Программа летнего лагеря дневного пребывания
Программа отдыха в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием
Авторы: Тагильцева Ю.А.
учитель начальных классов, педагог - организатор
и Царегородцева Е.В.
учитель истории и обществознания, начальник структурного подразделения лагеря дневного пребывания "Юность"
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для реализации в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием на базе общеобразовательной школы и рассчитана на детей в возрасте от 6 до 15 лет. Обязательным для лагеря является вовлечение в его работу ребят из многодетных и малообеспеченных семей, трудных подростков.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием – это учреждение, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, выработки первичных трудовых навыков через привлечение к общественно полезной работе, отвлечения подростков от пагубного влияния улиц. Деятельность воспитанников лагеря отлична от типовой учебной деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня самоуважения и самореализации. На реализацию данных задач направлена вся работа летнего лагеря.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей на базе школы успешно выполняет свои функции: он является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности коммуникативной и физической деятельности. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Процесс организации воспитательной работы в летнем лагере направлен на вовлечение ребенка в общественную жизнь с учетом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе его нравственного, эстетического, гражданского сознания. С этой целью в лагере выстроена система воспитательно-оздоровительной работы, что позволяет с успехом решать поставленные задачи.
Установка на всесторонние развитие личности предполагает непрерывную работу, направленную на овладение детьми основами физической культуры в период летних каникул. Воспитание у детей осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни является одной из главных задач данной программы. Организация спортивных соревнований, проведение подвижных игр, конкурсов, встречи с медицинскими работниками, оздоровительные процедуры призваны способствовать укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и функциональных возможностей детей, воспитанию нравственных и волевых качеств личности.
Организация досуга построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребенка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть трудности возрастных проблем. Реализация программы осуществляется через организацию различных видов деятельности.
Программа также способствует формированию самостоятельности детей в организации совместной деятельности, через включение ребят в управление делами на уровне микрогруппы, отряда и предусматривает развитие и воспитание ребят в коллективе.
Отдых – это смена деятельности.
Энергия ребенка в период летнего отдыха находит выход в деятельности творческой, которая, по сути своей, всегда несет психотерапевтический эффект. Использование массовых форм проведения досуга, таких как игры, путешествия, конкурсы, состязания, концертно-игровые программы способствуют включению всех детей в творческую деятельность, расширяют кругозор детей, развивают у них любознательность.
Здание школы расположено на территории г. Полевской. Вокруг школы находится частный сектор. Под лагерь задействованы учебные кабинеты, коридоры, туалеты, спортивный зал, библиотека, спортивная площадка у школы.
Организационные мероприятия:
Директор школы издает приказы:
- О подготовке и проведении летней оздоровительной компании 2018 г.
- Об организации летнего отдыха учащихся в 2018 году.
- Об организации работы лагеря с дневным пребыванием «Юность» в период летних каникул 2018 года. и др.
Общее руководство и ответственность за правильную постановку воспитания и обеспечение материальных условий для занятий возлагается на начальника подразделения лагеря.
Необходимо оборудовать стенды для размещения плана работы, экрана, отражающего жизнь лагеря по дням и ход мероприятий с результатами. Перед открытием смены проводится собрание сотрудников, где начальник лагеря знакомит с обязанностями и инструктирует их.
Необходимая документация готовится и утверждается соответствующими лицами:
1. Инструкции по организации работы лагеря.
2. Программа, включающая городские мероприятия.
3. План работы на смену.
4. План-сетка мероприятий.
До открытия лагеря все воспитатели должны пройти медосмотр и гигиеническое обучение.
Непременным условием результативности работы лагеря является правильное использование его материальной базы. В распоряжение лагеря на весь период работы спортзал школы, кабинеты для кружковой деятельности, библиотека, пришкольный участок со спортивной площадкой.
Цель и задачи программы:
Цель - создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного формирования у детей глубоких знаний истории города. Развитие и гуманитарное образование детей через приобщение к истории и культуре родного края. Организация полноценного и безопасного летнего оздоровительного отдыха учащихся
Задачи:
1. Создание условий для организованного, интересного и безопасного отдыха.
2. Пропаганда здорового образа жизни.
3. Формирование осознанного интереса к истории нашего города.
4. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
5. Формирование общечеловеческих ценностей, качеств, составляющих культуру поведения в социуме.
6. Участие в мероприятиях города.
7. Включать ребёнка в различные виды деятельности с учетом его возможностей и интересов;
8. Знакомить учащихся с географическими, социально-экономическими, политическими и культурными особенностями развития региона.
9. Знакомить учащихся с историей Полевского, его особым значением в жизни родного края, в рамках мероприятий, посвященных юбилею города.
10. Развивать у учащихся толерантность при формировании мировоззренческой позиции, умения жить в условиях диалога культур.
10. Прививать детям принципы личной ответственности каждого человека за судьбу своей страны, родного края, города.
Содержание и форма реализации.
Продолжительность смены 21 день. Программа рассчитана на учащихся 1-7 классов в количестве 40 человек. Руководство смены осуществляется начальником лагеря, за программное и методическое обеспечение отвечает педагог воспитатель. Задача воспитателей: максимально обеспечить всех ребят возможностью интеллектуального развития школьников, их познавательных интересов, продуктивно работать по охране и укреплению здоровья детей.
В лагере проводятся ежедневные линейки, на которых дается старт предстоящим мероприятиям и подводится итог прошедшего дня. На стенде лагеря размещен план работы, состав участников мероприятий и иная информация. Все дети, независимо от возраста, участвуют в жизни лагеря.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:
Безопасность всех проводимых мероприятий;
Учет особенностей каждой личности;
Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
Достаточное количество спортивного инвентаря и материалов для организации всей деятельности лагеря;
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления и виды деятельности:
Образовательно –содержательное направление (краеведение);
Физкультурно-оздоровительная деятельность;
Художественно-творческая деятельность.
Образовательно-содержательное направление:
Образовательная часть включает теоретические занятия, учебные экскурсии. Программа: проблема провинциальной и региональной культуры. Периодизация. Своеобразие культуры Урала (особый тип культуры, промыслы, духовные традиции). Соотношение понятий «культура», «художественная культура», «региональная культура», «народная культура», «городская культура». Проблема традиций в культуре Урала. История изучения региональной культуры Урала.
Теоретическая часть программы способствует систематизации и обобщению знаний о родном крае и формирует у детей обязательный минимум знаний.
Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, ролевые игры и семинары, разработку проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, участие в мероприятиях, посвященных 300 летию Полевского.
Программа работы лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков мировоззрения в целом.
Физкультурно – оздоровительная работа:
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка);
Спортивные игры на стадионе;
Подвижные игры на свежем воздухе;
Эстафеты - спортивная игра «Веселые старты»;
Участие в городских спортивных и оздоровительных мероприятиях;
Ежедневный спортивный час «Все игры в гости к нам!»
Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Художественно – творческая деятельность:
Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
Изобразительная деятельность;
Конкурсные программы;
Творческие конкурсы;
Игровые творческие программы;
Концерты; праздники;
Творческие игры;
Выставки (рисунков, поделок и т.д.)
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Материально- техническое обеспечение:
Наличие канцелярских принадлежностей, материалы для творчества детей.
Видеотехника и аудиоматериалы.
Призы и награды для стимулирования.
Учет достижений. Подведение итогов.
Условия реализации программы
Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании РФ»;
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.;
Устав МБОУ "ПГО СОШ №16";
Положение о лагере дневного пребывания;
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
Инструкции по организации и проведению экскурсий;
Приказы ОО;
Должностные инструкции работников;
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
Заявления от родителей;
Правила регистрации детей при поступлении;
Акт приемки лагеря.
Ожидаемые и прогнозируемые результаты:
Снижение заболеваемости детей в течение учебного года;
Рост самоуважения, снижения уровня общей тревожности;
Усвоение ребёнком норм позитивного взаимодействия с окружающими;
Улучшение психического и физического здоровья;
Повышение экологической культуры учащихся;
Сформированные нравственные ценности: природа, труд, Родина, родной край, коллектив, здоровье;
Улучшение отношений среди детей;
Укрепление убеждения в необходимости саморазвития;
Положительное отношение детей к трудовой деятельности;
Расширение актива учащихся;
Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
Законы лагеря:
Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым;
Без разрешения воспитателей не покидай лагерь;
Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу;
Если воспитатель поднимает правую руку – все замолкают;
Время дорого у нас: берегите каждый час, каждую минуту, каждую секунду – не опаздывайте;
Долой скуку;
Будь вынослив и терпелив;
Один за всех и все за одного! За друзей стой горой;
Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
Бережно относиться к чужим вещам!
Вежливо относиться к своему другу и воспитателю!
Активно участвовать во всех мероприятиях лагерях!
Режим дня:
8.30 - 8.40 Встреча детей
Прием детей, перекличка, планерка.
8.40-9.20- Инструктаж по технике безопасности (поведение в лагере, безопасность, режим дня, санитарные и гигиенические требования, питьевой режим) утренняя зарядка:
Сбор детей и дорога к месту питания (МБОУ ПГО «СОШ № 20»)
9.40 - 10.00 Завтрак
10.00 – 10.30 Сбор детей и дорога к месту дислокации лагеря в МБОУ ПГО «СОШ № 16» после завтрака.
10.30-12.50 Работа по плану отрядов, общественно-полезный труд, работа кружков, спортивные мероприятия, викторины.
12.50-13.20 Собор детей и дорога в МБОУ ПГО «СОШ № 20» на обед.
13.20-14.00 Обед.
14.00 -14.25 Сбор детей и дорога к месту дислокации лагеря в МБОУ ПГО «СОШ № 16» после обеда.
14.25-14.30 Заключительная линейка. Окончание рабочего дня.