Конспект НОД по экспериментированию "Чудо яйцо"

Дата публикации: 2019-09-03 12:32:40
Статью разместил(а):
Болдырева Галина Владимировна

Конспект НОД по экспериментированию "Чудо яйцо"

Автор:  Болдырева Галина Владимировна

 МКДОУ "Детский сад № 13 "Сказка", с. Николина Балка

 

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель: вызвать желание самим провести несложный опыт, познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.

Задачи:

Образовательные:

- Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.

- Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.

- Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.

- Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов, делать выводы.  

Развивающие: 

- Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.

- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

- Развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов. 

- Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.

- Вызвать радость от открытий, полученных от опытов.

Воспитательные:

- Воспитывать, желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.

- Воспитывать  желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.

- Создать у детей радостное настроение.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: инструктаж по технике безопасности; загадки про яйца; чтение  чешской сказки «Варёные яйца», «Сказка про утку с золотыми яйцами» (Народные русские сказки  в обработке А. Н. Афанасьева).

Первый этап опыта с уксусом и газированной водой.

Методы и приемы: частично-поисковый, наглядный, практический, решение  проблемной ситуации, использование ИКТ.

Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: компьютер  для просмотра презентации,  на каждого ребенка: 2 яйца, салфетки, два больших стакана с водой, один бумажный  стакан с солью, столовая ложка, два блюдца, пластиковая бутылка, бумажный шаблон яйца, цветные карандаши.

 

Ход ООД

I. Организационный момент.

Доброе утро, ребята!

Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем гостей.

Станем ровно, друг за другом.

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется, утро доброе начнется.

Восп.: Ребята, я сегодня пришла к вам не с пустыми руками и  чтобы узнать, что у меня в корзинке отгадайте, пожалуйста, загадку:

                                       Может и разбиться,

                                       Может и свариться.

                                       Если хочешь в птицу

                                       Может превратиться. (Яйцо)

Восп.: Правильно, молодцы! Сегодня речь пойдет о яйце (достает из корзинки яйцо и показывает детям).

II. Основная часть.

Восп. Яйцо, ребята, считается символом жизни. В древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от мороза и снега. А сейчас послушайте сказку.  

Жили – были, ребята,

Дед и баба когда-то,

С ними курочка Ряба жила.

Ряба много гуляла,

Зерна-крошки клевала,

А вот яйца совсем не несла.

Но однажды, что за чудо,

Прибежала на крыльцо

И снесла им не простое,

А удивительное  яйцо!

Восп.: Удивительное оно потому, что в нем,  в таком маленьком содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые помогают нам расти сильными и здоровыми.

Восп. Бил дед не разбил, баба била не разбила.
Заплакала бабка:

Ой, яйцо, яйцо,
Как тебя разбить,
Как тебя разбить,
Как бы расщепить.
Бьем уже полдня,
И полночи бьем
Сил уж больше  нет,
Лучше спать пойдём.
Задумался дед: «Если яйцо не разбить, так может его утопить?»

Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно утонет? (рассуждение детей).

Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными.

В лабораторию пойдем,

И чудо-опыт с этим яйцом проведем.

А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.) 

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд)  

1. Соблюдать тишину.

2. Не толкать соседа во время работы.

3. Работать сообща, уметь договариваться.

4. Сначала посмотри, а потом повтори.

5. Выполнил и положи на место.

6. В  конце опытов делать выводы.

Опыт 1. «Тонет, не тонет».

У вас на столах два стакана с водой. Один помечен голубым  цветом (пресная  питьевая вода, другой – зеленым (подсоленная вода). В один стакан (зеленый) мы добавляем соль из бумажного  стаканчика и растворяем её. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой. Делаем вывод: в пресной воде яйцо тонет. Теперь достаем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в соленую воду. Что случилось? В сильно соленой воде яйцо всплывает, потому что его (яйцо) поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли. А теперь, если мы разбавим соленый раствор пресной водой, то сможем увидеть, как яйцо будет плавать посередине.

Вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине. Соленая вода тяжелее пресной, потому и выталкивает наверх более легкие предметы. Чем больше соли в воде, тем она плотнее, тем труднее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. (на столах у детей: по два больших пластиковых стаканчика с водой, стаканчик с солью, столовая ложка, яйцо).

Восп.: Отдохнула бабка и предлагает деду: «Давай сильнее постучим, и разобьем это яйцо».
Ребята, а вы бы хотели посмотреть, что находится внутри? (ответы детей)

Опыт № 2. «Что внутри».

Восп.: Ребята, возьмите в руки яйцо, аккуратно, ложечкой разбиваем яйцо посередине и выливаем в блюдце. Смотрим из чего состоит (ответы детей). Что мы видим в центре (ответы детей). Какой желток? (жёлтый, круглый …). Что вокруг желтка? (ответы детей). Какой он? (прозрачный, жидкий, принимает форму сосуда). Густая прозрачная масса это – белок, из белка состоят все живые организмы. Возьмите стеки и попробуйте проткнуть желток. Что получилось? Почему? (ответы детей). Желток - жидкая масса в тонкой пленке. В руки взять не можем. Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа. Какая она? (хрупкая, ломкая, тонкая). Скорлупа, ребята, тоже содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях (как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы и вышивают на скорлупе, вырезают из нее очень красивые поделки).
Вывод: яйцо состоит из трех элементов (скорлупа - оболочка яйца, белок - густая масса, в центре – желток в тонкой пленке). 

Физкультминутка «У жирафа пятна».

Устал дед и пошел отдыхать, а бабка задумалась: «Что бы такого с этим яйцом сделать?» И решила приготовить деду сладость под названием безе. Да вот беда - дед, по-старости, поместил варённые и сырые яйца в одну корзину. Как помочь бабке? 

Опыт № 3. «Сырое или варёное».

Воспитатель. Ребята, посмотрите в моей тарелочке лежат яйца. Сколько их здесь? (два) Одно яйцо сырое, а другое вареное. Скажите, чем они похожи? А чем отличаются? Получается, что по внешним признакам нельзя отличить вареное яйцо от сырого. Как, вы, думаете, как определить? Ребята, слушайте и запоминайте! Когда яйцо вареное, оно хорошо крутится, потому что всё содержимое яйца сварено и находится в твёрдом состоянии. Когда яйцо сырое, то оно – не крутится, потому что содержимое яйца находится в жидком состоянии и не даёт яйцу раскрутиться. Проверим? Я буду крутить яйцо на тарелочке, а вы скажите, какое оно, договорились? (Воспитатель крутит поочередно яйца на тарелке. Дети говорят свои предположения.)

Вывод. Варённое яйцо крутится долго, а сырое - нет. 

Помогли бабке отобрать сырые яйца. Но для приготовления безе  нужно белки яичные взбить с сахаром и запечь в печи. Но вот отделить белки от желтков совсем не просто. Я знаю один секрет, и сейчас вам его покажу.

Опыт 4. «Как отделить белок от желтка?» 

Разбиваю яйцо в тарелку. Нажимаю на бутылку, выпускаю воздух. Подношу горлышко бутылки к желтку. Ослабеваю нажим на бутылку. Желток в бутылке. Бутылка работала как насос. Дети пробуют самостоятельно отделить желток от белка.

Восп.: Наелся дед сладостей и плачет. Заболели у деда зубы …

Ребята, что нужно делать, чтобы зубы не болели? (Чистить) Сейчас я вам покажу, что может случиться с нашими зубами если этого не делать.

Опыт № 5  «Яйцо и газированная вода».

Вторая часть опыта «Что стало с яйцом» (первая часть опыта проводилась за неделю «Погружения яйца в газированную воду»).

Воспитатель обращает внимание на стакан с газированной водой, в которое погружено яйцо. Дети вспоминают алгоритм выполнения (в стакан с газированной водой погрузили яйцо). Ребята для чего мы проводили такой опыт, что хотели проверить? (что станет с яйцом).

Воспитатель предлагает детям посмотреть, что стало с яйцом. Дети объясняют увиденное (яйцо окрасилось, потемнело, скорлупа стала мягкой). Восп. Какой можно сделать вывод? (газированная вода разрушает скорлупу, краска остается на поверхности яйца). Дети высказывают свои предположения, почему так произошло.

Опыт «Резиновое яйцо».

Если поместить яйцо в уксус на двое суток, скорлупа растворится и яйцо станет упругим. Под влиянием уксуса кальций, из которого состоит скорлупа, растворяется и исчезает в виде пузырьков газа. Получается забавное яйцо, которое выглядит как желе. Если же ставить эксперимент над варёным яйцом, то оно сделается упругим, как резиновый мяч.  

Восп.: Ребята, как вы считаете, можно ли пить газированную воду? (ответы детей).

Вывод. Эмаль наших зубов похожа на скорлупу яйца по составу, а бактерии, которые остаются на зубах после еды, выделяют вещество, похожее на газировку или уксус  и если плохо чистить зубы и не счищать все бактерии, то их ожидает та же участь, что и скорлупу яйца …  

 Восп. И поняли дед с бабкой, что не надо яйцо не топить, не бить, не в уксус помещать, а  нужно его беречь и заботиться о нем! И тогда из яйца вылупится цыпленок!  

III. Рефлексия.

Ребята, курочка Ряба принесла вам по яйцу. Если вам понравились наши опыты в лаборатории, то нарисуйте улыбающееся личико на шаблоне, а если нет, то личико, которое вы нарисуете, будет грустным.

Что больше всего вам понравилось?

При выполнении какого опыта испытывали затруднения и почему? 

Где  могут пригодиться полученные знания.