Конспект занятия по программе развития навыков процессуальной игры у детей раннего возраста

Дата публикации: 2020-04-02 09:03:42
Статью разместил(а):
Ткачева Юлия Владимировна

Конспект занятия по программе развития навыков процессуальной игры у детей раннего возраста

Автор: Ткачева Юлия Владимировна

ГКУЗ АО "Специализированный дом ребенка", г. Архангельск

 

Пояснительная записка.

Игра является ведущим видом деятельности в раннем возрасте. Именно в игре формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту:

·         правильная речь;

·         непроизвольная память;

·         анализирующее восприятие;

·         наглядно-образное мышление;

·         творческое воображение;

·         зачатки произвольной памяти;

·         словесное мышление;

·         эмоциональная регуляция поведения.

Все новообразования очень важны для дальнейшего становления полноценной личности.

Сначала игра носит манипулятивный характер. Ребенок изучает предметы на ощупь, на звук, их применения, стучит ими, кидает. С возрастом игры становятся творческие, сюжетно-ролевые и имеют форму интеллектуальной деятельности.

К концу раннего возраста предметная деятельность ребенка становится все более произвольной, самостоятельной и целенаправленной. Игровая деятельность предполагает элементы творчества ребенка, ненормированность и самостоятельность. Развитие процессуальной игры, подготавливает переход ребенка на следующий возрастной этап, на котором ведущей деятельностью будет сюжетно-ролевая игра.

Адресная группа.

Программа рассчитана на детей 2-3 лет с низким и средним уровнем развития процессуальной игры. А так же рекомендуется детям с расстройствами эмоциональной сферы, с задержкой развития познания и речи.

Цель занятий:развитие навыков процессуальной игры

Задачи программы:

1.     Формирование интереса  к предметно-игровым действиям.

2.     Развитие интереса к совместным игровым действиям со сверстниками.

3.     Формирование интереса к речевым звукам, развитие умения произносить по подражанию слова, формирование пониманияречевых конструкций.

4.     Развитие активности и самостоятельности ребенка в игровой деятельности.

5.     Развитие творческого мышления, воображения.

Предметная деятельность ребенка становится все более произвольной, самостоятельной и целенаправленной. Игровая деятельность предполагает элементы творчества ребенка, ненормированность и самостоятельность.

Формы работы: групповые (7 детей и персонал группы).

Занятие  «Автобус».

Материал: картинка автобуса, руль, стулья по количеству ребят, билеты на автобус, картинки животных.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия

Дети проходят и садятся в круг.

Психолог здоровается со всеми детьми, дети называют свое имя и повторяют имя взрослого.

2. Ребята, вы любите путешествовать? Отгадайте загадку, и вы узнаете, на чем мы сегодня поедем в путешествие.

Дом по улице идет

На работу всех везет

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

Психолог показывает картинку автобуса, рассматривание картинки, обсуждение.

Танцевальные движения под песню «Автобус».

Ребята повторяют движения за психологом. 

Вот мы в автобусе сидим (качаемся)

И сидим, и сидим

И из окошечка глядим (смыкать пальцы рук «окошечком», смотреть в него)

Всё глядим!

Глядим назад, глядим вперёд

Вот так вот, вот так вот (оборачиваться то влево, то вправо, смотреть из «окошечка»)

Ну что ж автобус не везёт

Не везёт? (пожимать плечами)

Колёса закружились

Вот так вот, вот так вот

Вперёд мы покатились

Вот так вот! (выполнять вращательные движения руками перед собой)

А щётки по стеклу шуршат

Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик

Все капельки смести хотят

Вжик-вжик-вжик! (качать согнутыми в локтях руками перед лицом – «дворники»)

И мы не просто так сидим

Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,

Мы громко-громко все гудим

Бип-бип-бип! (крутить руль и бибикать)

Пускай автобус нас трясёт

Вот так вот, вот так вот

Мы едем-едем всё вперёд

Вот так вот! (подпрыгивать)

Проигрыш (качаемся из стороны в сторону)

Мы громко-громко все гудим – би, би, би! (крутить руль и бибикать)

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие на автобусе, а кто работает в автобусе? (Водитель, кондуктор)

Дети отвечают на вопросы, чем именно занимаются водитель и кондуктор и как называют людей, которые едут в автобусе (пассажиры).

А теперь можно отправиться в путешествие. Кто у нас будет водителем? Кондуктором? (Психолог или воспитатель группы берет роль кондуктора) Пассажирами? (Психолог выдает реквизит: водителю – руль, кондуктору - билеты)

Кондуктор: - проходите, ребята в автобус, занимайте свои места, получайте билетики. Шофер, заводи скорее автобус, поехали. Следующая остановка «Кошкин дом».

Игра

Дети - «мыши» - водят хоровод, в середине «спит» «кот» (Психолог)

Мыши водят хоровод 
На лежанке дремлет кот. 
«Тише, мыши, не шумите, 
Кота Ваську не будите. 
Как проснётся Васька кот,
Разобьёт наш хоровод!»

На последних словах «кот» просыпается и ловит «мышей». Спрятаться дети могут, если сядут на стульчики (заберутся в норки). 

Кондуктор: проходите, ребята в автобус, занимайте свои места, поехали дальше. Шофер, заводи скорее автобус, поехали. Следующая остановка «Зоопарк».

Психолог показывает картинки зверей, живущих в зоопарке, задача ребят назвать животное и показать его через звуки или движения.

Кондуктор: проходите, ребята в автобус, занимайте свои места. Шофер, заводи скорее автобус, поехали. Следующая остановка «Наш дом».

Вот, ребята, мы и вернулись с вами домой. Где мы с вами побывали? Что видели?

Ритуал прощания.

Дети садятся в круг на подушечки (звучит спокойная музыка), делятся впечатлениями.

Психолог благодарит детей.