Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.08.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Система работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей 5-6 лет

Дата публикации: 2019-10-03 09:57:55
Статью разместил(а):
Захарова Анастасия Сергеевна

Система работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет

Автор: Захарова Анастасия Сергеевна

 

Известные психологи (Л.С.Выгодский, В.С.Мухина и другие) считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы.

В начале учебного года я провела первичную диагностику, с целью выявления детей с эмоциональной напряжённостью. В результате наблюдения, анализа результатов анкетирования родителей, диагностических методик была выявлена группа детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере: тревожность, агрессивность, гиперактивность, страхи.

Как известно, разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребёнка, к нарушению социальных контактов.

Выстраивая коррекционную работу с такими детьми, мною составлена система коррекционных занятий с учётом возрастных особенностей детей 5-6 лет.

В основу построения системы занятий положены следующие принципы:

  • Принцип активности и самовыражения. Постановка ребёнка в позицию самоконтроля.
  • Ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребёнка и его психическое здоровье.
  • Принцип симпатии и участия. Участие ребёнка только по его желанию.

Занятия рассчитаны на детей 5-6 лет, проводятся 1-2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 30 минут. Оптимальное количество детей, участвующих в занятии 6-8 человек.

Занятия включают:

  • игры: подвижные, дидактические, психологические;
  • этюды на выражение эмоций, психогимнастика;
  • тематическое рисование;
  • беседа;
  • релаксация.

Результативность и эффективность проводимой работы выявляется путём обследования, проводимого 2 раза: до начала проведения занятий и после окончания курса.

В ходе анализа эффективным является использование следующих методик:

  • тесты: «Тулуз-Пьерона», «Дом-Дерево-Человек», «Тест Руки», «Рисунок семьи», «Рисунок человека»;
  • анкетирование родителей;
  • наблюдение.

Все дети с удовольствием посещают занятия, с нетерпением ожидают продолжения, с восторгом делятся впечатлениями с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, что свидетельствует о высокой степени заинтересованности и мотивации к изменениям.

Занятие «Радость».

Цель: 

1.     Первичное знакомство с чувством радости.

2.     Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние.

3.     Развитие эмпатии, мимики, выразительных движений.

Ход занятия:

1. Ритуал начала занятия.

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Давайте поздороваемся, друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернётся к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.

2. Знакомство с эмоцией радости.  

- А теперь посмотрите на лицо этого человека (рисунок)

- Как вы думаете, этот человек грустный?

- А может быть, он сердитый? Или весёлый, радостный?

- Да, этот человек радостный. Попробуем изобразить радость на своём лице.

- Что для этого нужно сделать? (глаза прищурены, улыбка).

3. Этюд «встреча с другом».

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё настроение, развитие выразительных движений.

У мальчика был друг. Настало лето и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошёл месяц. Однажды идёт мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу! (Выразительные движения - плечи опущены выражение печали на лице грусть, объятия, смех, радость).

- Попробуем разыграть эту сценку.

- У вас отлично получилось!

- А сейчас посмотрим на эти фотографии. Какое чувство испытывают эти люди?

- Как вы догадались? (глаза прищурены, улыбка)

- Если вы хотите можете принести на следующее занятие свои радостные фотографии.

- Что такое радость для вас?

Закончить предложение: «Я радуюсь, когда …»

4. Рисование картины «Радость» (под музыку) 

Цель: рефлексия чувств.

- А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо рисовать картину на тему: «радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как ему хочется.

Затем садимся в круг и рассказываем о том, что нарисовали.

5. Мимическая гимнастика 

Цель: изучение мимики, выражения в мимике эмоциональных состояний.

Сядем поудобнее: ноги твёрдо стоят на полу, спинка прямая. Начинаем гимнастику, но она не простая, а мимическая. Мы с вами будем выполнять упражнения для лица.

Вдох-выдох, вдох-выдох, ещё раз вдох-выдох. Вытянули губы трубочкой. Произнесли звук «у». Растянули губы в стороны. Произнесли звук «ы». Замечательно! Вдох-выдох. Расслабили все мышцы лица и улыбнулись друг другу. Скажите глазами и улыбкой, что вы рады видеть друг друга!

Упражнение «Через стекло».

Дети передают ситуации с помощью мимики и жестов:

  • Ты забыла надеть шарф, а на улице холодно
  • Принеси мне стакан воды, я хочу пить.
  • Ты не хочешь со мной порисовать?
  • У меня болит горло.

6. Игра с платком.

Цель: снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.

Представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актёры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актёром, а кто зрителем, проведём небольшую артистическую разминку.
У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики изобразить:

  • Бабочку
  • Принцессу
  • Волшебника
  • Бабушку
  • Фокусника
  • Морскую волну
  • Лису
  • Человека, у которого болит спина.

- Кто может показать (бабочку иначе)?

- Кто ещё хочет попробовать?

- У вас прекрасно получилось!

- Кому понравилось смотреть?

- Может быть, кто-то надумал сейчас изобразить ещё что-нибудь?

7. Релаксация «Полёт высоко в небе» (под музыку) 

Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко .Представьте, что вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами летнее тёплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орёл с гладкими и блестящими крыльями.

Птица свободно парит в небе, крылья её распростёрты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он птица. Представьте, что это ваши крылья медленно движутся вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывёте в воздухе, и ваши крылья распростёрты в стороны.

Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.

А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот мы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полёта, которое сохранится на весь день.

8. Ритуал окончания занятия «Свеча».

Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было очень приятно с вами работать. А сейчас я зажгу свечку, и все мы будем передавать её друг другу и говорить спасибо за совместную работу.

Очень хорошо! До свидания!

 

Список литературы:

1.Данилина, Т.А. В мире детских эмоций [Текст] : пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина.- М.: Изд-во Айрис-Пресс, 2006.-160 с.

2. Жукова, Р.А. Игра как средство социального развития детей [ Текст] / Р.А. Жукова. -Волгоград : ИТД « Корифей», 2006.- 112с.

3. Краснощёкова, Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. [ Текст] / Н.В. Краснощёкова.- Ростов Н/ Д : Изд-во Феникс, 2006- С. 34-87.

4. Шипицина, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / Л.М.Шипицина.- СПБ : « Речь», 2003-С. 172-199.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь    
technologi.site