Образовательная работа "Животный мир Прибайкалья"

Дата публикации: 2019-03-17 03:35:02
Статью разместил(а):
Шаравина Юлия Валерьевна

Образовательная работа "Животный мир Прибайкалья"

Автор: Орехова С.В.

 

Тема: Животный мир Прибайкалья. Ластоногий символ Байкала.

Цели:

- Систематизировать первоначальные представления о типичных представителях животного мира Прибайкалья.

- Закреплять и углублять представления об охране животного мира, приобщать к экологической культуре.

- Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным.

- Формирование ценностных представлении о нерпе - как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.   

- Способствовать формированию позиции защитника животных бездушно истребляемых человеком.

Итоговое мероприятие. Игра-путешествие «Путешествие по Байкалу».

 

 Понедельник

Совместная деятельность педагога с детьми

(групповая, подгрупповая, индивидуальная) 

УТРО: приём детей,  включение  детей в общий ритм жизни, создание бодрого настроения,  дежурство, подготовка к образовательной деятельности

1. Индивидуальная работа

по воспитанию культурно-гигиенических навыков с Димой.                                                                                    

Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»

Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении.

Педагог демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Дошкольникам следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.

2. Беседа (рассказ воспитателя, игра-ситуация, проблемная ситуация) по теме недели

Беседа на тему "Дикие животные наших лесов"

Цели: Закрепить знание детей о диких животных, обогащать

словарный запас детей по лексической теме. 

Задачи: активизировать словарный запас по теме "Дикие

животные"; учить отвечать на вопросы полными ответами;

стремиться воспитывать уважение детей друг к другу; стремиться воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Картинки с изображением диких животных, маски диких животных, загадки про диких животных, картина медведя (отдельные части тела).

3. Работа по ОБЖ/ПДД (проблемные ситуации, игры, беседы, рассматривание иллюстраций, моделирование)

Словесная игра «Да или нет».

(Если опасно – поднимаем руки вверх, если – нет руки опускаем.) 

- Можно ходить купаться на водоём без сопровождения взрослых?

- Можно одному ходить на замерзшие пруды и реки?

- Нельзя передвигаться по льду реки во время оттепели?

- Нужно звать на помощь, если лед затрещал под ногами и провалился, и ты оказался в полынье?

Правила безопасности на льду водоема: 

1. Не выходите на тонкий лед в начале зимы.

3. Без особой необходимости не выходите на лед. Зимой двигайтесь по льду по натоптанным следам и тропинкам.

4. Берите палку, чтобы прощупывать перед собой путь.

5. Двигаясь группой, следуйте друг за другом на некотором расстоянии.

6. Запомните, что в начале зимы наиболее опасна середина водоема.

7. Запомните, что менее прочным лед бывает, там где:

наметены сугробы; растут кусты; трава вмерзла в лед; бьют ключи;

быстрое течение; в реку впадает ручей.

4. Чтение художественной и познавательной литературы

С.Бунтовская «Экологические сказки с берегов Байкала». Цель: развивать память, знакомить с народным творчеством и произведениями иркутских авторов.

1.ООД с логопедом

По плану логопеда

2. Ознакомление с окружающим миром

«Как звери к зиме готовятся»

Расширение представления о диких животных Прибайкалья. Формирование ценностных представлении о нерпе - как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал. Рассказать: как звери готовятся к зиме, почему звери линяют; почему некоторые из них мигрируют в более удобные места; как люди помогают животным, подкармливают их.

Закреплять и углублять представления об охране животного мира, приобщать к экологической культуре.

/Комплексные занятия Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева стр.91/ 

3. Музыка

По лану музыкального руководителя

ПРОГУЛКА: снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития

1. Наблюдение  за неживой природой

За снегом и льдом 

Задачи:формировать реалистическое понимание неживой при­роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).  

2. Трудовая деятельность

Уборка участка от снега.

Задачи: закреплять представления о защитных свойствах снега. 

3. Подвижные игры 

1)«Пустое место»

2) «Сделай фигуру»

Задачи:  учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на друга.

4. Индивидуальная работа по развитию ОД (прыжки)

Смотреть тетрадь взаимосвязи с инструктором по физкультуре.

ВЕЧЕР

1. Подготовка к сюжетно – ролевой игре

Рассматривание фотографий, картинок о Байкале, работа с презентацией «Это наш Байкал»,подбор материала для создания Красной книги о Байкале.

2. Индивидуальная подгрупповая коррекционная работа

Задание смотреть в тетради взаимосвязи с логопедом.

3.Беседы о художниках и картинах/ дидактические игры по изодеятельности

«Чего на свете не бывает?» 

Цель. Развивать творческое воображение.

Материал. Цветные карандаши, бумага.

Задание. Педагог предлагает ребенку нарисовать то, чего на свете не бывает. Затем просит рассказать, что он нарисовал и обсудить рисунок: действительно ли то, что на нем изображено, не встречается в жизни.

ПРОГУЛКА: снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития

1. Трудовая деятельность

Уборка снега на участке.

Задачи: учить коллективному выполнению задания 

2. Подвижные игры 

1) «Попади в коробку» Задачи:  тренировать меткость бросков.

2) «Золотые ворота» Задачи:  развивать внимательность. 

3. Индивидуальная работа по математике

С Артемом и Лианой

Продолжать формировать представления о равенстве групп пред­метов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом. 

Содержание работы в режимных моментах.

1. Обращать внимание детей на красоту окружа­ющего мира.

2. Напоминать детям об использовании в речи «вежливых» слов (здравст­вуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т.д.).

3. Во время режимных процессов совершенствовать умение одеваться и раздеваться, не отвлекаясь, ак­куратно складывать в шкаф одежду, сушить мокрые вещи, ухаживать без напоминаний за обувью (убирать на место), закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам и вещам сверстников.

Способы и направления поддержки детской инициативы 

1. Самостоятельная деятельность  в центрах детской активности, работа с материалами информационного поля, общение и деятельность по интересам

2. Побуждать детей самостоятельно организовывать подвижные спортивные игры, выполнять спортивные упражнения на прогулке, используя имеющееся физкультурное оборудование.

3. Побуждать детей к самостоятельной  музыкально-художественной деятельности

Предполагаемое взаимодействие с родителями воспитанников по реализации задач образовательных областей

Задание - приготовить перфокарты для игры.

 

ВТОРНИК

Совместная деятельность педагога с детьми

(групповая, подгрупповая, индивидуальная) 

УТРО: приём детей, включение  детей в общий ритм жизни, создание бодрого настроения, дежурство, подготовка к образовательной деятельности

1. Индивидуальная

работа

по конструктивно-модельной деятельности труду с нуждающимися детьми. Закреплять умение детей складывать квадрат по диагонали (базовая форма «косыночка»).

Продолжать учить детей сгибать по линии назад и загибать вперёд части поделки.

2. Игры на развитие эмоциональной сферы / воображения / восприятия

Игра «Скучно-скучно»

Цели: умение пережить ситуацию неуспеха; воспитание

альтруистического чувства детей; воспитание честности.

Содержание игры: дети садятся на стульчики вдоль стены. Вместе с ведущим все проговаривают слова:

Скучно-скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться. После этих слов все должны добежать до противоположной стены, дотронуться до неё рукой и, вернувшись, сесть на любой стульчик. Ведущий в это время убирает один стул. Играют до тех пор, пока не останется один самый ловкий ребёнок. Выбывшие дети играют роль судей: смотрят за соблюдением правил игры.

3. Игры-эксперименты, исследовательская деятельность.

Свет и цвет. 

Что в коробке? 

Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, лампа, свеча); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. 

Игровой материал: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа. 

Ход игры: Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате.

Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее).

Взрослый открывает прорезь, и после того как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывают о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.

4. Чтение художественной и познавательной литературы

Млекопитающие – нерпа чудо Байкала.

Сибирячок, - 2002. - № 3. – С.46

Цель: Воспитывать любовь к природе. Расширять словарный запас детей.

1.ФЭМП

Занятие 39. П.С: Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Развивать представление о геометрических фигурах и умение рисовать их на листе бумаги. Закреплять умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число, обозначенное цифрой. Развивать умение определять местоположение предметов относительно друг друга.

См: Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Подг. группа - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г. стр.98

2. Аппликация 

«Нерпа нежится на солныш­ке». (Программа «Байкал-жемчужина Сибири). Закреплять и углублять представления об охране животного мира, приобщать к экологической культуре. Воспитывать любовь изаботливое отношение к животным. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания, умение подбирать цвета. 

3. Физическая культура

По плану инструктора по физкультуре

ПРОГУЛКА: снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития.

1. Наблюдение  за растительным миром

За рябиной

Задачи: формировать представления о зимней рябине, о том, как можно помочь ей пережить холодную зиму. 

2. Трудовая деятельность

Заливка цветной водой постройки на участке.

Задачи: формировать навыки работы в коллективе.  

3. Подвижные игры 

1) «Медведи и пчелы» Задачи:  учить перелезанию «перевалом» через препятствие.

2) «Совушка» Задачи: учить выполнять движения по сигналу.  

4. Индивидуальная работа по развитию ОД (бег)

Смотреть тетрадь взаимосвязи с инструктором по физкультуре.

ВЕЧЕР

1. Индивидуальная работа

по музыкальному воспитанию  (по журналу взаимодействия педагогов)

2. Отгадывание загадок

по теме недели. Смотреть в приложении.

3. Дидактические игры на развитие сенсорики и моторики

Рисование красками. 

Дидактическая задача— закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам,

подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги. 

4. Индивидуальная подгрупповая коррекционная работа

Задание смотреть в тетради взаимосвязи с логопедом.

ПРОГУЛКА: снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития 

1. Трудовая деятельность

Уборка участка от снега.

Задачи: учить собирать снег на носилки, ссыпать в опреде­ленное место. 

2. Подвижные игры 

1) «Кому флажок?»

2) «Эстафета с обручами»

Задачи: упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч;воспитывать ловкость, целеустремленность.  

3. Индивидуальная работа по экологии

С Леней.  Дидактические игры с помощью перфокарты.
Цель: систематизирование знаний находить существенные признаки насекомых, отличающие насекомых от других животных. Развивать умение анализировать и обобщать.
С правой стороны необходимо вырезать окошечко, чтоб были прорези во всех четырех окошках.
Смотреть приложение.

Содержание работы в режимных моментах 

1. Напоминать детям правила пребывания в детском саду и необходимость их соблюдения.

2. Напоминать детям  о сохранении правильной осанки во время занятий, приёма ищи, при ходьбе.

3. Развивать у детей желание помогать друг другу.

4. Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообраз­ными впечатлениями, уточнять источник полученной информации

Способы и направления поддержки детской инициативы.

1.Самостоятельная деятельность  в центрах детской активности, работа с материалами информационного поля, общение и деятельность по интересам

2. Самостоятельня игровая деятельность с выносным материалом и свободная двигательная активность детей на прогулке

3. Побуждать детей к самостоятельной трудовой деятельности.

Предполагаемое взаимодействие с родителями воспитанников по реализации задач образовательных областей.  Для всех родителей для которых слово «безопасность» не пустой звук можно порекомендовать книгу: Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет.   М.: Мозаика – синтез, 2016г. – 64с.

 

Дидактические игры с помощью перфокарты.

Цель: систематизирование знаний находить существенные признаки насекомых, отличающие насекомых от других животных. Развивать умение анализировать и обобщать.

С правой стороны необходимо вырезать окошечко, чтоб были прорези во всех четырех окошках.

Ход игры: Задание: Назовите насекомых, жизнь которых связана с землёй (необходимо красном цветом в окошке поставить галочку, которым относится). Ответ:  медведка, муравей.

Задание: Назовите насекомых, жизнь которых связана с водой (необходимо синим цветом в окошке поставить галочку, которым относится). Ответ: Водомерка, жук-плавунец.

Задание: Поставьте галочки к тем насекомым, которые летают? Ответ: гусеница не летает.

Задание: Выберите насекомых, и обведите красным кружочком.Ответ: пчела, муха.

Задание: Выберите насекомых, и обведите синим кружком. Ответ: комар, тараканы и кузнечик.

Задание: В окошке отметить зеленым треугольником домашних животных, а диких в о кошке отметить желтым квадратом. Ответ: корова и свинья - домашние животные, волк и лиса - дикие животные.

2. Дидактическая игра "Наш дом"

Задачи: учить запоминать все части природы в сочетании; 
научить воспринимать природу как комплекс взаимосвязанных компонентов; 
учить придумывать объекты-аналоги в двух домах.

Ход игры: Дети рассматривают рисунки с изображёнными на них домами человека и дома-природы и сравнивают их друг с другом.
Ответ: светильник - солнце; вентилятор - ветер; душ - дождь; плита - вулкан; холодильник - снежинки; кошка - тигр; ковёр - трава; крыша - облако.

 

СРЕДА 

Совместная деятельность педагога с детьми (групповая, подгрупповая, индивидуальная)

УТРО: приём детей, включение детей в общий ритм жизни, создание бодрого настроения, дежурство, подготовка к образовательной деятельности.

1. Индивидуальная работа

по лепке с Соней, Димой.

Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.

2. Дидактические игры математического содержания

Геометрическое лото.
Дидактическая задача. Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Педагог рассматривает вместе с детьми материал.

Дети называют фигуры и предметы. Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу.

Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной.
При объяснении нового материала или его первичном закреплении

целесообразно проводить игру с подгруппой детей.

3. Работа в книжном уголке (беседа, рассматривание, ремонт книг).

Учить ремонтировать книги: подклеивать, готовить полоски нужной длины, складывать полоски пополам.

Развивать навыки работы с клеем, кисточкой, ножницами.

Воспитывать бережное отношение к книге.

4. Беседа  патриотической, краеведческой / этической тематики

«Планета Земля в опасности" 

Цель: способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где

живут люди). Способствовать обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля. Формировать представление детей, что планета Земля сейчас в опасности. Воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.

5. Чтение художественной и познавательной литературы

Животные Байкала С.К.Устинов // Сибирячок, - 2000. - № 6.

 Цель: знакомить с произведениями иркутских авторов. Воспитывать любовь к природе. Расширять словарный запас детей.

1. ООД с логопедом

По плану логопеда

2. Физическая культура (бассейн)

По плану инструктора по плаванию

3. Музыка

По плану музыкального руководителя

ПРОГУЛКА: снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития

1. Наблюдение за животным миром.

За вороной

Задачи: расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение к зимую­щим птицам.

2. Трудовая деятельность.

Подкормка птиц на участке детского сада.

Задачи: воспитывать любовь, бережное и заботливое отно­шение к зимующим птицам. 

3. Подвижные игры 

1) «Ловишки»

2) «Бездомный заяц»

Задачи:  упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость.  

4. Индивидуальная работа по развитию ОД (метание)

Смотреть тетрадь взаимосвязи с инструктором по физкультуре.

ВЕЧЕР

1. Индивидуальная подгрупповая коррекционная работа

 

Задание смотреть в тетради взаимосвязи с логопедом.

2. Музыкально-дидактические игры /беседы о муз. произведениях и композиторах/ Музыкально-хоровод-ные игры, игры с пением

Громко-тихо запоем.

Цель: развивать диатонический слух детей.

Игровой материал: любая игрушка.

Ход игры: дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все

договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее,

 руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается, по мере приближения к месту, где находится

игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок

успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать  игрушку.

ПРОГУЛКА: снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития.

Наблюдение за замерзанием воды.

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды; расширять

представление о предметах и явлениях природы.

Познакомить детей со свойствами воды превращаться в лед. В начале зимы рассмотреть через тонкий лед замерзших луж листья, лежащие на земле.

Закрепить знания о свойствах льда (твердый, хрупкий, гладкий,

скользкий). Обратить внимание на то, что на улице появился гололед. Объяснить это явление и предложить подумать, как сделать, чтобы не было скользко.

Гололедица

He идётся и не едется, Потому что гололедица.

Но зато Отлично па дается! Почему ж никто  Не радуется? В. Берестов

Загадки:

Как по зеркалу качусь,

На коньках кручусь-верчусь,

Разгонюсь, как самолет -

Под ногами что же? (Лед)

На ногах стальные кони

Будут резать лед реки,

Меня ветер не догонит -

Я надену что? (Коньки)

Солнце больше нас не греет,

Холодком поземка веет!

Дунул в лужу ветерок,

Превратил ее в. (каток)

2. Трудовая деятельность.

Расчистить участок младшей группы от снега.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.

Помочь в сгребании снега в определенное место для постройки ле­дяных фигур.

Задачи: учить работать сообща, добиваться цели общими уси­лиями 

Содержание работы в режимных моментах.

1. Закреплять умение быстро и  опрятно заправлять постель.

2. Напоминать детям об умении решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помо­щью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

3. Во время ситуативных бесед с детьми воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сооб­ща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия

4. Через поручения и дежурства приучать детей добросовестно выполнять обязан­ности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.

Способы и направления поддержки детской инициативы.

1. Самостоятельная деятельность  в центрах детской активности, работа с материалами информационного поля, общение и деятельность по интересам

2. Самостоятельня игровая деятельность с выносным материалом и свободная двигательная активность детей на прогулке

3. Побуждать детей к самостоятельной  продуктивной деятельности

Предполагаемое взаимодействие с родителями воспитанников по реализации задач образовательных областей