Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Роль речевых жанров в педагогическом дискурсе

Дата публикации: 2019-10-30 13:24:49
Статью разместил(а):
Селявкина Оксана Александровна

Роль речевых жанров в педагогическом дискурсе

Автор: Селявкина Оксана Александровна

ОУ "Копейкинская  школа" Таврического района

 

Актуальность исследования, определенная в соответствии с новейшими разработками в области жанроведения и теории речевой коммуникации, заключается в обращении к таким проблемам, как эффективность речевого общения в сфере педагогического взаимодействия, презентация языковой личности нормированность и  стилистическое своеобразие педагогического дискурса.

Цель исследования – выявить репертуар, реализацию, функции фатических речевых жанров в педагогическом дискурсе.

Понятие «речевой жанр» трактуется двойственно: во-первых, как типовая разновидность текстов, и , во-вторых, как ситуативно-типовое высказывание. Я приняла следующее рабочее определение педагогического речевого жанра: это устойчивая вербальная форма реализации речевого намерения учителя, единство особенных свойств формы и содержания, определяемого целью и условиями педагогического общения, ориентированное на конкретного адресата. Существенными для моего исследования являются указания на информативный, оценочный, императивный или этикетный характер  речевого  жанра. Исследуя речевой жанр, я учитывала коммуникативную установку говорящего – в моём случае – школьного учителя, использовавшего жанровые средства в ситуации урока. Термин дискурс употребляется мною для обозначения процесса коммуникации в учебно-педагогической сфере  коммуникативного взаимодействия.

Для учебно-педагогического общения характерен  функционально-стилевой синтез при учебно-научной и разговорно-литературной констант. Кроме того, педагогическое общение открыто для использования жанровых структур публицистического и делового стилей.

Эффективность педагогического общения находится в прямой зависимости от уровня владения учителем фатическими жанрами, которые соответствуют установке на речевой контакт, обеспечивают поддержание с собеседником речевых и социальных отношений, их регулирование.

В ходе работы я выделила существенные для фатического общения этикетные жанры приветствия, прощания, обращения. При этом жанры приветствия и прощания рассматриваются как этикетная рамка урока, а жанр обращения (коллективного и личностного) - как направленный на контакт, существенный для совместного мышления и эмоционального взаимопонимания ключевой этикетный жанр. Особое внимание было уделено отбору и синтагматике речевых жанров в дискурсивном пространстве, характеризации стандартных  и нестандартных форм выражения типового или ситуативного жанрового содержания.

Жанр приветствия, как правило, вербально заполняется. Имеющимся в русском языке набор нейтральных приветствий используются учителями в соответствии со стандартом (Здравствуйте,  Доброе утро). В соединении с другими жанрами приветствие образует этикетные синтагмы в границах типовых моделей:

Речевой жанр «приветствие» + формула обращения; формула отношения (ты, вы, мы); формула удовлетворения встречей; комплиментарная формула (например, Добрый день, самые замечательные в этой школе).

Типовыми в ситуации урока являются сочетания:

Речевой жанр «приветствие» + формула призыва к началу общей деятельности (например, Здравствуйте, сегодня работаем по подгруппам, приготовьтесь);

Речевой жанр «приветствие» + формула призыва к эффективной коммуникации (Добрый день! Мы с вами должны увидеть и услышать друг друга).

Общеупотребительные нейтральные стереотипы, содержащие семантику приветствия в сочетании с обращением и формулами отношения / удовлетворения встречей, способствуют установлению обратной связи, оформлению субъект-субъектных отношений, доброжелательного коммуникативного взаимодействия.

Специфика педагогической коммуникации проявляется в регулярности сочетаний:

Жанр «приветствие» + формула призыва к соблюдению ритуала (Добрый день! В начале урока школьники приветствуют учителя)',

Речевой жанр «приветствие» + напоминание о времени начала урока; учебно-управленческая команда; формула контроля; формула замечания (.Здравствуйте! Что за разговоры?)', формула запрета {Доброе утро! Прошу не забывать, что на моем уроке нельзя вертеться, отвлекаться, нельзя разговаривать).

Специфика проявляется в основном в тенденции к свертыванию собственно этикетного участка коммуникации. Сочетание речевого жанра «приветствие» с напоминанием о времени начала урока может дисциплинировать класс. В то же время раздражительная интонация учителя нередко вносит в коммуникацию оттенки тревоги, нервозности. Соединение речевого жанра «приветствие» с замечанием по поводу нарушения дисциплины превращает приветствие в формальный знак, способствует возникновению очага коммуникативного напряжения.

Следующие после приветствия формулы призыва, требования к соблюдению ритуала начала урока, с одной стороны, можно считать целесообразными: они поддерживают традиции приветствия учителя, сложившиеся в школе; с другой стороны, категоричность требований дистанцирует коммуникантов, исключает возможность дружеского общения.

Сочетание речевого жанра «приветствие» с цепочкой запретов, выраженных инфинитивными формами с частицей не, способствует возникновению у учеников чувства протеста. Отсутствие в момент приветствия высказывания с семантикой обращения / отношения лишает учебную коммуникацию той обратной связи, на которой основано межличностное взаимопонимание.

Целесообразно выделить группу приветствий, которые употребляются в речи отдельного учителя (например, Здравствуйте, мои други, Доброе утречко). Выделяются индивидуальные стили речи, гармонизирующие или не гармонизирующие общение. Незаполнение позиции приветствия, вербализация отказа от приветствия, характерные для негармонизирующего стиля общения, не приводят к положительному фатическому результату.

Речевой жанр прощания служит сигналом конца коммуникативного взаимодействия. Ситуативно мотивированным является сочетание речевого жанра прощания с речевым жанром «разрешения, позволения».

Сочетание жанра прощания с жанром обещания, окрашенным модальностью заинтересованности, побуждает детей к мыслям о разгадке обещанного учителем сюрприза {Завтра у нас будет такой интересный урок! Я вам кое-что приготовила и очень хочу удивить вас. До завтра!). Сочетание прощания с жанрами обращения / отношения / сожаления / пожелания / удовлетворения / благодарности / комплимента, с высказываниями, содержащими установку на продолжение контакта, гармонизируют коммуникацию, создают атмосферу дружелюбия.

Распространенная в педагогическом общении подмена жанра прощания информационными речевыми жанрами приводит к фатическим неудачам. Подмена прощания педагогическим замечанием с семантикой угрозы, разочарования, укора, порицания (например, Чтоб больше такого не повторялось) создает очаги коммуникативного напряжения.

Жанр прощания, по нашим наблюдениям, очень часто не заполняется, что создает жанровую лакуну. В случае заполнения реализациями речевого жанра прощания являются общеупотребительные формулы (До свидания, Прощаюсь с вами и др.) либо высказывания, замещающие жанр прощания и не являющиеся собственно формулами прощания. Чаще всего это темпоральные формулы (Урок подошел к концу). Урок не получает этикетного завершения. Незаполненность позиции прощания можно считать коммуникативным просчетом учителя.

Речевой жанр обращения сочетается с соотносительными жанрами, например: с жанром приветствия; призыва к совместной учебной деятельности; с формула укрупнения адресата; формулой похвалы; шуткой.

Педагогическая специализация жанра обращения заключается в отборе адресаций оценочного характера (Умники и умницы, Замечательные мои).

Распространенная в речи учителей тенденция употребления местоимения как интонационно оформленного обращения не может быть признана нормативной {Сколько можно к тебе обращаться). В ряде случаев жанровые аномалии можно считать собственно педагогическими речевыми находками {Юные Ньютоны). Попытки учителя уйти от штампа делают коммуникацию более благоприятной для учебного взаимодействия, приводят к положительному гармонизирующему эффекту.

В то же время жанровые аномалии нередко свидетельствуют о невоспитанности учителя, нежелании соблюдать этикетные конвенции (например, обращение в сочетании с упреком: Темнота! Этого-то не знать). В этом случае говорим о коммуникативных неудачах, которые ведут к распаду контакта. Этические и грамматические неправильности осложняют коммуникацию.

В учебном дискурсе наличествуют нормативные формулы приветствия, обращения, прощания, совета, похвалы, поощрительного замечания и др.; в то же время обычный урок изобилует этикетными лакунами, этически недопустимыми обращениями, ироническими замечаниями по поводу физических и умственных недостатков отдельных учеников. Интонационная распущенность, нервозность, ненормативное жестокое поведение — все это снижает общий культурно-речевой уровень педагогического взаимодействия. Несоблюдение коммуникативных норм, прежде всего этических, в зонах фатического педагогического общения свидетельствует о неблагополучии культурно-речевой ситуации в школе.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь