Проект для подготовительной группы «Берегите природу»
Проект для подготовительной группы «Берегите природу»
Автор: Крашенинникова Светлана Леонидовна
МБДОУ "Детский сад "Солнышко", с. Большеустьикинское, Республика Башкортостан
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети подготовительной группы 6-7 лет, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: среднесрочный, 1 месяц.
Цель проекта: формирование экологической культуры-совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности через ознакомление с явлениями природы родного края.
Задачи проекта:
1. Создать условия для формирования у ребенка элементов экологических знаний и представлений о природе родного края.
2. Формировать интерес к экспериментальной деятельности.
3. Закладывать основы экологического воспитания (экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам).
4. Развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных.
5. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.
Актуальность проекта. Сегодня главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга.
Ни для кого не секрет, что в последнее время эти взаимосвязи заметно нарушились. Этому свидетельствуют глобальные экологические катастрофы последних лет. В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения. Рост транспорта и городских хозяйств, как следствие - выброс отходов разного рода. Неразумное, недальновидное, хищническое использование природных ресурсов, а также массовый отдых на лоне природы – все это приводит к уничтожению природы: загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптыванию травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных. Но, прежде чем научить защищать, нужно познакомить детей с объектами природы, дать возможность понять их, полюбить, прикоснуться душой и не дать исчезнуть с лица земли нашей. Формирование знаний о редких растениях следует начинать с дошкольного детства. Именно в этом возрасте, я считаю, необходимо познакомить детей с Красной книгой родного края, чтобы ребенок узнал редкие растения, осознал причины уменьшения численности или вовсе исчезновения тех или иных растений.
Наш край - Урал - удивительно красивый. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.
Наша Земля в опасности! Возможно, что природа нам дает последний шанс, и не просто кричит, а стонет: «Люди, одумайтесь!» Мы выдвигаем лозунг: «Все на защиту природы!», «Берегите природу!».
В результате реализации экологического проекта «Берегите природу!»:
- У детей должно сформироваться способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе;
- Будут углублены знания дошкольников о природе Родного края.
- Сформировано представление о зимующих птицах, развито бережное отношение к ним.
- Будут сформированы способности творчески применять полученные знания в повседневном общении с природой.
- Будет выявлена заинтересованность родителей в реализации экологического проекта (предоставление фотографий, стихов; поделок выполненных совместно с детьми).
- Повышен уровень экологической культуры
- Пополнена эколого-развивающая среда группы: дидактические игры, стихи, детские поделки.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим.
Предполагаемый результат:
1. У детей проявится:
- ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы, умение различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода);
- интерес к особенностям природы родного края;
- бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы.
2. Дети овладеют:
- навыками экологически безопасного поведения в природе;
- знаниями о запрещающих и разрешающих экологических знаках, изобретут свои собственные знаки.
3. У детей сформируется:
- стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- умение отличать и называть характерные признаки разных времен года, смогут объяснить причины смены времен года;
- знания о значении воды и воздуха в жизни всех живых объектов природы и ее свойства;
- представление о разновидности почвы, ее свойствах и значении;
- представления о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка);
- представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
4. Дети научатся:
- вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять законы общего дома природы:
«Все живые организмы имеют равное право на жизнь».
«В природе все взаимосвязано».
«В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое».
- проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
- гуманно обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
5. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Предварительная работа:
Наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки.
Наглядная информация:
Оформление стенда с работами детей, оформление альбома «Природные явления».
Методы и приёмы:
наглядный (наблюдение, показ, демонстрация);
словесный (рассказ, чтение, беседа);
практический (игра, упражнения, опыты и эксперименты).
Итоговое мероприятие: развлечение «Осеннее кафе».
Материалы к проекту:
Презентация «Экологические знаки».
Перечень примет о природных явлениях, поговорок о погоде, загадок о природных явлениях.
Картины, иллюстрации на тему «Красоты Мечетлинского района» (знакомство детей с природой родного края в разное время года), «Растения – синоптики».
Составление цикла наблюдений за деревьями (хвойными и лиственными, изготовление памяток-листовок «Что нужно для роста растений», «Покормите птиц зимой» (распространение среди соседей)
Художественная литература:
И. Бунин «Лес, точно терем расписной».
С. Есенин «Белая береза».
К. Бальмонт «Осень».
Этапы проекта:
1 этап: Подготовительный:
- практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно-развивающей среды;
- определение цели;
- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
2 этап: Основной этап:
- беседы о редких растениях Мечетлинского района Республики Башкортостан, о людях - защитниках природы, о красоте, окружающего нас леса, о загрязнении близлежащих родников, о правилах поведения в природе, о том, как каждый из нас помогает природе;
- рассматривание иллюстраций, наборов открыток;
- заучивание стихов и песен о природе;
- пословиц об охране леса;
- отгадывание загадок, ребусов и кроссвордов;
- чтение сказок об охране природы «Серая Шапочка и Красный Волк», «Жила - была река»;
- сбор семян;
- сбор коллекции камней, коряг, ракушек, интересных природных вещиц;
- НОД по ознакомлению с природой «Лес – богатство и краса! Береги свои леса!», «Воздух – невидимка»;
- проведение экологической акции «Сделаем двор чистым!», «Поможем птицам зимой»;
- проведение консультаций для родителей: «Человек и природа», «Экологическая культура и экологическое здоровье»;
- оформление папок- передвижек: «День Защиты окружающей среды», «Осень»;
- памятка для родителей «Что подскажет нам природа-народные приметы»;
- совместная работа детей и родителей: совместное наблюдение за погодными явлениями, за облаками (форма, размер, цвет);
- рисование «Деревья осенью», «Ветка рябины», «Осень наступила»;
- коллективная аппликация «Лес, точно терем расписной»;
- лепка «Лукошко с грибами»;
- засушивание гербария;
- чтение художественной литературы «Экологические сказки: Сказка о радуге»;
- экспериментирование «Дружба песка и воды»;
- просмотр мультфильма «Земляничный дождик»;
- слушание пения птиц в записи;
- работа в уголке природы;
- просмотр презентации «Экологические знаки»;
- оформление книжной выставки по теме;
- проведение экспериментов: с водой, песком, воздухом, почвой;
- прогулки по березовой аллее детского сада;
- изготовление поделок из природного материала;
- подвижные игры: «Перелет птиц», «Совушка», «Охотники и зайцы», «Солнышко и дождик», «1,2,3 к дереву беги», «Волк во рву»;
- мастер-класс для родителей «Кормушка из пластиковой бутылки своими руками».
3 этап: Заключительный этап.
Развлечение «Осеннее кафе».
Цель: формирование у детей экологической культуры, системы ценностных отношений к природе, бережного отношения к ней.
Литература:
1. С.Н. Николаева. Юный эколог.
2. Экологические занятия с детьми 6-7 лет.
3. Т.А. Шорыгина. Беседы о природных явлениях и объектах.