Экспериментальное решение задач
Экспериментальное решение задач
Автор: Бадмаева Антонина Борисовна
МБОУ «ЭМГ», г. Элиста
Укрупненная дидактическая единица обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти. Особую актуальность УДЕ приобретает в условиях введения ФГОС. Принципы технологии УДЕ способствуют формированию универсальных учебных действий, ключевых метапредметных компетенций, развитию учебно-познавательных возможностей обучающихся.
Главная особенность укрупнения единицы усвоения – создание условий для постижения богатства связей и переходов между компонентами единого знания.
Одним из средств укрупнения единицы усвоения служит матричная система фиксации учебной информации.
Перспективная модель ЕГЭ – 2022 по химии предлагается для общественно-профессионального обсуждения. Изменения коснулись задания по теме: «Химические свойства органических соединений» (ч. 1, КИМ 12). Из предложенного перечня органических веществ необходимо выбрать все вещества, которые взаимодействуют с данным реактивом. Определите группу веществ расположенных в матрице, дающие одинаковые аналитические признаки. Какие реактивы используют для качественного определения данных органических веществ? Укажите условия протекания и признаки реакций.
1. Определите группу веществ расположенных в матрице, дающие одинаковые аналитические признаки. Какие реактивы используют для качественного определения данных органических веществ? Укажите условия протекания и признаки реакций.
2. Снимите цветные стикеры и при правильном определении вы найдете три буквенных обозначения – это известная в дидактике современная технология обучения. Правильные ответы могут располагаться, как по горизонтали или вертикали, так и по диагонали матрицы.
Решение экспериментальных задач по теме «Углеводороды»
1. В трех пронумерованных пробирках, закрытых пробками, находятся образцы изогексана, циклогексена и гексина-1. При помощи качественных реакций идентифицируйте эти вещества. Напишите уравнения реакций.
2. В трех пронумерованных пробирках, закрытых пробками, находятся образцы изопрена, пентина-1 и гексана. При помощи качественных реакций идентифицируйте эти вещества. Напишите уравнения реакций.
CnH2n + Br2 → CnH2nBr2 CnH2n-2 + 2Br2 → CnH2n-2Br4
RCH=CH2 → RCООH + СО2↑ (гор. р-р KMnO4 подкисленный серной кислотой)
RCH=CHR→ RCООH (гор. р-р KMnO4 подкисленный серной кислотой)
RCH=C(R)Rʹ→ RCООH + RCОRʹ (р-р KMnO4, серная кислота)
RC≡CH→ RCООH + СО2↑ (гор. р-р KMnO4 подкисленный серной кислотой)
RC≡CR→ RCООH (гор. р-р KMnO4 подкисленный серной кислотой)
RC≡CRʹ→ RCООH + RʹCOOH (гор. р-р KMnO4 подкисленный серной кислотой)
Матрица 1. Качественная реакция на кратную связь
|
«А» |
«В» |
«С» |
1 |
неопентан |
циклопентан |
изобутен |
2 |
гептин-1 |
этилацетилен |
винилацетилен |
3 |
изогексан |
дивинил |
изопентан |
Матрица 2. Качественная реакция на кратную связь
|
«А» |
«В» |
«С» |
1 |
циклопропан |
диметилацетилен |
изобутан |
2 |
циклопентен |
винилбензол |
изопрен |
3 |
неогексан |
кумол |
аллен |
Матрица 1-2 (вариант ответа)
|
«А» |
«В» |
«С» |
1 |
|
|
|
2 |
У |
Д |
Е |
3 |
|
|
|
Качественная реакция на концевую тройную связь
1. Определите, какие органические соединения можно обнаружить реактивом Толленса и аммиачным раствором оксида меди (I). Напишите уравнения химических реакций. Укажите признак реакции.
СН≡СН + 2[Ag(NH3)2]OH → AgC≡CAg↓ + 4NH3 + 2H2O
СН3C≡CH + [Ag(NH3)2]OH → СН3C≡CAg↓ + 2NH3 + H2О С6Н5C≡CH + [Ag(NH3)2]OH → С6Н5C≡CAg↓ + 2NH3 + H2O
Матрица1. Качественная реакция на концевую тройную связь
|
«А» |
«В» |
«С» |
1 |
диметилацетилен |
изобутилен |
пропин |
2 |
пропадиен |
ацетилен |
пентадиен-1,3 |
3 |
фенилацетилен |
пентин-2 |
гексин-3 |
Матрица 2. Качественная реакция на концевую тройную связь
|
«А» |
«В» |
«С» |
1 |
бутин-2 |
бутанон |
этинилбензол |
2 |
бутен-2 |
винилацетилен |
бутен-1 |
3 |
бутин-1 |
бензол |
бензиламин |
СН3СН2С≡CH + [Cu(NH3)2]OH → СН3СН2≡CCu↓ + 2NH3 + H2O
СН2=СНC≡СН + [Cu(NH3)2]OH → СН2=СНC≡СCu↓ + 2NH3 + + H2O
С6Н5С≡СН + [Cu(NH3)2]OH → С6Н5С≡CCu↓ + 2NH3 + H2O
RC≡CH + [Cu(NH3)2]OH → RC≡CCu↓ + 2NH3 + H2O
RС≡СН + [Ag(NH3)2]OH → RC≡CAg↓ + 2NH3 + H2O
Ацетилениды одновалентной меди (желтого цвета) и ацетилениды серебра (белого цвета) представляют собой неустойчивые кристаллические порошки, разлагающиеся со взрывом.
Матрица 1-2 (вариант ответа)
|
«А» |
«В» |
«С» |
1 |
|
|
Е |
2 |
|
Д |
|
3 |
У |
|
|
Решение экспериментальных задач по теме «Спирты»
Реактивом на многоатомные спирты, содержащие две и более гидроксильные группы у соседних атомов углерода, является свежеприготовленный раствор гидроксида меди (II) или никеля. Осадок растворяется с образованием ярко-синего раствора гликолята (глицерата) меди или ярко-зеленого раствора гликолята (глицерата) никеля – комплекса никеля (II) с депротонированным гликолем.
1. В трех пронумерованных пробирках находятся образцы пропандиола-1,3, пропанола-1, и пропантриола-1,2,3. При помощи качественных реакций идентифицируйте эти вещества. Напишите уравнения реакций.
2. В трех пронумерованных пробирках находятся образцы этандиола-1,2, бутандиола-1,3 и этанола. При помощи качественных реакций идентифицируйте эти вещества. Напишите уравнения реакций.
Матрица 1. Качественная реакция на многоатомные спирты
|
«А» |
«В» |
«С» |
1 |
пропандиол-1,3 |
бутандиол-1,2 |
бутантриол-1,2,3 |
2 |
бутандиол-2,3 |
бутандиол-1,3 |
бутандиол-1,4 |
3 |
этандиол-1,2 |
пропандиол-1,2 |
пропантриол-1,2,3 |
Матрица 1 (вариант ответа)
|
«А» |
«В» |
«С» |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
У |
Д |
Е |
Решение экспериментальных задач по теме «Фенолы»
Качественной реакцией на фенолы является появление яркой окраски при действии раствором хлорида железа (III). Фенол дает фиолетовое окрашивание, крезолы – СН3С6Н4ОН синее окрашивание, многоатомные фенолы – окрашивание различных оттенков. Реактивом на фенолы является также бромная вода. Качественным признаком реакции является образование белого осадка. Объясните протекание реакции.
1. В трех пронумерованных пробирках, закрытых пробками, находятся растворы фенола, этанола и уксусной кислоты. При помощи качественных реакций определите эти вещества. Напишите уравнения химических реакций.
о-крезол + 2Br2 → 4,6-дибром-2-метилфенол + 2НВr
м-крезол + 3Br2 → 2,4,6-трибром-3-метилфенол + 3НВr
п-крезол + 2Br2 → 2,6-дибром-4-метилфенол + 2НВr
Матрица 1. Качественная реакция на фенолы (крезолы)
|
«А» |
«В» |
«С» |
1 |
о-крезол |
бензол |
п-ксилол |
2 |
м-ксилол |
м-крезол |
кумол |
3 |
толуол |
о-ксилол |
п-крезол |
Матрица 2. Качественная реакция на фенолы (ксиленолы)
|
«А» |
«В» |
«С» |
1 |
2,3-диметилфенол |
фенол |
фенетол |
2 |
о-метилфенол |
2,5-диметилфенол |
п-метилфенол |
3 |
бензофенон |
ацетофенон |
3,4-диметилфенол |
2,3-диметилфенол + 2Br2 → 4,6-дибром-2,3-диметилфенол + +2НВr
2,5-диметилфенол + 2Br2 → 4,6-дибром-2,5-диметилфенол + +2НВr
3,4-диметилфенол + 2Br2 → 2,6-дибром-3,4-диметилфенол + +2НВr
Матрица 3. Качественная реакция на фенолы (ксиленолы)
|
«А» |
«В» |
«С» |
1 |
2,4-диметилфенол |
фенилбензоат |
о-бромфенол |
2 |
п-бромфенол |
2,6-диметилфенол |
фенолят калия |
3 |
фенолят натрия |
м-метилфенол |
3,5-диметилфенол |
2,4-диметилфенол + Br2 → 6-бром-2,4-диметилфенол + НВr
2,6-диметилфенол + Br2 → 4-бром-2,6-диметилфенол + НВr
3,5-диметилфенол + 3Br2 → 2,4,6-трибром-3,5-диметилфенол + +3НВr
Матрица 4. Качественная реакция на фенолы
|
«А» |
«В» |
«С» |
1 |
о-бромфенол |
о-бромтолуол |
метилбензоат |
2 |
п-бромтолуол |
м-бромфенол |
фенолят калия |
3 |
толуол |
м-бромтолуол |
п-бромфенол |
о-бромфенол + 2Br2 → 2,4,6-трибромфенол + 2НВr
м-бромфенол +3Br2 → 2,3,4,6-тетрабромфенол + 3НВr
п-бромфенол + 2Br2 → 2,4,6-трибромфенол + 2НВr
Матрица 1 (вариант ответа)
|
«А» |
«В» |
«С» |
1 |
У |
|
|
2 |
|
Д |
|
3 |
|
|
Е |
Решение экспериментальных задач по теме «Карбонильные соединения»
Для обнаружения альдегидов используют реактив Толленса. Реактив Толленса – аммиачный раствор оксида серебра, содержащий гидроксид диамминсеребра (I). В результате окислительно-восстановительной реакции происходит восстановление серебра в виде черного осадка или серебряного зеркального налета. Поэтому и название качественной реакции – реакция «серебряного зеркала». Продуктом окисления является карбоновая кислота, при взаимодействии с аммиаком образующая соль.
1. В трех пронумерованных пробирках, закрытых пробками, находятся растворы формальдегида, муравьиной кислоты и изобутилового спирта. При помощи качественных реакций идентифицируйте данные вещества. Напишите уравнения реакций.
2. В трех пронумерованных пробирках, закрытых пробками, находятся растворы формальдегида, ацетона и этилового спирта. При помощи качественных реакций идентифицируйте данные вещества. Напишите уравнения реакций.
Матрица 1. Реакция «серебряного зеркала»
|
«А» |
«В» |
«С» |
1 |
СН3СОСН3 |
СН3СН2СОСН3 |
С6Н5СНО |
2 |
СН3ОСН3 |
СН3СН2СНО |
СН3СН2СООСН3 |
3 |
СН3СНО |
СН3СН(СН3)СНО |
СН3СН2СН2ОН |
СН3CHO + 2[Ag(NH3)2]OH → 2Ag↓ + CH3COONH4 + 3NH3 + H2O
СН3СН2CHO + 2[Ag(NH3)2]OH → 2Ag↓ + CH3CH2COONH4 + 3NH3 + H2O
С6Н5СНО + 2[Ag(NH3)2]OH → 2Ag↓ + C6H5COONH4 + 3NH3 + H2O
RCHO + 2[Ag(NH3)2]OH → 2Ag↓ + RCOONH4 + 3NH3 + H2O
Матрица 2. Реактив Толленса
|
«А» |
«В» |
«С» |
1 |
пропанон |
этаналь |
метаналь |
2 |
пропен |
метановая кислота |
бензальдегид |
3 |
пропеналь |
бензойная кислота |
этановая кислота |
CH2=CHСНО + 2[Ag(NH3)2]OH → 2Ag↓ + CH2=CHСООNH4 + 3NH3 + H2O
НСООН + 2[Ag(NH3)2]OH → (NH4)2CO3 + 2Ag↓ + 2NH3 + H2O
HCHO + 4[Ag(NH3)2]OH → (NH4)2CO3 + 4Ag↓ + 6NH3 + 2H2O
Матрица 1-2 (вариант ответа)
|
«А» |
«В» |
«С» |
1 |
|
|
Е |
2 |
|
Д |
|
3 |
У |
|
|
1. Гидроксид меди (II) свежеосажденный служит также реактивом на альдегидную группу. В результате окислительно-восстановительной реакции гидроксид меди (II) восстанавливается до оксида меди (I) желтого цвета, а при медленном нагревании образуется налет оранжево-красного цвета. Поэтому и название качественной реакции – реакция «медного зеркала». Продуктом окисления является карбоновая кислота, при взаимодействии с гидроксидом натрия образующая соль.
RCHO + 2Cu(OH)2 + NaOH → RCOONa + Cu2O↓ + 3H2O
Матрица 1. Реакция «медного зеркала»
|
«А» |
«В» |
«С» |
1 |
СН3СНО |
СН3СООСН3 |
HCOOH |
2 |
СН3СООС2Н5 |
СН3СН2СНО |
СН3СОСН3 |
3 |
СН3СОСН2СН3 |
СН3СН2СН2ОН |
С6Н5СНО |
СН3CHO + 2Cu(OH)2 + NaOH → CH3COONa + Cu2O↓+ 3H2O
СН3СН2CHO + 2Cu(OH)2 + NaOH → CH3CH2COONa + Cu2O↓ + + 3H2O
С6Н5СНО + 2Cu(OH)2 + NaOH → C6H5COONa + Cu2O↓ + 3H2O
Матрица 1 (вариант ответа)
|
«А» |
«В» |
«С» |
1 |
У |
|
|
2 |
|
Д |
|
3 |
|
|
Е |
Матрица способствует обобщению и систематизации химических знаний. Систематическое сопоставление сходных или противоположных по составу веществ, химических свойств, способов получения органических веществ – приводит к развитию способности одновременно охватывать несколько дидактических единиц взаимосвязи, что способствует самостоятельному извлечению новой информации.
Технология УДЕ – технология создания действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей обучающихся, их интеллекта и творческого начала, расширения химического кругозора.
Литература:
1. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2500 задач по химии для школьников и поступающих в вуз. – М.: Оникс 21 век. Мир и образование, 2002.
2. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.:Аст-Пресс школа, 2007.
3. Пузаков С.А., Попков В.А. Пособие по химии для поступающих в вузы. – М.: 2001.
4. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. – М.: «Просвещение», 1986.
5. Эрдниев Б.П. Матрицы в обучении. – Элиста: Калмыцкий университет, 1990 .
6. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения (часть І,II). – М.: «Просвещение», 1992.