Конспект открытого занятия психолога по сказкотерапии «Злость»
Конспект открытого занятия психолога по сказкотерапии «Злость»
Автор: Тагирова Зарина Аятулаховна
Цель: профилактика проявлений агрессии у детей.
Задачи:
- учить детей самостоятельно делать выводы о культуре поведения со сверстниками из обыгрывания определенных моральных ситуаций;
- формирование у детей доброжелательное, вежливое отношение к окружающим;
- учить малышей элементарному владению своими негативными эмоциями;
- формирование навыки мимикой передавать эмоции радости;
- разработка модели «доброжелательного поведения»;
- развитие связной, диалогической речи, умения отвечать на вопросы;
- развитие мелкой моторики рук;
- воспитывать у детей желание поддерживать в детском коллективе радостную, товарищескую атмосферу.
Ожидаемые результаты:
- овладение навыками установление межличностных контактов;
- формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка;
- формирование коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: бумага, карандаши, карточки с изображением сказочных персонажей, кубик эмоций, колокольчик, мяч, маски животных, пирамидка, кубики, зеркало.
Форма занятия: групповое занятие.
Целевая группа: дети дошкольного возраста (4-6лет).
Ход занятия
Психолог: Дети посмотрите на гостей и давайте поздороваемся со всеми. Добрый день! Я очень рада вас видеть.
Упражнение "Ласковые слова" (3 минуты)
Цель: сблизить детей друг с другом, научить их доброжелательному отношению друг с другом. Развивает память, внимание и волю.
Психолог: А вы знаете ласковые слова? Давайте поиграем.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй!
Собрались ребята в круг
Слева друг и справа друг.
Вместе за руки возьмемся,
и друг другу улыбнемся.
Дети говорят друг другу ласковые слова, передавая колокольчик.
Упражнение «Найдите сказочного героя» (5 минут)
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния персонажей и соотносить их с графическими изображениями.
Психолог: У меня есть картинки с героями сказок и мультфильмов. А еще волшебный «кубик настроения». Посмотрите, у всех героев одинаковое настроение? Да, разное. Попробуем рассмотреть и изобразить различные настроения наших героев.
Каждый ребенок по очереди бросает кубик, называет эмоцию, которая выпала на кубике и находит картинку сказочного героя, изображающего такое же эмоциональное состояние. Правильно выбранную картинку ребенок оставляет у себя, а неправильную кладет обратно.
Психогимнастика
Цель: учить детей передавать различные эмоции посредством мимики.
Психолог: А сейчас ребята, я расскажу вам историю, но вы должны мне помочь. Мы уже выяснили, что бывают разные герои в сказках добрые и злые, грустные и веселые. Вот, например Волк
Ему никто не верит,
От лисы и до зайчат,
Сторонятся волка звери,
И дружить с ним не хотят!
Психолог: Действительно, малыши: волчонок никому не улыбается, зато на всех скалится и рычит. Давайте друг другу покажем, как волчонок показывает свою злость.
Артикуляционная гимнастика «Волчья злость».
Беседа психолога с детьми «О чувстве злости»
Цель: обогащать внутренний мир детей, давать им понятие о положительных и отрицательных эмоциях и чувствах. Игра развивает слуховое восприятие, фантазию, учит понимать и чувствовать музыку.
Психолог. Дети, вы уже сказали, что герои бывают разные. Но так же и в реальной жизни есть добро и зло. Подумайте и скажите: что царит там, где все вежливые и обходительные, веселые, приветливые и искренние, добро или зло? (Добро) А вот там, где, наоборот: раздор, ссоры, споры, а может, даже и драки, нет никакой доброты. Какие дети ссорятся, оскорбляют друг друга? (Злые, невежливые, сердитые.)
Конечно, злость, гнев никому не приносит ни счастья, ни радости. Они могут вызвать только плохие чувства: слезы, огорчения, страх, и грусть. Что вы чувствуете, встретив злую собаку. (Боимся) А злые люди вам нравятся? (Нет, с ними неприятно общаться) А драчливые дети? (С такими детьми не хочется играть, дружить)
Как же вы думаете: стоит быть злым и сердитым? Или лучше не пускать злость в свое сердце и стараться в любой ситуации быть вежливым?
Психолог. Но волчонок совсем не понимал этого. Он считал: кто злой, тот сильнее, тот может всеми командовать и везде получит уважение.
С такими мыслями волчонок и забрел в детский сад лесных зверушек. Интересно вам, что случилось дальше? Тогда давайте вместе попадем в эту сказочку. Правда, для этого вам придется превратиться в маленьких вежливых зверушек.
Разыгрывание сказки «Волчонок в детском саду»
Цель: обогатить внутренний мир ребенка, помочь ему увидеть многообразие эмоций.
П. Увидел волчонок, что лисички строят башню из кубиков, подбежал и разломал ее.Волчонок. Вот вам, чтобы знали! Не нравится мне ваша башня!
П. Закрыли лисята лицо лапками и заплакали. А волчонок уже направился к зайкам, которые играли в мяч.
Волчонок. Достаточно вам играть! А ну, отдайте мне мяч, говорю!
П. И волчонок силой отнял у зайчат мяч. Зайки расстроились, вздохнули тяжело.
А сердитый волчонок уже заприметил лисенка и белку, которые весело прыгали, взявшись за лапки.
Волчонок. А ну, убирайтесь отсюда! Малявки! Устроили тут веселье! Сейчас как дам вам этим мячом!
П. Испугались они, задрожали. Да и попрыгали прочь от злого волчонка
Вместе с ними оставили любимый детский сад и другие звери, ведь с появлением сердитого гостя здесь стало неприятно. Остался волчонок один и загрустил.
Обсуждение сказки с детьми
Цель: учить ребенка справляться с отрицательными эмоциями.
Как вел себя волчонок в лесном детском саду?
Как вы думаете, кому-нибудь из зверушек волчонок понравился?
Кто из вас хотел бы иметь друга, похожего на волчонка?
Почему он загрустил в конце сказки?
Как вы думаете, почему волк остался наедине со своей злостью?
П. Конечно, зверьки могли бы ответить волчонку злостью: рассердиться и вместе прогнать его. И пошел бы он дальше, снова делая свои пакости. Но все же совсем немного нам жаль неразумного волчонка. Правда? И видимо всем бы хотелось, чтобы он изменился: стал хорошим и вежливым, приветливым и дружелюбным. Тогда наш волчонок нашел бы новых друзей, а сказка о нем стала бы доброй и веселой.
Давайте волчонку поможем избавиться от своей злости. Как это можно сделать? (познакомиться, подружиться, объяснить правила, что делать можно, а что не, сказать, что это неприятно и они боятся его, им обидно.) «Ты знаешь, мне не нравится, когда ты так говоришь со мной…» или «Я рассержена на тебя, потому что…» Можно предложить ему сделать вдох и выдох и успокоиться.
Творческая переработка сказки
Игровые двигательные упражнения.
П. И в знак благодарности вежливому волчонку, решили звери водить вокруг него веселый и дружный хоровод.
П. Вот как все хорошо закончилось. От тепла и доброты даже небо прояснилось: расступились сердитые серые тучи, и появилось солнышко, которое каждому подарило ласковый теплый лучик.А мы, дети, можем сделать наоборот: сами подарить солнышку по лучику, правда, не настоящему, а нарисованному.
Арт-терапевтическая работа «Доброе солнышко»
Цель: учить ребенка справляться с отрицательными эмоциями и, подавляя их, направлять в новое - рациональное – русло.
Дети дорисовывают солнышку лучики. Педагог уточняет, что цвета должны быть «не злыми» (не коричневыми, не серыми), а «добрыми« - яркими (желтыми, красными, оранжевыми). В конце занятия дети дарят рисунки гостям.
Список литературы:
1. Арушева А.Г. Игровые диалоги. М.-2005.
2. Аникин В.П.Вступительная статья из сборника А.Н.Афанасьева «Русские народные сказки». «Просвещение» -1982.
3. Бабенский Ю.К.Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М.1982.
4. Брун Б.И.Использование сказок в психотерапии. - М.2000.
5. Новиковская О.А.Конспекты комплексных занятий по сказкам. Вступительная статья. - Санкт-Петербург, 2007.