Дополнительная общеобразовательная программа "Занимательная математика"
Дополнительная общеобразовательная программа
"Занимательная математика"
Автор: Салюкова Ирина Ильинична
МАДОУ "Д/С №2", ЗАТО Межгорье, Республики Башкортостан
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Удовлетворять естественные потребности детей в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования. Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования давно известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Б. Никитина, блоки Дьенеша, «Лего», счетные палочки Кюизенера и др.), расширяя горизонты мирового образовательного пространства. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме. В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить рекомендации по использованию палочек известного бельгийского математика Кюизенера и Блоков Дьенеша для обучения детей основам математики.
Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребенка. Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Система Дьенеша, пожалуй, менее популярна среди педагогов и родителей, чем, скажем, система Монтессори или Никитина. А между тем, логические игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания. Ведь они способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам.
В комплекте «Блоки Дьенеша» 48 фигур четырех форм: круга, треугольника, прямоугольника и квадрата; трех цветов: красного, желтого, синего; двух размеров: маленького и большого; двух видов толщины: толстых и тонких.
Таким образом, в комплекте нет ни одной абсолютно одинаковой фигуры. Каждая из фигур характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Блоки Дьенеша дают и первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: ребенок вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
В рамках дополнительной образовательной деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с палочками Кюизинера и блоками Дьенеша. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Программа имеет социально-педагогическую направленность. Дополнительная образовательная деятельность с детьми проводится 1 раз в неделю в вечернее время длительностью 25 мин.
Актуальность программы.
Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенной популярностью пользуются палочки Кюизенера и блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера, как дидактическое средство, в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления. Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики. Основная цель использования дидактического материала (по имени автора называемого "блоки Дьенеша"): научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
Программа написана в соответствии с нормативно- правовыми документами: ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 29.12.12г. пр. №273-ФЗ ФГОС дошкольного образования, от 17октября 2013г., пр. №1155 Постановление от 15 мая 2013 г. N 26«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»; Конвенция о правах ребенка.
Новизна программы. Палочки Кюизенера в практической работе с детьми, используются еще недостаточно, но с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи атодидактизма занимают все большее место.
В качестве новизны педагогической идеи выступает то, что детям предлагается ряд игр по развитию всех компонентов устной по аналогии с классическими авторскими играми Золтана Дьенеша. Модернизированные игры «Обручи», «Художники», сюжетно-ролевая игра «Магазин» решают задачи формирования умения согласовывать слова в предложении, построения сложноподчинённых предложений. Игры на звуковой анализ слова «Где спрятался звук» помогают развивать фонематический слух воспитанников. Авторский лэпбук «Игры с блоками» способствует закреплению речевых игр. Пальчиковый театр «Жили-были…» с использованием геометрических фигур развивает умение составлять рассказы на предложенную тему.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в идее использования развивающих игр как эффективного средства умственного, речевого и психического развития ребенка. Раннее использование развивающих игр в обучении позволяет сформировать предпосылки для дальнейшего умственного развития детей, благотворно влияет на развитие личности ребенка. Игры и игровые упражнения дают возможность проводить время с детьми живо и интересно. Все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный или просто поиграть.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена ещё и тем, что развивающие игры оказывают психологическое воздействие, развивают основные психологические процессы, способности ребенка, волевые и нравственные качества личности, а также формируют начальные формы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. Занятия по программе «Занимательная математика» способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
Отличительные особенности программы Занятия по программе «Занимательная математика» построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами. Сначала дети знакомятся с новыми для них развивающими играми, рассматривают, ощупывают, выполняют простейшие задания. Постепенно малыши создают сюжеты, картины из палочек, блоков и кубиков, составляют рассказы по картинкам, «оживляют» героев. Дети учатся классифицировать логические блоки одновременно по двум и трем признакам, знакомятся с символическим обозначением свойств фигур, «расшифровывают» изображения. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми. На занятиях кружка активно используются альбомы, изданные для игр с палочками Кьюзинера Б.Б. Финкельштейн «Дом с колокольчиком». Альбом-игра (Палочки Кюизенера Б.Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей:
• Альбом Блоки «Спасатели приходят на помощь» 5-8 лет.
• Альбом Блоки Дьенеша "Поиск затонувшего клада"(5-8 лет,
• Альбом Блоки Дьенеша "Праздник в стране блоков" (5-8 лет)
• Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша (4 - 7 лет)
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. « От рождения до школы»; учебно-методических пособий: «Математика в детском саду» В. П. Новиковой, З.А. Михайловой «Математика – это интересно», на основе методики В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3 – 7 лет) и направлена на развитие познавательной активности, логического мышления детей имеющих математические способности.
Объем курса 32 занятия в год (1 раз в неделю по 25 минут), продолжительностью 32 недели с октября по май. Программа рассчитана на 1 год обучения, для воспитанников 5-6 лет, в том числе воспитанников с ОВЗ, ООП.
Формы обучения: очная, занятия проводятся в кружке с группой воспитанников в количестве 24 человек.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Цель: Формировать математическое мышление; развивать творческое воображение; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
Задачи программы:
Образовательные |
1. Познакомить учащихся с: - с палочками Кюизенера - с цветом и его оттенками (различать цвет, классифицировать по цвету), размером, толщиной объектов, последовательностью чисел натурального ряда, прямым и обратным счетом. - с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, высота, длина, длиннее – короче, больше – меньше, выше - ниже, толще – тоньше 2. Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи. |
Развивающие |
1. Развивать у детей: -логическое мышление ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать), конструктивного мышления - (на геометрическом материале). -произвольность воображения, внимания, памяти, поведения; - пространственное мышление, сенсомоторную координацию у детей; - способность комбинировать как основу творчества; - умение работать по инструкции; планировать и отслеживать результат; |
Воспитательные |
Воспитание у детей 5-6 лет интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе. - обеспечить комфортный эмоциональный микроклимат, в котором каждый ребенок чувствует себя принятым, защищенным и успешным; - целенаправленно создавать педагогические ситуации проблемного характера, потенцирующих развитие личностных качеств ребенка; - поощрять проявление инициативы, любознательности, отзывчивости, самостоятельности, настойчивости каждого ребенка; - стимулировать интерес к самостоятельному освоению игр, изображений, материалов, инструментов, техник, созданию нового образа; -прививать игровую культуру детям и взрослым. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН:
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1. |
Мониторинг. |
1 |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
2. |
«Цвет и число» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
3. |
«Число и цвет» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
4. |
Знакомство с логически-ми блоками Дьенеша. |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
5. |
«Найди все такие фигуры как эта по цвету и форме» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
6. |
«Как разговаривают числа?» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
7. |
«Дом и мебель для матрёшки». |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
8. |
«Цепочка» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
9. |
«Лесенка высокая и низкая» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
10. |
«Стулья для семьи» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
11. |
«Второй ряд» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
12. |
«Домино» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
13. |
«Весы» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
14. |
«Игра с Винни - Пухом» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
15. |
«Раздели фигуры» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
16. |
«Игра с одним обручем» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
17. |
«Чёт-Нечет» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
18. |
«Состав числа» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
19. |
«Отрицание цвета, размера» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
20. |
«Спасатели приходят на помощь» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
21. |
«Как ещё растут дома из чисел» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
22. |
«Кто в домике живёт?» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
23. |
«Отыщи клад» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
24. |
« Помоги фигуркам выбраться из леса » |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
25. |
«Полосатая салфетка» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
26. |
«Составь коврик» для чисел 7,8,9,10. |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
27. |
«Новости из Простоквашино» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
28. |
«Как белочка и Ёжик играли числами?» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
29. |
«Покажи, как растут числа» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
30. |
«Путешествия со Звездочетом» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
31. |
«Путешествие в страну Математику» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
32. |
«Путешествие в страну Математику» |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
33 |
Мониторинг |
1 |
1 |
иг. упраж-я |
|
Итого: |
33 |
1 |
32 |
Содержание учебно-тематического плана:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
По итогам реализации программы кружка дети будут:
- Уметь выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину; классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам.
- Различать цвета палочек.
- Уметь находить и накладывать нужную фигуру, палочку, грань кубика на изображение в натуральную величину.
- Совершенствуются навыки количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета;
- Свободно ориентируются по числовому ряду;
- Научатся называть предыдущее и последующее число, сравнивать числа, познакомятся с составом числа первого десятка;
- Научатся складывать и вычитать числа в пределах первого десятка;
- Научатся решать простые задачи на сложение и вычитание, логические задачи, познают действия умножения, деления;
- Совершенствуются представления о геометрических фигурах;
- Успешно научатся моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине;
- Повысится уровень знаний в области счёта;
- Появится интерес к новым дидактическим играм, к математике.
- Знать обозначение свойств фигур-блоков, уметь работать со схемами.
- «Расшифровывать» изображения, находить нужную фигуру по обозначению ее свойств.
- Сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать и группировать их по цвету, форме, величине, толщине.
- Выстраивать ряды (лесенки) из палочек, находить недостающую палочку.
- Уметь находить и накладывать нужную фигуру, палочку, грань кубика на более сложные изображения в натуральную величину.
- Выкладывать узоры из кубиков по уменьшенным изображениям
- «Оживлять» изображение, составляя рассказы, придумывая небылицы Выкладывать изображения по памяти.
- Уметь работать со схемами.
- «Расшифровывать» изображение, находить нужную фигуру по обозначению ее свойств. Полученные результаты дети демонстрируют на открытом занятии для родителей.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
- Цветные счётные палочки Кюизенера.
- Блоки Дьенеша.
- Б.Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)
- Б.Б. Финкельштейн «Дом с колокольчиком». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)
- Цветные схемы-карточки.
Методы:
- Творческие
- Развивающие
- Индивидуальные и коллективные
Подходы:
- Сотрудничество и партнерство
- Индивидуальный
- Гуманно-личностный
Алгоритм занятия: краткое описание структуры занятия и его этапов.
Дидактические материалы: раздаточные материалы, технологические карты, наборы палочек Кюизенера, блоки Дьенеша.
Список литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
2. Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 года № 696-з;
3.Конституция Республики Башкортостан (24.12.1993);
4. Конституция Российской Федерации (12.12.1993);
5. Конвенция о правах ребенка (утверждена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989г.);
6. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
9. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.
10. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? М. ; Издательство ГНОМ и Д. 2008, -64.
11. Панова Е. Н., - Воронеж: ЧП Лакоценина С. С., 2007.-96 с.
12. Оценка результативности программы проводится на основе « Диагностики уровня усвоения программы» «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса.
13. Б.Б. Финкельштейн «Дом с колокольчиком». Альбом-игра (Палочки Кюизенера.
14. Б.Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера.
15. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе: учеб.-метод. пособие по коррекционной педагогике для студентов заочного и дневного отделений вузов[Текст]/ сост. Т.Г Неретина, С.В. Суфлян, Н.А. Еремеева; под общ. ред. Т.Г Неретиной. – 2-е изд., перераб. И доп. – Магнитогорск: МаГУ, 2011. – 196 с.
Электронные ресурсы:
1. Дидактические игры-занятия в ДОУ (Младший возраст): практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ : [метод. пособие]/авт.-сост. Е. Н. Панова. - Сер. Младший возраст – Воронеж, 2006.
2. Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столяра. – М., 1996.
3. Консультация для воспитателей. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников.
4. Носова Е.А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. Издание 2-е, исправленное и дополненное, Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002.
5. Система Дьенеша Швайка Т.С.Блоки Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности
Приложение 1
Календарный учебный график
№ п/п |
месяц |
число |
время проведения занятия |
форма занятия |
кол-во часов |
Тема занятия |
Место поведения |
Форма контроля |
1. |
октябрь |
5.10.16 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
Мониторинг. |
доп. группа |
иг. упраж-я |
2. |
12.10.16 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
«Цвет и число» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
|
3. |
19.10.16 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
«Число и цвет» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
|
4. |
26.10.16 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
Знакомство с логически-ми блоками Дьенеша. |
доп. группа |
иг. упраж-я |
|
5. |
ноябрь |
2.11.16 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
«Найди все такие фигуры как эта по цвету и форме» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
6. |
9.11.16 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
«Как разговаривают числа?» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
|
7. |
16.11.16 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
«Дом и мебель для матрёшки». |
доп. группа |
иг. упраж-я |
|
8. |
23.11.16 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
«Цепочка» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
|
9. |
|
30.11.16 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
«Лесенка высокая и низкая» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
10. |
декабрь |
7.12.16 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
«Стулья для семьи» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
11. |
|
14.12.16 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
«Второй ряд» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
12. |
|
21.12.16 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
«Домино» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
13. |
|
28.12.16 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
«Весы» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
14. |
|
11.01.17 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
«Игра с Винни - Пухом» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
15. |
|
18.01.17 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
«Раздели фигуры» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
16. |
|
25.01.17 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
«Игра с одним обручем» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
17. |
февраль |
01.02.17 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
«Чёт-Нечет» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
18. |
|
08.02.17 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
«Состав числа» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
19. |
|
15.02.17 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
«Отрицание цвета, размера» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
20. |
|
22.02.17 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
«Спасатели приходят на помощь» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
21. |
|
01.03.17 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
«Как ещё растут дома из чисел» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
22. |
|
15.03.17 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
«Кто в домике живёт?» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
23. |
|
22.03.17 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
«Отыщи клад» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
24. |
|
29.03.17 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
« Помоги фигуркам выбраться из леса » |
доп. группа |
иг. упраж-я |
25. |
|
05.04.17 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
«Полосатая салфетка» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
26. |
|
12.04.17 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
«Составь коврик» для чисел 7,8,9,10. |
доп. группа |
иг. упраж-я |
27. |
|
19.04.17 |
16.10.-16.35 |
игровая |
1 |
«Новости из Простоквашино» |
доп. 20.04.17группа |
иг. упраж-я |
28. |
|
26.04.17 |
16.10.-16.35 |
игровая |
|
«Как белочка и Ёжик играли числами?» |
доп. гру27.04.17ппа |
иг. упраж-я |
29. |
|
3.05.2017 |
16.10.-16.35 |
игровая |
|
«Покажи, как растут числа» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
30. |
|
10.05.17 |
16.10.-16.35 |
игровая |
|
«Путешествия со Звездочетом» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
31. |
|
27.05.17 |
16.10.-16.35 |
игровая |
|
«Путешествие в страну Математику» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
32. |
|
24.05.17 |
16.10.-16.35 |
игровая |
|
«Путешествие в страну Математику» |
доп. группа |
иг. упраж-я |
33. |
|
31.05.17 |
16.10.-16.35 |
игровая |
|
Мониторинг |
доп. группа |
иг. упраж-я |
Диагностическая карта«Занимательная математика»
Ф.И. ребёнка |
Проявляет интерес к деятельности |
Принимает игровую задачу |
Умеет считать в пределах 10 в прямом порядке и обратном порядке.е |
Умеет узнавать цифры в пределах 9, составлять числа до 5 из единиц и двух меньших чисел. |
Умеет ориентировать в окружающем пространстве, обозначать словами местоположение предметов в пространстве. |
Строит разнообразные постройки, используя объёмные и плоскостные палочки |
Умение осваивать действия с предметом |
Использует речь в процессе игры |
||||||||
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
|
Абдуллина Амалия |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Асанова Карина |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Асанов Слава |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Ахметшин Равиль |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Багаутдинов Азиз |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Биннатова Даяна |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
Булыгина Ксения |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Варавин Василий |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Губайдуллин Эм. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Давлетов Арслан |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
Давлетов Самир |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Жиганова Вероника |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Ильгамов Амир |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Кольцова Виктория |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Кузнецов Роман |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Мигранов Арслан |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Минигулова Лиана |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Орлов Сергей |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Сахаутдинова Айд. |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
Семёнова Карина |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Ситдикова Рената |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Ткач Виолетта |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
Фаттахова Ралина |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
-2 |
Шабунин Павел |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 - выполняет все предложенные задания самостоятельно
1 - выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания
0 - не может выполнить предложенные задания, помощь взрослого не принимает
В-2; С-1; Н-0
Критерии оценки уровня усвоения программного материала:
Высокий уровень: Ребенок активно взаимодействует со взрослым, самостоятельно выделяет и называет цвет, форму, размер палочек, блоков группирует и соотносит их по выделенным свойствам. Определяет количественные отношения. Ребенок проявляет активный интерес к играм с палочками Кюизенера. Правильно отвечает на поставленные вопросы. Умеет пользоваться речью как средством коммуникативного общения, инициативен, активен. С удовольствием слушает художественную литературу, рассматривает иллюстрации. Ребенок свободно ориентируется в предметном окружении. Проявляет заботливое отношения к близким людям, животным, растениям.
Средний уровень: Ребенок повторяет за взрослым названия формы, размера предметов, не совсем точно называет цвета палочек не совсем ориентируется в схемах. Объединяет их одинакового цвета, размера, формы; показывает большие и маленькие, длинные и короткие. Активный словарь ребёнка менее 1000 слов. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы с небольшой помощью педагога. По необходимости пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.
Низкий уровень: Ребенок не проявляет явного интереса к играм с палочками и блоками. Ребенок воспринимает различия палочек по цвету, количеству, размерные отношения лишь в совместной со взрослым игре. Ребёнок понимает обращенную к нему речь, но его речь невнятна, однообразна, бедна по содержанию. Ребёнок с трудом отвечает на поставленные вопросы, чаще всего прибегает к помощи педагога, к жестам. Редко пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.