Конспект НОД по развитию речи «Лесные жители»

Дата публикации: 2020-02-10 11:21:48
Статью разместил(а):
Гладышева Ольга Юрьевна

Конспект НОД по развитию речи «Лесные жители»

Автор: Гладышева Ольга Юрьевна

МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Сказка", г. Губкинский

 

Цель: Составить описательный рассказ по картине.

Задачи: 

1) Закреплять умение детей составлять описательный рассказ по картине.

2) Активизировать восприятие за счет использования различных органов чувств.

3) Формировать аналитические умения.

4) Активизировать словарный запас путем составления предложений.

5) Развивать память, наблюдательность.

Предварительная работа: составление рассказа о животном с помощью мнемотаблиц, рисование животных, имитация действий с «подзорной трубой» - кто больше заметит интересного, чтение рассказов Н. Сладков «Плясунья», А. Толстой «Заяц», Б. Житков «Рассказы о животных».

Словарная работа: лёжка - место, где лежит, скрывается заяц. 

Методы и приёмы:

1) Словесный метод: беседа; вопросы по картине; педагогическая оценка; пояснение.

2) Наглядный метод: демонстрация (рассматривание) картин.

3) Практический: упражнения (в составление рассказов).

4) Игровой метод: путешествие в лес.

Материалы и оборудование: картина «Лесные жители», книга, конверт с письмом, компьютерная презентация, компьютер, интерактивная доска, коврик-пазл, мольберт, картинки-карточки (солнышко, солнышко с облаком, тучка).

 

Ход НОД

(дети занимаются своими делами).

Воспитатель: Ребята, идите ко мне, почитаем с вами книжку.

(дети подходят, садятся на стульчики, начинаем читать книгу, внезапно громкий стук в дверь)

Воспитатель: Ой, какой-то стук, пойду, посмотрю, кто же там стучит?

(иду в раздевалку, возвращаюсь с письмом).

Воспитатель: Посмотрите, нам кто-то прислал письмо. Давайте его откроем.

(распечатываю конверт, достаю письмо).

Воспитатель: Интересно, кто же нам мог прислать письмо? Вам интересно? Мне тоже очень интересно.

Письмо:

Здравствуйте, ребята старшей группы №12 детского сада «Сказка». (Это мы? Значит письмо действительно для нас). Пишет вам волчонок Гром. Я очень люблю учиться и узнавать  что-то новое, но у нас в лесу нет детского сада, поэтому я пишу письма детям, которые ходят в детский сад, чтобы они мне помогали. И вас я тоже решил попросить помочь мне научиться рассказывать по картине, которая лежит в конверте. Буду очень рад, если вы согласитесь мне помочь.

Воспитатель: Ребята, поможем волчонку? Научим его рассказывать по картине?

Воспитатель: Отлично, тогда давайте посмотрим, что же там за картина.

(достаем картину из конверта, вывешиваю на мольберт).

Посмотрите, какая замечательная картина.

Что на ней изображено?

Какие звери? (зайчиха, зайчата, ежиха, ежата, стрекоза)

Какая зайчиха?

Какие зайчата?

Какая ежиха?

Какие ежата?

Что еще есть на картинке? (пень, кусты, дуб, трава, гриб)

Как вы думаете, какое время года изображено на картине? Почему?

В.: Что же ребята, мы описали всех на нашей картине, теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка:

Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,
Тянет лисонька свой нос. (Руки на поясе)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)

Воспитатель: Теперь возвращаемся к нашей картине. Вы рассказали,  что есть на картине, описали животных, а теперь давайте попробуем составить небольшой рассказ по этой картине. Я начну, а вы продолжите, и этот рассказ мы тоже отправим волчонку.

РАССКАЗ: Однажды теплым летним днем, на полянку у дуба пришли лесные жители. Кто пришел? (перечисляем зверей)

Мама-зайчиха пришла, что сделать? (собрать свежей, сочной траки на обед)

Малыши-зайчата прискакали, что сделать? (поиграть и порезвиться на полянке и полакомиться свежей травкой)

Мама-ежиха, что сделать? (собрать опавших листьев для своей норки).

А ежата, что сделать? (поиграть на полянке в прятки).

Вот мама-ежиха увидела прилетевшую, кого? (стрекозу)  ей очень понравилось наблюдать за стрекозой. Когда солнышко было уже высоко, настало время обеда и мамы со своими малышами отправились, куда? (по домам).

Воспитатель: Отличный рассказ у нас получился, все молодцы.

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поиграть в такую игру, которая называется «Уши, глаза, нос»: Я буду называть части тела  и показывать на себе, а вы должны показать эти части тела на себе, но будьте внимательны, я могу хитрить и говорить одно, а показывать другое.

(проводится игра).

Воспитатель: Сейчас в игре назывались разные части тела.

Зачем они нужны? Зачем нужны глаза? (ответы детей)

Зачем нужны уши? (ответы детей)

Зачем нужен нос? (ответы детей)

Зачем нужен язык? (ответы детей)

Зачем нужны руки? (ответы детей).

Теперь давайте вернемся к нашей картине. Когда мы с вами называли, что есть на картине, мы говорили только о том, что можно увидеть. Но ведь человек может еще и слышать, и дотрагиваться, и пробовать на вкус, и ощущать запахи. Давайте закроем глаза и представим, что вы очутились на этой картине, там в лесу.

(включить звуки природы в лесу).

Воспитатель: Вот мы оказались с вами в лесу на картинке.

Какие звуки вы слышите? (ответы детей)

Какие запахи бы почувствовали? (ответы детей)

Если бы вы могли дотронуться до всех предметов, что бы вы о них могли сказать? (ответы детей)

На картине можно что-то «попробовать»? (ответы детей)

Молодцы ребята, а теперь давайте закроим глазки и вернемся обратно в детский сад.

(переворачиваю картину  на мольберте)

Воспитатель: Мы вернулись в детский сад, хотите поиграть еще в одну игру? Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Проверка памяти». Посмотрите на доску, что-то вам это напоминает? Да, это наша картина, только на ней не хватает зверей. Давайте расставим зверей на свои места.

(выполняется работа на доске)

Воспитатель: Сегодня вы отлично поработали, помогли волчонку Грому. Я записала все ваши рассказы, давайте сложим  их в конверт и туда же сложим карточки-схемы. А письмо я после работы отнесу на почту.

А сейчас, посмотрите, у меня на подносе есть три значка: если вам было интересно помогать волчонку и играть, то возьмите солнышко, если было не очень интересно, то солнышко с облачком и если было совсем неинтересно, то тучку. Мне сегодня было с вами очень интересно играть и слушать вас и вот моё солнышко.

(дети показывают значок, если у кого-то есть тучки, обсуждаем).

 

Литература:

Гин С.И. «ТРИЗ-педагогика для малышей».