Сводная характеристика проявлений ОНР детей 6-7 лет
Сводная характеристика проявлений ОНР детей 6-7 лет | |||||
Автор: Бодрова Наталья Сергеевна | |||||
Звуковая сторона |
Словарная сторона речи |
Диагностические признаки |
Психологические особенности |
||
произношение |
фонематическое произ. |
Словарь |
грамматический строй |
||
Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешеня (нередко искаженных звуков С, = Ш Р = Л П = Б До 20 звуков (,) обозначает, что звук может быть искажен |
Недостаточная сформированность (несформированность в более тяжелых случаях) С=Ш Р=Л П=П (не различает 20-25дв) |
Ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Неправомерное расширение или сужение значений слова, ошибки употребления слов – смещение (отсутствие дифференциации) по смыслу и по акустическому сходству Пример: куст – кисть (акустическое сходство) Шить – вязать Кран – душ Стакан - кружка |
Недостаточно сформирован: а) отсутствие сложных синтаксических конструкций. б) аграмматизмы в предложенных синтаксических конструкций. |
1. Системный дефект речи 2. Недостаточность первичной сформированности слоговой структуры слова, семантизации 3. Позднее начало речи |
1. Неустойчивое внимание 2. Низкая наблюдательность к языковым явлениям 3. Недостаточная способность к запоминанию 4. Недостаточная сформированность способности к переключению 5. Низкий уровень самоконтроля (не видит своих ошибок) 6. Недостаточное развитие словесно-логического мышления 7. Низкое развитие символической функции 8. Быстрая утомляемость, низкая работоспособность, повышенная психическая истощаемость 9. Неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы 10. Пониженная познавательная активность (преимущественно в области языка) Низкий уровень коммуникативной готовности к школе - недостаточное развитие способности сосредотачиваться на учебной задаче, поставленной в словесной форме, не отвлекаясь на ситуативные факторы. - недостаточная сформированность умения регулировать свое поведение с особенностями ситуации учебной деятельности. Следствия: - недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности - трудности формирования учебных умений а)планирование предстоящей работы 6)определение путей и средств достижения успешной цели в)контролирование г)умение работать в определенном темпе. |
Следствия недостаточной сформированности звуковой стороны речи |
Следствия недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка (смысловой стороны речи). |
||||
1. Недостаточная сформированность (отсутствие) предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова 2. Недостаточная сформированность (отсутствие) предпосылок к успешному овладению граммотой. 3. Трудности овладения письмом и чтением (наличие спец.дисграфических ошибок на фоне разнообразных других). |
1. Недостаточное понимание учебных заданий, инструкций, указаний. 2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами. 3. Трудности формирования и формулирования в процессе учебной работы. 4. Недостаточное развитие связной речи. |
||||
Недостаточная сформированность (отсутствие) предпосылок к продуктивному овладению программой обучения родному языку. А для части детей и математике. |