Проектная методика как педагогическая личностно-ориентированная технология
Проектная методика как педагогическая личностно-ориентированная технология при обучении французскому языку
Автор: Клишина Галина Анатольевна
МАОУ ОЦ «Горностай» г. Новосибирск
Метод проектов- это способ достижения цели воспитания и образования через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Перед педагогами стоит проблема разработки способов обучения, направленных на развитие активного, самостоятельного мышления обучаемого, что позволило бы ему применять полученные знания на практике. В методе проектирования используется активная познавательная и творческая совместная деятельность учащихся при решении одной общей проблемы, конкретной практической задачи. К достоинствам метода относится возможность сформировать у обучаемого потребность и умение саморазвиваться и самообучаться. Поэтому проектная методика относится к личностно- ориентированным технологиям, что подтверждается эффективностью ее использования.
Применение метода проектирования при обучении французскому языку основано на активной устной практике каждого учащегося в группе. При этом возникает необходимость не только насытить занятие коммуникативными упражнениями, но и предоставить учащимся возможность использовать иностранный язык как средство общения при решении проблемы. Чтобы поддерживать у учащихся познавательный интерес к языку, развивать желание и потребность его изучения, надо сформировать в них восприятие языка как средства межкультурного взаимодействия. Для этого необходимо не только знакомить учащихся со страноведческой тематикой, но и искать способы включения их в активный диалог культур, учитывающий национальные и региональные особенности страны, в которой проживают ребята. Составление проектов решения практических, реально значимых, интересных и доступных для ребят проблем, касающихся их личных запросов, потребностей, уклада жизни, создает предпосылки для реализации личностно- ориентированных технологий.
Чтобы эффективно использовать метод проектов в обучении, необходимы следующие условия:
1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированных знаний (например, проблема свободного времени, семьи, проблема охраны окружающей среды, проблема здорового образа жизни и т. д.);
2) наличие у учащихся умения осуществлять самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность на уроке или во внеурочное время;
3) структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределением ролей;
4) использование исследовательских методов: определение проблемы, обсуждение ее, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, выводы, проведение совместного обсуждения в форме «круглого стола», творческие отчеты, защита проекта и т. д.
В процессе разработки структуры проекта и его реализации можно выделить следующие этапы:
- предъявление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
- выдвижение гипотез решения поставленной проблемы;
- обсуждение возможных источников информации, оформление результатов;
- работа в группах над поиском фактов, аргументов для защиты проектов;
- защита проектов каждой из групп .
Выполнение заданий проекта, как правило, выходит за рамки занятия и требует достаточно много времени, но эти затраты и приложенные усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:
- занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний и умений, а выходят на практические действия, затрагивают эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация деятельности учащихся;
- ребята в рамках заданной темы ведут творческую работу, самостоятельный поиск необходимой информации, в том числе и лингвистической, в различных источниках;
- используются разнообразные формы учебной деятельности, предполагающие взаимодействие ребят друг с другом и с учителем, роль которого меняется: он становится партнером и консультантом, а не контролером;
- учебный процесс ориентирован на ученика, так как учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;
- воспитывается индивидуальная и коллективная ответственность за конкретную работу, потому что, участвуя в проекте, каждый ученик работает и индивидуально, и в микрогруппе и представляет результаты своей деятельности, которые имеют значение для достижения поставленной цели;
- формируется умение доводить дело до конца, так как ребята должны представить результаты своего труда в виде статьи, сообщения, сделать аудиозапись, оформить альбом, коллаж, стенгазету, выставку и т. д.
Метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме при обучении французскому языку, так как отбор тематики проводится с учетом практической значимости для личности учащегося. Работа по данной методике имеет большое образовательное и воспитательное значение, так как позволяет развивать умение пользоваться французским языком как средством межкультурного взаимодействия, формировать навыки самостоятельного поиска знаний.
Литература:
1. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на завершающих этапах овладения иноязычным обучением// «Иностранные языки в школе». 2000. № 6.
2. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку. Учебное пособие. М., 2000.
3.Круглова О.С. Технология проектного обучения// «Завуч». 1999. № 6.