Эколого-патриотическое воспитание дошкольников

Дата публикации: 2019-05-13 09:37:12
Статью разместил(а):
Петренко Татьяна Алексеевна

Эколого-патриотическое воспитание дошкольников

Автор: Петренко Татьяна Алексеевна

МБДОУ «Детский сад № 2 «Праздник детства»,  г. Майкоп

 

Здесь мой родник,

Меня здесь ждут,

И я застыл, как на пороге…

К истокам Родины ведут

Нас всех далекие дороги!

Касьм Нурбадов

 

Природа даёт возможность вызвать у детей гуманные чувства, заботиться о том кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их; способствует формированию у ребёнка уверенности в себе.

Любовь к природе родного края, умение видеть и чувствовать её красоту – это и есть начало патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Родине. Природа открывает богатейшие возможности для воспитания у детей этого чувства, формирует лучшие нравственные качества маленького гражданина, привязанность его к родному месту, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому.

Воспитание патриотических чувств у детей средствами природы требует соответствующей организации педагогического процесса. Педагоги могут использовать методы и приёмы патриотического воспитания, однако необходимо учитывать следующие психологические особенности дошкольника:

- Эмоциональное восприятие окружающего.

- Образность и конкретность мышления.

- Глубину и обостренность первых чувств.

- Понимание социальных явлений и т.д.

Педагог также должен учитывать, что воспитывая любовь к Родине, родному городу, как исток патриотизма, первых чувств гражданственности, нужно установить связь воспитательной работы с окружающей природой, ближайшими и доступными природными объектами, которые окружают ребёнка. Необходимо использовать наиболее интересные и результативные формы работы: прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности: игровой, словесной, продуктивной и т. д.

Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет знакомство ребёнка с народными традициями, обычаями, бытом, прикладным искусством.

В воспитании у детей патриотических чувств также большую роль играет и изучение природоведческой литературы.

Существует немало методов и форм, которые, можно использовать в работе по эколого-патриотическому воспитанию.

1. Занятия, целевые прогулки, экскурсии.

2. Уроки доброты (цели: развивать интерес к природе родного края, формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь природу, заботиться о ней, воспитывать чувство сострадания и сопереживания).

3. Наблюдения в природе (цель: формирование представления о животных и растениях как живых организмах; знакомство с природными взаимосвязями, воспитание любви к природным объектам; закрепление знаний о правилах поведения в природе).

4. Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.

5. Обсуждение и проигрывание ситуаций (цель: закрепление правил и норм поведения в природе).

6. Коллекционирование (способ привлечения детей к окружающему миру). Эта форма может положить начало беседам о природных богатствах Родины.

7. Экологические выставки, экспозиции (цель: ознакомление с явлениями природы, недоступными для наблюдения детям). Выставки и экспозиции включают материалы, предназначенные для работы с детьми и

взрослыми. Тематика может быть самой разнообразной: «Богатство недр нашей Родины», «Добрые дела человека», «Родные просторы» , «Удивительные животные»и т. д.

На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей, воспитателей, разнообразные коллекции, выставки и экспозиции – прекрасный фон для бесед о Родине, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою страну, республику, город и т.д.

8. Экологический музей, мини - музей. Содержание экспозиций: растительный мир (гербарий), редкие и исчезающие растения и животные (альбомы, фотографии); минералы; горные породы; вода и е использование; материалы по охране природы (иллюстрации); зеленая аптека; модели экосистем, экологических катастроф и бедствий. Но ни один музей не может заменить общения с живой природой.

9. Экологические тропы.

10. Составление экологических карт, побуждающих детей путешествовать, открывать известные земли. Подбор экологических карт России для показа детям, на которых отмечены охраняемые территории, заповедники, парки, заказники, выделены загрязненные места экологических бедствий и катастроф. В работе используются карты, составленные детьми (карта участка группы, карта территории детского сада, пирамида «Уголок страны родной» с изображением карты Адыгеи).

11. Практическая деятельность и труд в природе (цель: формирование понимания разумного использования природных ресурсов для сохранения окружающей среды во всех ее взаимосвязях). Формы организации практической деятельности: уборка территории детского сада, ее благоустройство, посадка растений, уход за животными и растительными объектами, трудовые десанты, рейды, акции (1 раз в неделю). Темы трудовых десантов,акций могут быть такими: «Посади дерево», «Покормите птиц зимой», «Умелые руки не знают скуки» (сбор природного материала), «Домики для птиц» и т.д.

12. Экологические игры.

Ролевые игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности, воспитании чувства гордости, ответственности за соблюдение экологических норм и правил.

Имитационные игры, в которых ребенок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели остальных.

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. Виды соревновательных игр – КВН, викторина, «Поле чудес», аукцион, марафон, тест- игра «Калейдоскоп».

Игры – путешествия(с помощью ТСО дети путешествуют по планете).

Дидактические игры закрепляют знания детей в различных областях экологии.

Краеведческие игры. С их помощью происходит путешествие к объектам ближайшего природного окружения.

13. Использование в работе художественной литературы природоведческого содержания, музыкальных произведений с поэтическими образами природы (цель: развитие знаний о природе, ее взаимосвязи, воспитание любви к Родине, родному краю, открытие красоты природы через произведения поэтов, художников, композиторов).

14. Знакомство с устным народным творчеством (пословицы, поговорки, загадки, кричалки  и т.д.), декоративно-прикладным искусством, орнаментной живописью.

При воспитании патриотических чувств средствами природы можно выделить следующие цели, соответствующие определенному возрасту:

3-4 год жизни – воспитание любви к родному дому, семье, природе, малой родине – городу, краю; воспитание любви к России. Данная цель реализуется через следующие задачи:

- приобретение знаний, умений, ценностных ориентаций, элементарных знаний о комнатных растениях, растущих около дома, животных, насекомых;

- выполнение посильных действий вместе со взрослыми в семье и детском саду по уходу за растениями, животными, уголком природы;

- бережное отношение к природе в естественной среде; переживание радости, любопытства, удовольствия, сочувствия при встрече с животными, растениями;

- воспитание любви к детскому саду, жителям родного двора, улицы.

Ребенок должен знать 2-3 вида птиц, диких животных; 3-4 вида деревьев, растущих на территории детского сада; 3-4 вида травянистых растений; 2-3 вида лесных ягод, грибов; устанавливать простейшие связи между явлениями природы; оказывать посильную помощь взрослым (не только в семье, но и в детском саду) по уходу за растениями и животными; заботливо относиться к растениям и животным в родном доме, детском саду.

6 год жизни – воспитание любви к своей малой родине – городу, краю, району.

Ребенок этого возраста должен: иметь представление о природе родного края, растениях лес, луга, огорода, домашних и диких животных; понимать роль человека в сохранении и нарушении экосистемы; осваивать правила поведения в ней; оказывать посильную помощь взрослым по уходу за растениями и животными; уметь формировать выводы, делать маленькие открытия, проявлять гуманное отношение к растениям и животным родного края, заботиться о них, любоваться.

7 год жизни – знать природные условия климатических поясов России; иметь обобщенные представления о растениях и животных, их приспособленности к среде обитания, росте и размножении живых существ, их сообществах; уметь использовать наблюдения как способ познания; осваивать элементарную поисковую деятельность, оказывать помощь взрослым по уходу за растениями и животными; проявлять нетерпимость к бессмысленной порче растений и животных; показывать навыки правильного поведения в природе, преумножать достояние Родины, заботиться о флоре и фауне России, Адыгеи как национальном достоянии.

Таким образом, эколого-патриотическое воспитание в современном ДОУ – это воспитание у ребенка – дошкольника таких нравственных качеств, из которых впоследствии «вырастает» чувство ответственности, любви, гордости за свою Родину, это воспитание ощущения принадлежности к своей земле, к своему народу.

 

П Е Р С П Е К Т И В Н О Е   П Л А Н И Р О В А Н И Е

по эколого-патриотическому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

СЕНТЯБРЬ

Знакомство с Красной книгой.

Познакомить детей с Красной книгой Адыгеи, рассказать о ее роли в охране природы нашей малой родины.

 ОКТЯБРЬ

Путешествие по экологической тропинке (экскурсия)

Познакомить детей с экологической тропинкой, расположенной на территории детского сада.

НОЯБРЬ

Наблюдение за перелетными птицами.

Закрепить знания детей о перелетных птицах, живущих в наших лесах, объяснить причину их перелета.

 ДЕКАБРЬ

Месяцеслов.

Знакомство с народным календарем.

Расширение знаний детей об устном народном творчестве.

 ЯНВАРЬ

Природные богатства Адыгеи (беседа, экскурсия в музей камня).

Дать детям обобщенные представления о природных богатствах Адыгеи, рассказать о полезных ископаемых.

 ФЕВРАЛЬ

Акция «Покормите птиц зимой».

Закрепление знаний детей о зимующих птицах.

Воспитывать умение заботиться о живом мире природы.

МАРТ

Первоцветы (наблюдения в природе, конкурс плакатов (родители и дети)).

Дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми.

Учить охранять и защищать природу.

АПРЕЛЬ

Трудовой десант

«Украсим планету».

Закреплять трудовые навыки (посадка цветочной рассады, саженцев деревьев и кустарников, уборка территории и др.).

 МАЙ

Развлечение «Земля – наш общий дом». 

Расширять понятия детей о том, что каждый из нас – неотъемлемая часть человеческого сообщества, учить любить Одину, беречь мир, Землю, все живое на Земле.

 ИЮНЬ

Экскурсия в городской парк.

Познакомить с разнообразием растительного мира городского парка.

Обратить внимание на оформление клумб, рабаток, альпийских горок.

 ИЮЛЬ

 Лекарственные растения.

Учить детей узнавать и правильно называть лекарственные травы            (5-6 видов).

Расширять знания об их пользе и применении.

Рассказать о том, какие лекарственные растения произрастают на территории детского сада.

 АВГУСТ

 Праздник природы.

Воспитывать бережное отношение детей к природе.

Закреплять правила поведения в лесу.

Расширять знания о взаимосвязях в природе.