Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2019-09-09 19:24:32
Статью разместил(а):
Кочуева Елена Николаевна

Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Автор: Кочуева Елена Николаевна

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кишкинская средняя школа» детский сад «Светлячок»

 

Формирование и совершенствование диалогической и монологической  речи, развитие логического мышления, творческих способностей и других психических процессов являются важнейшими условиями для подготовки детей  к обучению в школе. Наряду со многими педагогическими технологиями, в том числе и инновационными, применяющимися современными педагогами в дошкольном образовании, внедряется в процесс образования такая технология, как мнемотехника. Что же такое «мнемотехника»?

Детская азбука прошлых времен – это яркая картинка. Это не просто красочная иллюстрация, украшающая скучную книжную страницу. Это дидактический прием, заимствованный из мнемотехники (или мнемоники) – несложного, доступного и привлекательного механизма запоминания. Считается, что метод мнемотехники появился в VI веке до н. э., и был назван в честь древнегреческой богини Мнемозины – покровительницы памяти. Мнемоника – искусство запоминания, комплекс приемов и способов, помогающих запоминать и увеличивать объем памяти путем получения искусственных ассоциаций. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих быстрое  запоминание с помощью природных механизмов памяти мозга, сохранение и воспроизведение увиденного. В свое время мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ. 

Актуальность технологии обусловлена тем, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит», - говорил великий педагог К.Д. Ушинский. Мнемотехнику в педагогике трактуют по-разному:  В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, В.П. Глухов  – блоками-квадратами, Л.Н. Ефименкова – схемой составления рассказа, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, Т.В. Большева – коллажем.

Мнемотехнология развивает следующие навыки связной речи:

- свободное владение словарем и грамматическим строем языка;

- умение строить логические связи между языковыми формами;

- следование лексической точности,

- умение сравнивать, видеть главное и анализировать.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемотехники такова: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (иллюстрация) и весь текст зарисовывается схематично. Так рассказ, сказку, пословицу, загадку или стихотворение можно «записать», используя пособия - карточки с  картинками, символами или знаками, в которых заложена определенная информация. Кроме развития памяти и функции запоминания у детей, эта технология применяется для развития их связной речи – монологической. Рассматривая такие схемы-планы, ребенок проговаривает увиденную информацию, и в результате этого у него развиваются и совершенствуются навыки описания, рассуждения, повествования и заучивания наизусть, а также развиваются мышление, воображение и память.   

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Технология мнемотехники — доступный и несложный способ для развития связной речи детей в дошкольных  учреждениях и начальной школе, используемый родителями, педагогами и логопедами.  К сожалению, данный метод, на наш взгляд, не слишком популярен в работе с детьми.

Цель мнемотехники - формирование умений у детей старшего дошкольного возраста видеть информацию, проговаривать увиденное изображение, «читая» модельную схему.

Самым популярным средством данной методики являются мнемотаблицы (схемы) – пособия с иллюстрациями для развития долговременной памяти и связной речи. Они представляет собой слова, отдельные фразы (предложения) или текст, зашифрованные в пиктограмме (символическое изображение, заменяющее слова)  или картинках, являющиеся оригинальными подсказками, которые облегчают рассказчику запомнить и воспроизвести текст, пользуясь ассоциативной цепью. Работа с такими таблицами строится по правилу «от простого к сложному». При обучении детей старшего возраста педагоги внедряют мнемотаблицы как для развития памяти и запоминания, так и для формирования и совершенствования связной речи - диалогической и монологической.

Возраст до семи лет – сензитивный период для развития речи. В этот период дети активно усваивают родной язык, а речевое развитие находится на уже более достаточно высоком уровне.  К этому времени дети должны усвоить все звуки, грамматически правильно строить предложения, владеть достаточным лексическим запасом, чтобы понятно, выразительно, эмоционально и непосредственно излагать свои мысли и общаться с окружающими. Такие навыки и умения в речевой деятельности  - результат длительной и усердной совместной работы детей, родителей, педагогов дошкольных образовательных учреждений. Для развития речи используются разнообразные методические приемы, и одним из эффективных является обучение детей высказыванию с опорой на мнемотехнические таблицы.

Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотаблиц можно создать разнообразные дидактические игры, с помощью которых развивается способность составлять связные рассказ и пересказ; отгадывание и загадывание загадок; заучивание стихов и обогащается словарный запас детей. Продумывая различные модельные схемы с детьми, нужно не нарушать следующих условий:

ž- модель должна показывать обобщённый образ предмета;

ž- находить в объекте самое главное;

ž- при обсуждении замысла по созданию модели с детьми, она должна быть им понятна.

В старшем дошкольном возрасте ребенок четко называет предмет, его признаки, характеризует, а также выражает свое отношение. Мышление ребенка уже настолько развито, что он легко может вычленять главные признаки объектов и предметов, конструировать логические цепочки, анализировать и давать умозаключения. Важной задачей при обучении монологу является сформировать у ребенка умение связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Существуют факторы, которые облегчают процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л.В. Эльконина и др. — наглядность.

Рассматривание предметов, картинок помогает ребенку описывать объект, его характерные признаки, связанные с ним действия. В качестве второго дополнительного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он указывал на важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Мнемотехника способствует облегчить для детей образовательный процесс, так как обучение протекает в увлекательной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Рассматривая мнемотаблицы,  дети легче запоминают последовательность действий (например, порядок одевания перед выходом на улицу); привыкают к распорядку дня (изобразив на часах то или иное действие, можно без труда приучить ребёнка выполнять его в положенное время); постигают основы чтения (картинки или символы могут сопровождаться словами, буквами, что вызывает у малыша ассоциативную связь между понятием и буквенным образом); развивают внимательность (схемы и таблицы требуют внимательного рассмотрения для полного понимания действий); развивают образное мышление (наглядность помогает находить связи между образом и словом). Такие приемы главным образом важны для дошкольников, так как умственные задачи у них решаются с основной ролью внешних средств, наглядный материал (таблица, схема) усваивается лучше вербального.

В мнемотаблице можно создать изображение на любую тему (разнообразные предметы, персонажи сказки, явления природы, определенные действия). Оно может быть графическим либо частично графическим. Таблица или схема может быть нарисована от руки, а может, составлена из картинок, как коллаж. Необходимо ребенку представить так, чтобы нарисованное было ему понятно. Кроме рисунков используются символы (условные знаки), максимально приближенные к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких животных и птиц – ёлка. Повторяем, что работа строится от простого к сложному.

На первом этапе в работе с мнемотехникой детей знакомят  с простейшими мнемоквадратами. Мнемоквадрат - отдельный схематичный рисунок с конкретной информацией. Ребенок находит слово, «спрятавшееся» в картинке, а также образует новые слова. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик », его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». В отличие от младшего дошкольного возраста старшим дошкольникам к цветным схемам добавляются черно-белые с графическими рисунками, например, осень - жёлтая или оранжевая буква «О», зима - синяя или голубая буква «З», весна – зелёная буква «В», лето – красная буква «Л». Постепенно можно переходить ко второму этапу – знакомству с новым видом таблиц - мнемодорожками. Задача усложняется, переходим к поэтапной расшифровке сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Мнемодорожкой называется таблица из четырех и более клеток, расположенных линейно. Сначала предлагаются простые предложения, из двух и трех слов, затем постепенно количество слов увеличивается, добавляются предлоги. Детям задают наводящие вопросы: «Кто (что) спрятался в таблице?», «О ком это произведение?». И позже переход к мнемотаблицам- схемам, с множество иллюстраций. Это информационные квадраты, в которых расположены не линейно, а в несколько рядов, каждый из которых обозначает начало нового предложения или абзаца.

Работа по мнемотаблице следует по определенным периодам:

1.  рассматривание таблицы и анализ изображений;

2. проведение расшифровки (раскодировки) информации, т.е. превращение абстрактных символов в образы;

3. самостоятельный пересказ или рассказа по заданной теме.

Размеры мнемотаблиц варьируются в зависимости от возраста детей и уровня их развития. Для детей 5 – 6 лет - таблицы на 9-12 клетках,  для детей 6 – 7 лет - таблицы на 12-15 клетках. 

Активное применение приёмов мнемотехники  в работе с детьми дает возможность достижению хороших результатов в развитии монологической речи дошкольников. Дети увеличивают свои знания об окружающем мире, проявляют интерес к пересказу, сочиняют увлекательные истории, заучивают стихи, загадки и потешки. Преодолевается робость и застенчивость, формируется уверенность и навык свободно держаться перед аудиторией, потому что словарный запас детей значительно обогащается.

Таким образом, применение мнемотехники в работе с детьми по развитию монологической речи является существенным способом. Указанные выше приёмы работы содействуют появлению желания и повышению интереса у детей к «чтению» мнемотаблиц, тем самым позволяют оптимизировать процесс работы с детьми, повышают  результативность формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь