, приклеивания (прижатия) детали; ориентируется на образец, следует вербальной инструкции педагога; выполняет двигательные упражнения с физической помощью.

Маша Г. Активно обследует дидактический предмет – птицу: находит и показывает клюв, оперение на грудке (по вербальной инструкции); различает снегиря и синицу; ориентируется на образец, самостоятельно выбирает место для детали в общей композиции; выполняет алгоритм аппликации по вербальной инструкции и с физической подсказкой; использует щепотной и /или пинцетный захват по вербальной инструкции. 

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

        I. Организационная часть.

Учитель проверяет позиционирование

Создаёт эмоциональный настрой на работу

«Приготовились слушать, смотрим на меня» (жесты). «Начинаем урок» (жест).

- предлагает ученикам помочь (по желанию):

«Вот звенит у нас звонок -начинается урок» (колокольчик).

Ученики рассаживаются на места самостоятельно и с помощью педагога.

Ученики концентрируют внимание на учителе.

По желанию помогают (кто первый поднял руку или продемонстрировал жест «я хочу»).

     II. Основная часть. 

Организация познавательной деятельности.

«Давайте вспомним, что мы делали на экскурсии?»

- предлагает рассмотреть изображение детей, насыпающих семечки в кормушку.

Слушают, следят за действиями учителя

- рассматривают изображение, по желанию находят себя (указательный жест);

Ждёт, пока каждый из учеников посмотрит на демонстрируемое изображение, задаёт наводящие вопросы.

«Что вы делаете? Насыпаете корм: крупу и семечки в кормушку. Вы помогаете птичкам. Потому, что зимой птицам жить трудно. Ведь всюду снег, он засыпал все зёрнышки».

«Ребята, мы с вами часто наблюдали за птицами, прилетающими к нашей кормушке за окном. Давайте вспомним, каких птиц мы видели?»

- демонстрирует кормушку с муляжами птиц (синица, снегирь);

- 1-2 ученика находят и показывают кормушку;

- обращают внимание на демонстрируемый педагогом материал;

- называет каждую птицу, выделяя отличительную особенность (цвет оперения);

- обращает внимание учащихся на крылья, клюв у птицы;

- слушают, следят за действиями учителя;

- фокусируют внимание на предъявляемом материале.

 

Выполняют действия в контексте задания с разной степенью помощи:

- предлагает показать: синицу, затем снегиря;

- находят названную птичку;

- предлагает выбрать понравившуюся птицу обследовать её тактильно, рассмотреть и найти клюв, «покормить» с ладошки;

- выбирают птичку, рассматривают, находят клюв;

- подставляют ладошку, «кормят» птичку;

- соотносит муляж с графическим изображением птицы, предлагает ученикам помочь (по желанию);

- оказывает помощь затрудняющимся учащимся.

- фокусируют внимание на графическом изображении птицы;

- по желанию помогают, соотносят объект с его графическим изображением.

Динамическая пауза.

Демонстрирует движения

- наблюдает, оказывает помощь при необходимости.

Динамическая пауза.

Выполняют движения в соответствии с текстом (с различной степенью помощи).

Птичкам голодно зимой, нет кормушки ни одной

- качаем головой

Хоть какую пищу птички всюду ищут.

- смотрим по сторонам

Мы кормушку поместили за своё окошко.

- выставляем руки вперёд

Мы насыпать не забыли семечки и крошки

- показываем жест: насыпаем

Птички прилетели, на кормушки сели

- опускаем руки на колени

Крошки поклевали, семечек поели

- стучим пальчиками одной руки по ладошке другой руки

И дальше полетели.

- машем руками 

Закрепление и включение в систему знаний 

 

«Ой посмотрите, как много птичек к нам прилетело!»

- показывает птиц (заготовки)

«Как хорошо, что у нас есть для них большая кормушка»

- демонстрирует нарисованную на ватмане кормушку;

- показывает и объясняет приёмы аппликации, варианты расположения в общей композиции;

Выполняют действия в контексте задания с разной степенью помощи:

- концентрируют внимание на педагоге и демонстрируемом материале;

- предлагает выбрать понравившуюся птичку и приклеить её (называет выбранную учеником птицу и её отличительную особенность);

- выбирают изображение птички;

- находят место в общей композиции, для своей птички;

-  создаёт условия для самостоятельной работы

- выполняют аппликацию по алгоритму (с различной степенью помощи)

- все действия детей сопровождаются вербальной инструкцией сопровождаемой жестом;

- следуют инструкциям педагога

- предоставляет возможность учащимся по желанию выбрать ещё одну птичку (тем, кто быстро справился);

- оказывает помощь затрудняющимся учащимся, при необходимости помогает выбрать место в общей композиции;

- оценивает выполнение заданий.

- по желанию выбирают изображение ещё одной птички, выполняют аппликацию.

Звучит запись голосов птиц.

«Ребята вы слышите? Послушайте, что-то птицы нам хотят сказать. Я догадалась! Мы забыли насыпать в кормушку корм! Ведь снег засыпал все зёрнышки и птичкам теперь трудно найти еду. Давайте поможем птичкам. Посмотрите, у нас есть угощение для птиц».

Слушают, следят за действиями педагога

Демонстрирует контейнер с крупой, ждёт, пока каждый из учеников ознакомится с содержимым;

- предлагает нанести клей на изображение горки, посыпать пшеном и прижать;

Смотрят на демонстрируемый педагогом материал и действия с ним

- демонстрирует алгоритм выполнения задания.

- следуют вербальной инструкции, сопровождаемой жестом;

- выполняют задание с различной степенью помощи.

Анализ деятельности на уроке

 

«Молодцы! Посмотрите, какая красивая картина получилась. На нашу кормушку слетелась целая стайка птиц (перечисление). И всем хватило места и корма!»

Обращают внимание на демонстрируемый педагогом материал;

- по желанию находят и показывают свою птичку (указательный жест).

  III. Заключительная часть.

Перечисляет ключевые моменты с жестовым сопровождением и опорой на картинки. 

Оценка деятельности учащихся (индивидуальная).

Поощряет учеников, обозначает успешные моменты.

Смотрят и слушают:

- концентрируют внимание на педагоге и демонстрируемом материале, прослеживая за указательным жестом учителя.

«Наш урок подошёл к концу. Вот звенит у нас звонок, наш закончился урок»

Учитель показывает жесты: «всё», «встаём»

По желанию помогают (звонят в колокольчик).

 

Таким образом, индивидуальный подход в ходе урока осуществляется за счёт различных способов предъявления учебного материала исходя из психофизических особенностей учащихся, что позволяет создать ситуацию успешности. Для каждого ученика предусмотрен способ выполнения творческой работы в соответствии с его актуальными навыками мелкой моторики, что в свою очередь позволяет вести работу над функциональными захватами с каждым из обучающихся. Повторение ранее изученного материала и его интеграция с новой темой дают возможность реализовать концентрический подход к обучению и облегчают восприятие новой темы.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь