Тренировочный процесс хоккеистов
Особенности обучения и тренировки юных хоккеистов
Автор: Пащенко А.И.
Хоккей активно способствует оздоровлению и закаливанию организма, благоприятно сказывается на деятельности органов дыхания и кровообращения, опорно- двигательного аппарата Эта игра способствует воспитанию у занимающихся ряд ценных качеств: быстрота, ловкость, силa, выносливость, гибкость, а также вырабатывает такие необходимые для современного человека свойства личности как смелость, решительность, мужество, чувство товарищества и коллективизма, дисциплинированность, выдержку и самообладание.
Таким образом, успех в организации и проведение учебного процесса зависит от средств и методов обучения и тренировки, определения уровня физических нагрузок. В возрасте 7-10 лет у ребенка недостаточно развиты двигательные мышцы. Следует совершенствовать координационные способности. Развивать у детей мышечное чувство: различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц, а также чувство времени и пространства.
В тренировочном процессе необходимо учитывать преимущественно подражательные способности юных хоккеистов, поэтому следует шире использовать в обучении и тренировке метод показа (демонстрации).
В обучении технико-тактическим приемам к методу показа необходимо предъявить самые высокие требования. Также в обучении следует широко применять видео запись с немедленным просмотром того или иного упражнения, выполненного занимающимися непосредственно на катке.
В ходе учебно-тренировочных занятий важно учитывать возраст формировании нервной системы ребенка, типологические особенности. В результате технической подготовки хоккеист приобретает знания о закономерностях овладения разными способами выполнения технико-тактических приемов в практической игровой деятельности. Вся система обучения и совершенствования хоккеистов направлена, в конечном итоге, на умение играть в хоккей.
Начальный этап подготовки юных хоккеистов имеет большое значение в общей системе многолетней тренировки хоккеистов. В 7-10 лет закладывается основной фундамент конькобежной подготовки, технико-тактического мастерства. Кроме того, в этом возрасте происходит приспособление систем организма, ответственных за энергетическое обеспечение повышенной двигательной активности, к новым условиям мышечной деятельности.
Количество двигательных навыков и умений в этом возрасте еще весьма ограничено, что препятствует плодотворному обучению техническим приемам и правильным навыкам передвижения на коньках.
Занятие общефизической подготовкой в младшем школьном возрасте наилучшим образом влияет на ЦНС и разносторонне воздействует на костномышечный аппарат.
Привлечение детей 7 - 10 лет к регулярным занятиям хоккеем позволяет удлинить начальный период обучения, уделить большее внимание постепенному овладению двигательными навыками, физической, технической и тактической подготовке.
Тренировка в детском возрасте должна носить игровой характер. Игры детям доставляют удовольствие, развивают у них трудолюбие, активность и самостоятельность. Чем больше разносторонних игр и игровых упражнений применяется в детском возрасте, тем богаче становится двигательный навык ребенка, тем легче в дальнейшем он усваивает технику избранного вида спорта.
Игры можно использовать на всем протяжении годичной подготовки юных хоккеистов. Широкое их применение в тренировочных занятиях хорошо воздействует на развитие и совершенствование не только двигательных качеств, но и содействует быстрому освоению сложных технических элементов игры, создают хороший эмоциональный настрой и интерес к занятиям. Подвижная игра не должна превышать 8 - 10 минут. В одном занятии можно применять 2 - 3 игры.
На начальном этапе большое значение имеет обучение технике бега на коньках. Формирование правильного навыка передвижения на коньках предусматривает использование целой системы подготовительных, подводящих и имитационных упражнений.
По мере закрепления старых двигательных навыков постепенно переходят к разучиванию новых, более сложных, при этом вместо подводящих упражнений используются имитационные.
Продолжительность выполнения подводящих упражнений колеблется от 20 секунд до одной минуты, в занятие включается 3 - 4 таких упражнения. Большую пользу приносят упражнения на коньках в раздевалке, на основе элементов равновесия, укрепления мышц и связок нижних конечностей (ходьба на коньках с высоким подниманием бедра, небольшие выпады вперед, в сторону, приседания, наклоны и т.д.).
С целью облегчения подбора подготовительные, подводящие и имитационные упражнения для начинающих хоккеистов объединены в следующие группы:
1. Освоение бега на коньках .
2. Освоение техники броска шайбы.
3. Освоение приема шайбы и остановки.
4. Освоение техники обманных движений (финтов).
Обучение технике бега на коньках целесообразно начинать с базовых элементов, т.е. с правильной посадки хоккеиста, рационального толчка, постановки конька на лед, скольжения и выхода из равновесия перед толчком.
В процессе обучения следует учитывать один из главных педагогических принципов, т.е. начинать обучение с простых элементов техники: обучения бегу по прямой лицом вперед, по виражу, торможению.
Затем проводить обучение в более сложной ситуации: изменение направления бега, старты из различных исходных положений и т.д.
На ранних этапах подготовки игры и игровые упражнения на льду следует проводить на уменьшенных площадках с ограниченным количеством участвующих в игре.
Клюшки должны использоваться с прямым крюком без загиба, шайбы облегченные (7 - 8 лет - вес шайбы 1/2 от нормального веса, 8 - 9 лет - 3/4 и 9 - 10 лет - вес 3/4 и нормальный).