Проект "Этот загадочный космос"
Проект «Этот загадочный космос …»
Автор: Лавриненко Галина Николаевна
Вид проекта: информационно-исследовательский, фронтальный, среднесрочный
Срок реализации: 1 месяц (апрель)
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители, учитель-логопед
Актуальность проекта.
Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано. Загадки Вселенной будоражат воображение с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Дети, живущие в современном мире, как губка впитывают все изменения в обществе. Потеря эталона культурных и духовно-нравственных ценностей и замена их виртуальными играми сказывается на воспитании у ребенка чувства гордости и любви к Родине. Куда бы ни ступил ребенок, всюду изобилие чуждых нам героев для подражания: Бэтмэн, черепашки Ниндзя, космические монстры и т.д. Это вызывает у детей агрессию по отношению к сверстникам.
Дети плохо знают истории своей страны, не умеют гордиться достижениями своего народа. История России богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям россиян. Дети дошкольного возраста способны воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, знать ее героев. Дети должны знать историю российского праздника Дня Космонавтики, дату первого полета человека в космос, о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине, о героических покорителях космических просторов.
В настоящее время в связи с направленностью на развитие современных технологий, исследований, появлением первых космических туристов, тема космоса вновь становится достаточно актуальной. С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию о космосе? Проектный метод позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывая все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни, в организованной и совместной образовательной деятельности. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).Дошкольный возраст –важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребёнка.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность всесторонне развивать личность дошкольника.
Цель проекта: создать условия для формирования предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Задачи:
Для детей:
- систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах;
- развивать поисковую деятельность; интеллектуальную инициативу;
- формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;
- развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;
- воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
- воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете;
- воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.
Для родителей:
- привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и другие форм работы;
- стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
- способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
- установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;
- возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений
- привлечение родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.
Для педагогов:
- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
- создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
- пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос»
Предполагаемый результат: У детей сформируются элементарные знания по теме «Космос» , эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
Дети:
Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта
Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
Родители:
Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
Участие в праздновании российского праздника - День космонавтики и юбилейной даты
Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги:
Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов).
Продукт детской деятельности: викторина «Звездный час».
Описание проекта.
Данный проект на тему « Путешествие в космические дали» разработан для детей подготовительной группы , где будут рекомендованы занятия различной формы организации (групповые, индивидуальные, комплексные ), а также различные формы совместной деятельности педагога и детей, детей и родителей.
Система познавательно-эстетических занятий предполагает использование: различных видов бесед, занятия по изобразительной деятельности, конструирование, занятий-игр. Детям будет предложен наглядный материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т.д.
В процессе занятий дети будут учиться моделировать, рассуждать, анализировать.
Работа будет проходить последовательно и в системе.
При проведении работы будут учитываться возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание занятий будет ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.
В ходе занятий дети будут получать представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форма, размер, движение вокруг Солнца и своей оси. Узнают имя первого космонавта Земли. Уточнят значение слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».
Данные занятия будут развивать логическое мышление, творческое воображение, а также умение детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений
При реализации проекта будут использованы вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное занятие и т.д.
Этапы реализации проекта:
1 этап.
Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
Информация родителей о предстоящей деятельности.
Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов.
2 этап.
Проведение цикла НОД по всем областям.
Работа с родителями по заданной теме.
Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.
3 этап.
Организация выставки детского рисунка.
Совместный с родителями познавательно-тематический праздник «Путешествие в космические дали».
Презентация модели Солнечной системы.
Коллективное панно «Космический коллаж».
Конкурс чтецов «Стихи о космосе».
Предварительная работа:
Подбор наглядного материала и познавательной литературы.
Составление рекомендаций для родителей «Праздник - День космонавтики дома», «Что рассказать ребенку о космосе?
Чтение с детьми Е.П.Левитан "Твоя Вселенная" , "Звёздные сказки" , К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”.
Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Космос”
Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать любую понравившуюся планету и найти информацию про нее. Чтобы потом рассказать и показать другим. Оформить самодельную книгу «Далекие загадочные планеты».
Продукты проекта:
Для детей:
- книжки-самоделки «Далекие загадочные планеты».», «Загадки о космосе»
- конструирование ракеты из бросового материала;
- лепка из соленого теста «В далеком небе, или звездное небо», «Летающие тарелки и пришельцы из космоса».
- работа с бросовым материалом « Пришельцы их космоса»;
- выставка книг о космосе;
- разгадывание ребусов о планетах, разгадывание кроссворда «Загадки астронома».
Для педагогов:
- разработка конспектов НОД по теме;
- подбор компьютерных презентаций;
- выставка книг, энциклопедий о космосе;
- подбор материала для родителей: папки-раскладки, фотогазеты;
- подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми;
- изготовление картотеки подвижных игр, физминуток, динамических пауз по теме;
Для родителей:
- папки-раскладки о космонавтах, информационные стенды и газеты, посвященные Дню космонавтики;
- выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности
- познавательно-тематический праздник «Загадочный космос».
Список используемой литературы:
Летающие звезды" Александра Ткаченко.
1. В. Барудина «Первый в космосе»
2. К. Булычев «Тайна третей планеты»
3. Н. Холин «Я тоже к звездам полечу».
4. Р. Василек «Маленький пилот».
5. Л. Леонов «Солнечный ветер», рассказ.
6. Я. Аким «Земля».
7. Н. Андреев «Взлетевшие к звездам».
8. А. Митяев «Первый полет».
9. В. Бороздин «Необыкновенная школа», «Тренировка», «Поехали».
10. Г. Шалаев. «Почемучка»
11. А. Дмитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка»
12. Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планетах»
13. Энциклопедия «Мир вокруг нас» «Космос»
14. Ю.Линдстрем «Вселенная для детей»
15. Ю.Нагибан «Рассказы о Гагарине»
16. Л.Обухова «Как мальчик стал космонавтом»
17. Е.П.Левитан «Камни, которые упали с неба»
18. Е.П.Левитан «Звездные картинки»
19. Е.П.Левитан «Длинноволосые звезды»
20. Е.П.Левитан «Маленькие планеты»
21. Е.П.Левитан «Твой звездный город – галактика»
22. Е.П.Левитан «Ау, инопланетяне».