Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Робототехника"
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Робототехника"
Автор: Аргунов Александр Вадимович
д. Веледниково, Московская область,
Возраст обучающихся: 8 - 16 лет
Срок реализации: 2 года.
Раздел 1. Пояснительная записка.
Робототехника является предметом общеинтеллектуальной направленности и опирается на позитивные традиции в области российского инженерного образования: учитываются концептуальные положения Общероссийской образовательной программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России». Образовательная робототехника является популярным и эффективным методом для изучения важных областей науки, технологии, конструирования, интегрируется в учебный процесс средней школы, опираясь на такие школьные учебные дисциплины, как информатика, математика, технология, физика, химия и биология. Робототехника активизирует развитие учебно-познавательной компетентности учащихся.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» (базового уровня) является модифицированной и принадлежит к технической направленности.
Программа «Робототехника» (базового уровня) основывается на положениях основных законодательных, нормативных и рекомендательных актах Российской Федерации и Московской области:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196).
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
5. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040).
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
7. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844).
9. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
10. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо от 26.08.2013 №10825 – 13 в/07).
11. Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области, подготовленные кафедрой дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» с учетом методических рекомендаций, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации (№ Исх-597/21в от 24.03.2016).
Актуальность программы
В современном обществе идет внедрение роботов в нашу жизнь, очень многие процессы заменяются роботами. Сферы применения роботов различны: медицина, строительство, геодезия, метеорология и т.д. Очень многие процессы в жизни, человек уже и не мыслит без робототехнических устройств (мобильных роботов): робот для всевозможных детских и взрослых игрушек, робот – сиделка, робот – нянечка, робота – домработница и т.д. Специалисты, обладающие знаниями в этой области сильно востребованы. И вопрос внедрения робототехники в учебный процесс начиная с начальной школы актуален. Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя столько интересного. Поэтому, внедрение робототехники в учебный процесс и внеурочное время приобретают все большую значимость и актуальность.
Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Активное участие и поддержка Российских и международных научно-технических и образовательных проектов в области робототехники и мехатроники позволит ускорить подготовку кадров, развитие новых научно-технических идей, обмен технической информацией и инженерными знаниями, реализацию инновационных разработок в области робототехники в России и по всему миру.
Человечество остро нуждается в роботах, которые могут без помощи оператора тушить пожары, самостоятельно передвигаться по заранее неизвестной, реальной пересеченной местности, выполнять спасательные операции во время стихийных бедствий, аварий атомных электростанций, в борьбе с терроризмом. Кроме того, по мере развития и совершенствования робототехнических устройств возникла необходимость в мобильных роботах, предназначенных для удовлетворения каждодневных потребностей людей: роботах – сиделках, роботах – нянечках, роботах – домработницах, роботах – всевозможных детских и взрослых игрушках и т.д. И уже сейчас в современном производстве и промышленности востребованы специалисты обладающие знаниями в этой области. Начинать готовить таких специалистов лучше с детского возраста. Новые ФГОС требуют освоения основ конструкторской и проектно-исследовательской деятельности, и программы по робототехнике полностью удовлетворяют эти требования. Поэтому, образовательная робототехника приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время.
Робототехника – увлекательное занятие в любом возрасте. И совсем не обязательно быть инженером, чтобы создать робота. Собрать робота из конструктора Lego Mindstorms NXT самостоятельно может даже школьник. Он позволяет обучающимся работать в качестве юных исследователей, инженеров, предоставляя им инструкции, инструментарий и задания для межпредметных проектов. Занятия по робототехнике знакомят ребёнка с законами реального мира, учат применять теоретические знания на практике, развивают наблюдательность, мышление, сообразительность, креативность.
Процесс познания охватывает такие области познания как: электроника, механика, программирование. Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети проходят все этапы конструирования. Обучающиеся собирают и программируют действующие модели, а затем используют их для выполнения задач, по сути являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи. Юные исследователи, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций.
Образовательные технологии в современном мире и современном образовании носят принципиально интегрированный характер, базирующийся на взаимодействии самых разных областей естественно-научных и гуманитарных знаний. Поэтому комплексное использование информационных технологий, методов проекта как средства модернизации образовательного процесса и способов интеллектуального развития ребенка дают большой результат в процессе обучения детей и новые возможности для их творческого роста.
Таким образом, актуальность данной образовательной программы заключается в следующем:
1. Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса. Развивающееся общество требует от нового поколения владения навыками работы с автоматизированными системами, и образовательная робототехника приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время. Комплексное использование информационных технологий, методов проекта как средства модернизации образовательного процесса и способов интеллектуального развития ребенка дают большой результат в процессе обучения детей, новые возможности для их творческого роста и ранней предпрофессиональной подготовки будущих специалистов в области робототехники и мехатроники.
2. В образовательном пространстве АНО «Павловская гимназия» программа «Робототехника» создана с целью развития технического творчества среди детей и подростков, реализует социальный запрос детей и родителей.
Новизна программы заключается следующем:
1. Программа предназначена для подростков, знакомых с базовыми понятиями алгоритмики и имеющими первичный опыт программирования и конструирования роботов. Объединив самые сложные аспекты процессов моделирования, конструирования и программирования, позволяет обучать подростков с использованием упрощенной технологии сбора моделей и управления ими, а также построения всего учебного процесса на основе возрастной психологии обучающихся. В рамках программы предусмотрена работа над индивидуальными творческими проектами технической направленности, позволяющими принимать участие в конкурсах и фестивалях по робототехнике. Все это способствует быстрому и легко доступному освоению знаний, умений и навыков в области научно-технического творчества детьми среднего и старшего школьного возраста, формированию интереса к технике и, соответственно, мотивации к саморазвитию и самореализации.
2. В ряде технических ВУЗов нашей страны присутствуют специальности, связанные с робототехникой, но в большинстве случаев не происходит предварительной ориентации школьников на возможность профессионального обучения в данном направлении. Многие абитуриенты стремятся попасть на специальности, связанные с информационными технологиями, не предполагая о всех возможностях этой области. Данная программа позволяет расширить представление обучающихся в области информационных технологий и робототехники, а также всевозможных профессиях, связанных с ними.
3. С первого года изучаются основы робототехники совместно с основами программирования. Это способствует полноценного развития и обучения в данных областях. Многогранность робототехники позволяет развивать личностные навыки каждого ребенка. С каждым последующим годов приобретаются новые навыки и умения, я вляющиеся определенным минимумом в области робототехники. Педагогический процесс выстраивается таким образом, чтобы можно было уделить время всем навыкам индивидуально и в синергии.
К тому же, не смотря на то, что игры в роботы, конструирование и изобретательство присущи подавляющему большинству современных детей, на сегодняшний день наблюдается некий пробел в образовании между детскими увлечениями и серьезной подготовкой в ВУЗах. Таким образом, назрела необходимость в непрерывном образовании в сфере технического конструирования и робототехники. В рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Роботостроение» (базового уровня) у подростков появилась возможность не только расширить диапазон своих знаний, умений и навыков в этом направлении, но и уже осознанно подойти к выбору своей дальнейшей профессии, а также подготовиться к серьезной работе в получении знаний в профильных учреждениях.
4. Программа плотно связана с массовыми мероприятиями в научно-технической сфере для детей (выставками и конкурсами технического творчества, турнирами, состязаниями, конференциями и др.), что позволяет, не выходя за рамки учебного процесса, принимать активное участие в конкурсах различного уровня: от школьного до международного. Созданные роботы и другие модели также используются в театральных и концертных выступлениях «АНО Павловская гимназия», что позволяет детям активно участвовать в мероприятиях своего учреждения и реализовать себя не только в техническом, но и в художественном творчестве.
Педагогическая целесообразность.
Образовательная робототехника – это инструмент, закладывающий прочные основы системного мышления, интеграция информатики, математики, физики, черчения, технологии, естественных наук с научнотехническим творчеством. Внедрение технологий образовательной робототехники в учебный процесс способствует формированию личностных, регулятивных,
коммуникативных и, без сомнения, познавательных универсальных учебных действий, являющихся важной составляющей ФГОС. Занятия робототехникой дают хороший задел на будущее, вызывают у ребят интерес к научно-техническому творчеству. Заметно способствуют целенаправленному выбору профессии инженерной направленности.
Цель программы: формирование и развитие умений и навыков в сфере технического проектирования, моделирования, конструирования и программирования.
Задачи:
- Образовательные:
· дать знания об основных направлениях технического творчества и роботостроения современного мира;
· познакомить с профессиями и ВУЗами, связанными с информационными технологиями и роботостроением;
· познакомить и сформировать знания об истории технического конструирования и моделирования, как о технической деятельности человека;
- познакомить с комплексом базовых технологий, применяемых при создании роботов;
- научить использовать в своих работах знания о современных разработках по робототехнике;
- научить видеть и применять в своих работах и проектах межпредметные связи с физикой, информатикой и математикой;
- научить решать ряд кибернетических задач, результатом каждой из которых будет работающий механизм или робот с автономным управлением;
- научить техническому моделированию, конструированию и черчению; читать графические изображения, создавать мысленный образ в процессе конструирования моделей;
- научить выражать свой замысел на плоскости (с помощью эскиза, рисунка, простейшего чертежа, схемы);
· обучить владению инструментами и приспособлениями, технической терминологией;
· формировать умения работать с литературой, видеотекой, Интернетом, программами PowerPoint, «ROBOLAB», с программами компании LabView;
· научить работать с конструкторами 3 видов (Lego Mindstorms, Raspberry Pi, Arduino)
· научить способам и приемам соединения деталей (комбинированные соединения, рациональную последовательность операций по сборке деталей);
- сформировать умение строить простейшие настольные модели роботов;
- формировать навык проектного мышления;
- сформировать навык проектирования, моделирования и программирования
- познакомить с особенностями дизайна (оригинальность конструкторского строения, закономерность и некоторые средства художественной выразительности);
- познакомить с правилами поведения и техники безопасности на занятиях, с основами безопасного дорожного движения.
- Развивающие:
- развивать инженерное мышление, навыки конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем;
- развивать образное и креативное мышление, пространственное воображение, умение выразить свой замысел на плоскости (рисунок, схема, чертеж, эскиз), мелкую моторику;
· развивать творческое мышление: беглость, оригинальность, не традиционность;
- развивать мелкую моторику и логическое мышление через решение различных ситуационных и нестандартных задач;
· развивать умение фантазировать, придумать и создавать схематичный образ будущей модели;
· формировать креативные компетенции через умение проявлять инициативу;
- создавать условия для формирования умения самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей (планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания, приемы и опыт конструирования других объектов, выбор материала и т.д.);
- стимулировать смекалку детей, находчивость, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности.
- Воспитательные:
· формировать устойчивый интерес к изобретательству и изобретателям в России, в мире;
· формировать устойчивую потребность участия в играх, конкурсах и состязаниях роботов с целью саморазвития и повышения самооценки, а также к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем;
· воспитывать внимание, трудолюбие, усидчивость в работе и целеустремленность, стремление к изобретению нового, стремление к получению качественного законченного результата;
· прививать чувство коллективизма, готовность работать в команде и на общую пользу;
· формировать нравственно-эстетические и духовные качества личности;
· формировать осознанную потребность в здоровом образе жизни;
· воспитывать чувства гражданственности, любви к Родине и родному городу через изучение достижений науки и техники, сохранение и развитие национальных традиций.
Адресат программы и условия набора:
- Возрастная категория: 12-18 лет.
- Условия набора: в группы приходят все дети, закончившие обучение по программе «Робототехника» (стартового уровня), а также «Лего-конструирование» (стартового/базового уровней) и желающие повысить свой уровень знаний, пройдя обучение по программе «Лего-конструирование» (базового уровня). А так же при наличии заявления от родителей.
Объем и срок освоения программы.
Программа предусматривает 2 учебных года (18 календарных месяцев).
Общее количество часов за весь период обучения по программе составляет – 288 часов.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия - 45 мин, перерыв 15 минут.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса: Группы формируются согласно контингенту, поступившему на обучение по данной образовательной программе. Исходя из этого, состав групп может быть: одновозрастным, разновозрастным. состав групп творческого объединения «Робототехника» (базового уровня) - переменный. Наполняемость групп не более 15 человек.
Планируемый результат:
- Обучающиеся будут иметь представление:
· об основных направлениях технического творчества и роботостроения современного мира, об истории технического конструирования и моделирования, как о технической деятельности человека;
· о профессиях и ВУЗах, связанных с информационными технологиями и роботостроением;
· о комплексе базовых технологий, применяемых при создании роботов;
· о создании сложных механизмов и автономных систем, о важности развития роботостроения, конструирования;
· о сложности процесса конструирования, сложности конструирования, о работе множества механизмов таких как: коробка передач, передний, задний привод, ступенчатая основа и т.д.
· об особенностях проектирования, моделирования, конструирования и программирования Роботов;
· о симметрии, автономной системе, сенсоре, приводе, сервоприводе, передаточном числе, датчике, ходовой и др.;
· о создании сложных механизмов и автономных систем, о важности развития роботостроения, конструирования;
· о типах и видах проектной деятельности, классификации технических проектов и перечне выполняемых работ;
· о правилах поведения и техники безопасности на занятиях, с основами безопасного дорожного движения.
- Обучающиеся будут знать:
- способы и приемы соединения деталей (комбинированные соединения, рациональную последовательность операций по сборке деталей);
- особенности работы механизмов: коробка передач, передний, задний привод, ступенчатая основа и т.д.;
- особенности дизайна (оригинальность конструкторского строения, закономерность и некоторые средства художественной выразительности);
- правила поведения и техники безопасности на занятиях, с основы безопасного дорожного движения.
- Обучающиеся будут уметь:
- использовать в своих работах знания о современных разработках по робототехнике;
- видеть и применять в своих работах и проектах межпредметные связи с физикой, информатикой и математикой;
- решать ряд кибернетических задач, результатом каждой из которых будет работающий механизм или робот с автономным управлением;
- читать графические изображения, создавать мысленный образ в процессе конструирования моделей;
- работать со схемами и таблицами;
· работать с литературой, видеотекой, Интернетом, программами PowerPoint, «ROBOLAB», с программами компании LabView;
- применять в работе способам и приемам соединения деталей (комбинированные соединения, рациональную последовательность операций по сборке деталей);
- научить выражать свой замысел на плоскости (с помощью эскиза, рисунка, простейшего чертежа, схемы);
· собирать собственные модели из конструкторских наборов 3 видов: Lego Mindstorms, Raspberry Pi, Arduino; программировать модель, смогут презентовать свои проекты;
- разрабатывать и воплощать в реальность свои проекты, модели, механизмы;
- грамотно и логично выражать свою мысль;
- искать пути решения проблем;
- подготавливать свое рабочее место и приводить его в порядок после занятия.
- Обучающиеся будут обладать:
· навыками логического и инженерного мышления, навыками конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем;
· развитым образным и креативным мышление, пространственное воображение, умение выразить свой замысел на плоскости (рисунок, схема, чертеж, эскиз), мелкой моторики рук;
· навыки работы с компьютером, с программами компании Lego, с конструкторами 3 видов (Lego Mindstorms, Raspberry Pi, Arduino);
· навыком проектного мышления;
· качествами личности: аккуратностью, терпением, старанием, стремлением к саморазвитию, изобретению нового и достижению поставленной цели, сотрудничеству и взаимопомощи;
· устойчивой потребностью участия в играх, конкурсах и состязаниях роботов с целью саморазвития и повышения самооценки, а также к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем;
· вниманием, трудолюбие, усидчивостью в работе и целеустремленностью, стремлением к изобретению нового, стремлением к получению качественного законченного результата;
· чувством коллективизма, готовностью работать в команде и на общую пользу;
· чувством гражданственности, любви к Родине и родному городу через изучение достижений науки и техники, сохранение и развитие национальных традиций.
Прогнозируемая результативность: освоение образовательной программы в полном объёме; участие в Муниципальных и Региональных мероприятиях – не менее 50% обучающихся; включение в число победителей и призёров мероприятий – не менее 10%; переход на продвинутый уровень – не менее 25% группы.
Формы аттестации:
- опрос/тестирование;
- открытое итоговое занятие;
- презентация творческих работ;
- участие в выставках и конференциях технического творчества различного уровня;
- участие в фестивалях и конкурсах по направлению техническое творчество.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- готовая работа;
- перечень готовых работ;
- портфолио;
- дневник наблюдений;
- видеозапись выполнения работы;
- фото процесса выполнения работы;
- журнал посещаемости;
- анкетирование;
- тестирование;
- отзывы родителей и детей о работе педагога и творческого объединения;
- свидетельство/сертификат участия в выставке;
- диплом участия в фестивалях и конкурсах;
- мониторинг;
- аналитические справки.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- готовая работа;
- открытое итоговое занятие;
- портфолио;
- демонстрация/выставка моделей;
- защита творческого проекта;
- научно-практическая конференция;
- фестиваль/конкурс;
- мониторинг;
- аналитические справки.
Материально-техническое обеспечение
1. Помещение: Учебный кабинет, оформленный в соответствии с СанПиН и профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и для обучающихся, стеллажи для хранения наглядных пособий.
2. Материалы: Конструкторы Lego Mindstorms, Raspberry Pi, Arduino, Дополнительные датчики.
3. Инструменты и приспособления: Проектор, интерактивная доска, стенд достижений.
Информационное обеспечение
1. Аудио- и видео- материалы.
2. Фотографии готовых моделей.
3. Иллюстрации научно-технических журналов.
4. Таблицы и схемы.
5. Интернет.
Кадровое обеспечение: 1 педагог дополнительного образования с конструкторско-технологическим образованием.
Раздел 2. Учебный план первого года обучения.
№ |
Разделы и темы |
Кол-во часов |
Формы аттестации / контроля |
|||
Теория |
Практика |
Всего |
||||
1 |
Вводное занятие. Инструктажи по технике безопасности и правилам поведения в АНО «Павловская гимназия». |
1 |
1 |
2 |
Опрос, тест |
|
2 |
Основные современные направления технического творчества и роботостроения. История технического моделирования и конструирования. |
2 |
2 |
4 |
Опрос, тест |
|
3 |
Характеристика наборов для конструирования |
1 |
1 |
2 |
Опрос, Сборка и упаковка |
|
4 |
Программирование АС |
12 |
28 |
40 |
Программа Модель (виртуальная) |
|
4.1 |
Основы программирования среды Arduino Sketch |
|||||
4.2 |
Создание алгоритмов |
|||||
4.3 |
Создание циклов |
|||||
4.4 |
Сложное программирование |
|||||
4.5 |
Свободное программирование |
|||||
5 |
Проектирование и создание моделей роботов |
22 |
66 |
88 |
Модель |
|
5.1 |
Основы проектирования моделей |
|||||
5.2 |
Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Правила работы с литературой. |
|||||
5.3 |
Графическая подготовка |
|||||
5.4 |
Конструкторский этап |
|||||
5.5 |
Технологический этап |
|||||
5.6 |
Заключительный этап |
|||||
5.7 |
Презентация готового продукта: предварительная защита проектов, конкурсная защита проектов. |
|||||
5.8 |
Массовые мероприятия, конкурсы |
|||||
6 |
Основы безопасности дорожного движения |
3 |
5 |
8 |
Опрос Тест Игра |
|
6.1 |
Улицы и движение в нашем городе |
|||||
6.2 |
Дорожные знаки и дополнительные средства информации |
|||||
6.3 |
На наших улицах |
|||||
6.4 |
Сигналы светофора и регулировщика |
|||||
6.5 |
Правила пользования транспортом |
|||||
6.6 |
От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге |
|||||
6.7 |
На железной дороге |
|||||
6.8 |
Правила оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии |
|||||
Итого: |
41 |
103 |
144 |
- |
Раздел 3. Учебный план второго года обучения.
№ |
Разделы и темы |
Кол-во часов |
Формы аттестации / контроля |
|||
Теория |
Практика |
Всего |
||||
1 |
Вводное занятие. Инструктажи по технике безопасности и правилам поведения в АНО «Павловская гимназия». |
1 |
1 |
2 |
Опрос, тест |
|
2 |
Технологии будущего. Технические профессии. |
2 |
2 |
4 |
Опрос, тест |
|
3 |
Характеристика наборов для конструирования |
1 |
1 |
2 |
Опрос Сборка и упаковка |
|
4 |
Создание трехступенчатой Модели |
8 |
24 |
32 |
Модель |
|
5 |
Создание адаптивной системы контроля |
8 |
24 |
32 |
Модель |
|
5.1 |
Системы управления роботами |
|||||
5.2 |
Адаптивная система |
|||||
5.3 |
Контроль, виды контроля |
|||||
5.4 |
Проектирование системы |
|||||
5.5 |
Презентация системы |
|||||
5.6 |
Создание модели под системой адаптивного контроля |
|||||
5.7 |
Презентация готового продукта |
|||||
6 |
Сложное программирование |
12 |
28 |
40 |
Программа Модель (виртуальная) |
|
6.1 |
Программирование: ветвление |
|||||
6.2 |
Создание разветвленных алгоритмов |
|||||
6.3 |
Создание 5 ветвей программирования |
|||||
6.4 |
Создание раскрытого ветвления |
|||||
6.5 |
Свободное программирование |
|||||
7 |
Проектирование и создание моделей роботов |
7 |
18 |
25
|
Опрос Тест Защита проекта |
|
7.1 |
Основы проектирования моделей |
|||||
7.2 |
Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Правила работы с литературой. |
|||||
7.3 |
Использование в творческих проектах наборов конструкторов Arduino ++B и Raspberry PI |
|||||
7.4 |
Графическая подготовка |
|||||
7.5 |
Конструкторский этап |
|||||
7.6 |
Технологический этап |
|||||
7.7 |
Заключительный этап |
|||||
7.8 |
Презентация готового продукта: предварительная защита проектов, конкурсная защита проектов. |
|
|
|
|
|
7.9 |
Массовые мероприятия, конкурсы |
|||||
8 |
Основы безопасности дорожного движения |
3 |
5 |
8 |
Опрос Тест Игра |
|
8.1 |
Причины дорожно-транспортных происшествий |
|||||
8.2 |
Где и как переходить улицу? |
|||||
8.3 |
Перекрестки и их виды |
|||||
8.4 |
Сигналы светофора с дополнительной секцией |
|||||
8.5 |
Знаки для пешеходов и для водителей |
|||||
8.6 |
Движение транспортных средств |
|||||
8.7 |
Оказание первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях |
|||||
8.8 |
Движение по загородным дорогам |
|||||
Итого: |
42 |
102 |
144 |
- |
Уровни освоения образовательной программы обучающимися:
«Низкий» уровень:
· Владение первоначальными приемами создания моделей из набора Arduino
· Знать условные обозначения датчики, сенсоры, sketch, радио-детали
· Использовать детали конструктора для создания объектов таких как «Светильник», «Кран», « настольная игра «Ковбой»», «Замок»
· Слабое взаимодействие в коллективе
«Средний» уровень:
· Владение основными приемами конструирования из разных моделей конструктора
· Пользоваться схемами
· Выполнять простые модели: «Термометр», «Реле», «Реверсная ходовая»
· Способность взаимодействовать в коллективе
«Высокий» уровень:
· Четкое выполнение основных приемов конструирования
· Создание симметричных моделей
· Умение выполнять модели любой сложности и создавать свои на основе полученных знаний, используя творчество и фантазию.
· Высокая коммуникабельность, активное взаимодействие в группе.
Библиография для педагогов:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2010 № 1008).
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
5. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040).
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
7. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844).
9. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
10. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо от 26.08.2013 №10825 – 13 в/07).
11. Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области, подготовленные кафедрой дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» с учетом методических рекомендаций, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации (№ Исх-597/21в от 24.03.2016).
Библиография для детей и родителей:
1. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. М: Просвещение, 1984. - 168 с.
2. Жимарши Ф. Устройства управления робота./Ф.Жимарши. пер.с.фр. М.А.Комаров. – М., НТ-Пресс,2007.- 288с.:ил.
3. Уорен Элсмор. Лучшие города мира. Построй из LEGO. Пер. с англ. Павла Миронова. Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 256 с.
4. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей: книга для родителей и преподавателей кружков робототехники. Спб.: Наука, 2013 г. - 319 с.
5. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей: книга для родителей и преподавателей кружков робототехники. Спб.: Наука, 2013 г. - 319 с.
6. Шайдурова В.Н. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: справочное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.
7. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. - 463 с.