Обучение первоначальному навыку связного высказывания старших дошкольников с моторной алалией
Обучение первоначальному навыку связного высказывания старших дошкольников младших школьников с моторной алалией
Автор: Бодрова Наталья Сергеевна
Работу по обучению первоначальному навыку связного высказывания следует распределить на III раздела.
I раздел – формирование умений узнавать образцы связной речи. Этот раздел включает в себя два этапа:
1. Формирование ориентировки в смысловой цельности сообщения.
2. Формирование ориентировки в языковых средствах связного сообщения.
II раздел – формирование первоначального навыка связного говорения с опорой на правила.
I этап II-го раздела – развития навыка связной речи практическими методами
II этап – формирование учебных действий анализа по выявлению смысловых и языковых правил строения текста
III этап - формирования связной речи на основе практического применения правил в учебно-коммуникативных ситуациях на каждом из этапов у детей формировались дифференцированные умения и навыки.
Работа на каждом из выделенных этапов II раздела.
I этап. Развития навыка связного говорения практическими методами.
1. Игры на установления правильного расположения картинок серии, объединённых единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента.
2. Игры эвристического характера.
3. Игры на «воображение».
4. Игры в «семантические абсурды».
5. Ассоциативные игры.
6. Чтение как специальный прием (для школы).
II этап. Формирование учебных действий, связанных с анализом смысловых и лингвистических правил строения текста.
1. Работа с текстом цепной организации.
Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие. Важнейшей единицей семантической организации такого текста является «номинация», т.е. обозначение предметов действительности. Именно обозначение предметов выступают в качестве « опорных точек» при построении программы сообщения. Для показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста принято предметно- графическая схема.
Схема представляет собой ряд, горизонтальных плоскостей, каждая из которых символизирует структурные компоненты мысли: квадратами обозначены предметные значения сообщения – субъект и объект, стрелкой предикат, выраженный глагольным словом. Пунктирная стрелка отражает наличие структурно- смысловой связи, общая рамка –подчиненность плана раскрытию единой темы. Применение такой схемы дает реальную возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста на первом месте – обозначения предмета, на втором – действие, на втором- действие, на третьем- вновь обозначение уже нового предмета ситуации.
Демонстрация подобного порядка смысловой организации текста создает удобства для организации целенаправленного восприятия и последующего анализа, обеспечивая порядок выделения структурных компонентов отдельного суждения – предложения. Вот как дети знакомятся с правилами строения цепного текста. Зачитывается адаптированный рассказ « Шар в окошке» (по А. Митта) и предлогается детям запомнить о каких предметах рассказывается в нем: «Однажды Коля заболел и лежал в кровати. Кровать поставили к окну. Неожиданно в окно Коля увидел красный шар. А на шарике была нарисована рожица. Веселую рожицу нарисовали друзья мальчика. Они хотели развеселить больного товарища».
После прочтения детям предлагается из ряда предметных картинок, представленных на парте, отобрать только те, о которых рассказывается в тексте. Как правило, дети легко справляются с таким заданием, после чего им предлагается расположить картинки в последовательности рассказа. Затруднение в планировании материала является хорошим поводом для представления графического плана. Показывая схему объясняю, что она поможет быстро найти место каждой картинки и предлагают детям вспомнить, о каких предметах говорилось в начале. Дети находят соответствующие картинки и представляют их в первую строчку схемы. Анализ протекает в следующем порядке:
«Давайте попробуем прочитать, что получилось. Стрелкой в предложении обозначены другие слова, они рассказывают нам, что случилось с Колей. Кто угадает эти слова и правильно прочитает предложение? Дети. Коля лежал в кровати»
Разве здесь «нарисовано одно слово?» Дети «Два заболел и лежал».
Правильно. О каких предметах мы услышали далее?
Так дети, отдираем предметные картинки ко всем предложениям, постепенно заполняют всю схему.
Анализируя предметную канву рассказа, дети замечают , что об одном и том же предмете говориться в двух соседних предложениях, а в схеме это фиксируется двумя одинаковыми картинками. Так дети подводятся к выводу о том, что именно за счет такого повтора предметов и осуществляется связь отдельных предметов в единое целое – рассказ.
Закрепляя найденное правило, предлагается детям соединить стрелками красного цвета одинаковые картинки ( или слова) двух соседних предложений, устанавливая тем самым цепь смысловых связей через единство предметных значений. В заключении этой части занятий закрепляет первый опыт детей по усвоению правил смысловой связи предложений цепного текста через аналогию с процессом изготовления елочной гирлянды.
- Помните, дети, как мы с вами делали гирлянду на новогоднюю елку? Покажите как мы соединяем отдельные кольца вместе. Вот так и наши предложения, соединяясь одно с другим, образуют рассказ. (По методике В.К. Воробьевой).
Какие картинки помогли дружить предложениям? Последняя и первая.