Проект по использованию творческих форм работы с развитием речи «День родного языка в детском саду»
Проект по использованию творческих форм работы с развитием речи
«День родного языка в детском саду»
Автор: Зайцева Маргарита Викторовна
Актуальность проекта. Вид проекта: творческий, групповой, комплексный.
Участники: дети, воспитатели, родители средней группы.
Возраст детей: 5 - 6 лет.
Проблема: развитие связной речи у детей дошкольного возраста на основе формирование расширенного представления о русском фольклоре.
Цели: воспитывать интерес к родному языку через ознакомление с устным народным творчеством, формировать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умения и навыки исполнительской деятельности.
Задачи:
· развитие коммуникативных навыков;
· развитие выразительности речи;
· обогащение и активизация словарного запаса;
· развитие познавательных способностей;
· развитие творческого воображения;
· развитие творческого мышления.
Методическая работа по проекту:
· Формировать потребность в изучении народного фольклора;
· Повышать мотивацию к самообразованию в художественно-эстетических вопросах;
· Повышать профессиональную компетенцию в образовательной области «Коммуникация» ФГТ;
· Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;
· Внедрять новые формы организации детской деятельности, детско-родительской деятельности в соответствии с требованиями Федеральных государственных стандартов;
Взаимодействие с родителями:
· Познакомить детей с устным народным творчеством;
· Участвовать в творческой гостиной, подготовки выставки «Народная кукла», пополнении и обновлении уголков группе;
· Оказывать помощь дошкольному учреждении в организации мини-музея «Домашняя утварь».
Формы и методы работы:
· творческая игра;
· фестиваль;
· творческая гостиная;
· практическая мастерская;
· конкурс;
· сюжетно-ролевая игра;
· вечер развлечений;
· презентация мини-музея.
Необходимые условия реализации проекта:
· интерес детей и родителей;
· материальное обеспечение проекта;
· методические разработки;
· интеграция со специалистами детского сада.
План реализации проекта:
Этапы проекта |
Содержание деятельности |
Практические материалы, сроки |
I. Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы. Разработка проекта. |
1. Чтение русских народных сказок. Оценка уровня знаний детей посредством бесед о сказках, стихах, умение анализировать содержание произведений, давать собственную оценку поступкам героев, их характеристику и т.п. 2. Выбрать с воспитанниками игрушки в группе для проведения игр по проекту. 3. Подготовить спектакль кукольного театра для младшей группы. |
1. Интегрированное занятие «Приглашаем в гости к нам» (сентябрь). 2. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в мир игрушек» (октябрь). 3. Кукольный спектакль «Смоляной бычок» (ноябрь). |
II. Вхождение в проблему. Принятие задачи. |
4. Посетить мини-музеи детского сада. 5. Провести беседу о необходимости создания мини-музея в группе. 6. Разработать план по оформлению мини-музея. |
4. Проведение экскурсий в мини-музеях. (декабрь). 5. Выбрать с детьми место для мини-музея в группе «Домашняя утварь». (январь). 6. Оформление мини-музея «Домашняя утварь» (январь). |
III. Реализация идеи. |
7. Цикл интегрированных занятий по приобщению к русской народной культуре. 8. Чтение русской народной сказки «Рукавичка». 9. Творчество детей и педагогов по изо деятельности. 10. Литературная гостиная «Познавательные сказки для детей». 11. Изготовление атрибутов для музея. |
7. Занятия с использованием интеграции в различные образовательные области. (в течении года). 8. Рассказывание русской народной сказки «Рукавичка» с использованием мнемотаблиц. (апрель). 9. Досуг «Рисование сказочной страны». (март). 10. Рекомендации по рассказыванию познавательных сказок (май). 11. Взаимодействие участников проекта в творческой деятельности (февраль). |
IV. Презентация проекта. |
12. Подготовиться к открытию мини-музея в группе. Продуктивная деятельность: - подготовка атрибутов музея; - оформление музея рисунками, поделками, играми. 13. Проведение конкурса народной игрушки. |
12. Презентация мини-музея «Домашняя утварь» (май). 13. Положение о конкурсе детской рукописной книги «Народная кукла в игре современных детей» (апрель). |
Методическая работа по проекту:
Содержание деятельности |
Практические материалы |
1. Доклад «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». 2. Составление диагностики по проекту. 3. Конкурс «Оформление мини-музея в группе». 4. Семинар – практикум «Сказкотерапия, как средство творческой активности детей». 5. Презентация творческого проекта «День родного языка в детском саду» для всех участников образовательного процесса детского сада. 6. Подготовка выступления «Сюжетно-ролевые игры для дошкольников» к родительскому собранию. |
1. Конспект мероприятия. 2. Проведение диагностики с детьми. 3. Требования к оформлению мини-музея. 4. План проведения семинара. 5. Творческий проект «День родного языка в детском саду». 6. Конспект выступления. |
Взаимодействие с родителями:
Содержание деятельности |
Практические материалы |
1. Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «День родного языка в детском саду». 2. Дружеская встреча детей и родителей «Играем в сказку». 3. Круглый стол «Словотворчество дошкольников». 4. Провести семинар для родителей. 5. Анкетирование родителей на тему «Давайте поиграем». 6. Консультации: - образовательного процесса («Какие игрушки необходимы детям»); - проектной деятельности («О воспитании стихами). 7. Готовить информационные стенды, папки-передвижки, ежемесячные информационные листки по теме. 8. Привлечь родителей к участию в конкурсе народной игрушки. 9. Привлечь родителей к созданию мини-музея в группе «Домашняя утварь». 10. Организовать серию открытых мероприятий по развитию речи в рамках проекта. 11. Организовать творческие праздники с участием родителей. |
1. План – схема по реализации проекта «День родного языка в детском саду». 2. Конспект театральной постановки. 3. План проведения круглого стола. 4. План проведения семинара «Театрализованная деятельность, как средство развития и воспитания детей». 5. Итоговый результат по анкетированию родителей. 6. Консультации: - памятки «Игра – лучший метод воспитания ребенка»; «Стихотворения в семейных отношениях». 7. Примерные направления: «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей», «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями». 8. Положение о конкурсе «Народная кукла в игре современных детей». Выбор атрибутов музея. Конспекты мероприятий. Конспекты праздников. |
Прогнозируемые результаты:
· повышение уровня познавательной активности;
· развитие речевой культуры, т.к. хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию;
· формирование общительности, лояльности, объективности;
· развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
· формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов, проявлять творческое мышление.