ЛЕПбук - занимательный куб "Правила дорожного движения"

Дата публикации: 2019-04-21 05:08:37
Статью разместил(а):
Ярославцева Алевтина Вячеславовна

Дидактическое пособие длядетей дошкольного возраста

"ЛЭПбук – занимательный куб "Правила дорожного движения"

Автор: Ярославцева Алевтина Вячеславовна

МБДОУ "Д/с № 16 "Малышок"

 

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования мы стали искать новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – ЛЭПбук. 

 

Актуальность

Актуальность данного пособия обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма.

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд - легко. Надо только познакомить его с основными требованиями «Правил дорожного движения» и никаких проблем. На самом деле это далеко не просто. Наши малыши не умеют наблюдать. Они рассеяны. Очень часто отсутствует надзор родителей за детьми. Вот, поэтому, нам, воспитателям, и хочется сделать из своих воспитанников примерных пешеходов. 

Наше пособие для этой цели. Благодаря содержанию ЛЭПбука воспитанники выучат дорожные знаки, познакомятся с правилами поведения на улицах. В нём много познавательного материала, которые могут меняться по возрастам. 

Мы постарались охватить дидактические игры, воспитанники  выучат стихи, отгадают загадки о транспорте, научатся самостоятельно узнавать и называть дорожные знаки.

В пособии много кармашков, каждый из которых содержит познавательный материал. Пособие яркое, что поможет привлечь внимание детей. Надеюсь, что благодаря нашему лэпбуку воспитанники овладеют правилами пешеходов, будут у них сформированы самостоятельность и ответственность за своё поведение на дорогах. 

Аннотация: Дидактическое пособие ЛЭПбук «Правила дорожного движения» представляет собой картонный куб, обклеенную бумагой, на каждой стороне куба  размещены дорожные знаки  с кармашками для запрещающих, предупреждающих, информационных знаков, внутри куба  находятся  еще кубики с заданиями и играми. 

 

Пояснительная записка

Дидактическое пособие ЛЭПбук «Правила дорожного движения» предназначено для детей младшего, среднего  и старшего дошкольного возраста, если содержание ЛЭПбука пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию. 

Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий. 

Цель дидактического пособия: 

Формировать систему знаний, умений и навыков  воспитанников  по правилам дорожного движения. 

Задачи: 

Образовательные: 

·         Познакомить воспитанников с правилами дорожного движения, светофором и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов; 

·         Научить детей дошкольного возраста предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать; 

Развивающие: 

·         Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге; 

·         Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков; 

·         Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря воспитанников. 

·         Развивать связную речь; 

Воспитательные: 

·         Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения; 

·         Воспитывать чувство ответственности. 

В ЛЭПбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста, с каждым возрастом мы можем менять задания в кармашках и усложнять. 

В ЛЭПбук входят  развивающие, игровые задания (в трех кубах): 

Первый куб: 

- Знаки дорожного движения, внутрь куба тоже оформлен в виде улицы города с разметками, который при необходимости раскладывается. 

 Второй куб: 

- Кармашек «Загадки о дорожных знаках»; 

- Кармашек «Собери картинку» 

- Кармашек «Светофор загадывает загадки»; 

- Кармашек «Ситуации на улицах города».

 

Первый куб: «Знаки дорожного движения».

Изготовлен из картона, знаки отпечатаны и сложены в кармашки каждой стороны куба.

Цель: Учить названия и назначение дорожных знаков; уметь определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов; воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний о дорожных знаках в повседневной жизни.   

Куб в разложенном виде  

«Улицы города», Расставь знаки на дороге.

Назначение: обучение игровому моделированию, формирование безопасного поведения на проезжей части.
Цель: изготовление макета для игрового моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить детей с правилами дорожного движения, назначением и сигналами светофора, с дорожными знаками, расширить знания о правилах безопасного поведения детей на улице;
- активизировать детей на самостоятельную деятельность в центре  ПДД,
Игровой макет можно использовать для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве. 

С этим кубом можно придумывать множество заданий и игр, например: 

«На каждую загадку найди отгадку» 

В игре может участвовать 4-6 детей.

В центре стола выкладываются карточки с дорожными знаками. Воспитатель читает загадку. Ребенок, который правильно отгадал, берет себе этот знак. Выигрывает тот, кто больше соберет дорожных знаков.

«Собери знаки»

В игре может принимать участие 2-4 ребенка.

 Каждый играющий выбирает себе грань куба определенного цвета (синего, красного, желтого или зеленого).

 Все карточки дорожных знаков выкладываются в центре стола. У играющих, воспитатель спрашивает, какие знаки они будут собирать на своей грани (запрещающие, предписывающие, сервиса, предупреждающие). Затем по сигналу дети начинают собирать нужные знаки.

Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее заполнит свою грань куба.

«Расскажи про знак» 

В игре может участвовать 4-6 детей.

Знаки лежат в мешочке. Ребенок опускает руку в мешочек и достает оттуда знак. Ему надо рассказать, что означает этот знак.

«Четвертый лишний» 

В игре может участвовать 2-6 детей.

В центре стола выкладываются 4 карточки с дорожными знаками. 

Например: 3 знака запрещающих, 1- предписывающий. Дети должны объяснить какой знак лишний.

 

«Расставь правильно» 

В игре может участвовать 1-2 ребенка.

Воспитатель предлагает детям правильно расставить карточки с дорожными знаками на иллюстрациях, расположенных на желтых гранях кубика и объяснить, почему они так думают.

«Прятки» 

В игре может участвовать 4-6 детей.

Перед детьми выкладываются 6-8 карточек с дорожными знаками. Воспитатель просит внимательно посмотреть на них и запомнить.

В это время взрослый убирает одну карточку (для усложнения можно две). Дети должны отгадать какого (их) знаков не стало.

Можно просто поменять карточки местами.

Второй куб. Изготовлен из картона, обклеен распечатанными рисунками с названием каждой игры. В каждом кармашке игра.  

Дидактическая игра «Ситуации на улицах города». 

Игра расположена в кармашке третьего куба. Здесь собраны сюжетные картинки с различными ситуациями на дорогах. 

Цель: Создать условия для активизации мыслительной и познавательной деятельности детей в процессе изучения материала по теме «ПДД» через решение проблемных ситуаций. 

«Светофор загадывает загадки». 

Листы с загадками находятся в кармашке в третьем кубе. Загадки меняются. 

Цель: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность. 

«Раскрась картинку» (раскраски по ПДД). 

На отдельных листах распечатаны рисунки-раскраски, они находятся в кармашке третьего куба. Они по теме и постоянно меняются. 

Цель: Учить раскрашивать рисунки не выходя за контуры, учить правильно держать карандаш (фломастер); закрепить ПДД для пешеходов  

«Стихи о дорожных знаках». 

Стихи собраны на отдельных листах, вложены в кармашек третьего куба. 

Цель: помочь детям запомнить и выучить знаки дорожного движения в стихотворной форме.

Рекомендации по использованию: 

Дидактическое пособие «Правила дорожного движения» рекомендуется использовать в работе с детьми, детьми в самостоятельной и игровой деятельности. 

Благодаря этой форме работы дети многое узнают о ПДД, узнают и с удовольствием прочитают наизусть стихи о дорожных знаках, придумают загадки о ПДД, узнают правила дорожного движения.

 Работа с ЛЭПбуком позволит разнообразить работу и повысит познавательный интерес у детей.

 

Список используемой литературы:

1. Данилова Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб, издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. 

2. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10. 

3. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей». 

4. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». - М., 2007. 

5. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения – М. : Мозаика-Синтез, 2008. 

6. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М. :Центр педагогического образования, 2007.