Мастер класс для родителей «Коммуникативные танцы-игры»
Мастер класс для родителей «Коммуникативные танцы-игры»
Автор: Мороз Валерия Вячеславовна
ГБОУ "Школа в Капотне», г. Москва
Аннотация: В этой статье повествуется о мастер-классе с родителями. Они познакомятся с играми-танцами коммуникативного характера. Для чего они нужны и кто придумал методику. Предлагаются игры, которые можно использовать на музыкальных занятиях и в повседневной жизни детей, для развития музыкальных и творческих способностей у детей.
«Музыка – это эмоциональное познание, а не интеллектуальное. Она интуитивна и бессловесна, музыка чувствуется, а не понимается умом».
Т.Э. Тютюнникова
Цель: Повышение уровня коммуникативной компетентности родителей воспитанников, их мотивации на системное использование в самостоятельной деятельности с детьми музыкально-дидактические игры. Развитие самосознания, творческого потенциала, коммуникативной компетенции родителей.
Задачи: Создать условия для практического освоения использования коммуникативных игр и танцев в развитии музыкальных способностей ребёнка и в формировании образного свободного восприятия окружающего мира. Создать положительный эмоциональный настрой.
Форма проведения мастер-класса: с родителями без участия детей, лекция, практическая работа.
Структура мастер-класса:
1. Вступительная часть. Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.
2. Практическая часть. Знакомство с речевыми играми, которые родитель может применить.
3. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Ход мастер-класса
Вступительная часть. Музыкальная игра занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Музыка придает особую выразительность движению детей в игре, в танце, воздействует на чувства детей, углубляет представление о различных явлениях природы, способствует воспитанию у детей правильного отношения к окружающему миру. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
Музыкальная игра, построенная на основе музыкально-ритмических движений, является превосходным средством развития музыкально-ритмических способностей детей.
Большое значение для общего формирования личности дошкольника имеют музыкальные коммуникативные игры - это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. Это - синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребенка (игры с пением, народные обрядовые игры, игры с музыкальными инструментами, игры-танцы).
Происхождение коммуникативных танцев-игр связано с фольклором разных народов. К ним относится практически весь детский фольклор - частушки, потешки, прибаутки.
Основанные на методах и приёмах, найденных немецким композитором и педагогом Карлом Орфом, музыкальные коммуникативные игры (Орф-педагогика) успешно развивают принципы игровой народной педагогики. Главное - они помогают ребёнку почувствовать себя полноправными членами коллектива.
Будет предложено несколько игр, которые помогут помочь ребёнку в совершенствовании музыкально-ритмических способностей. Музыкальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в том случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
Предлагаются игры, которые можно использовать на музыкальных занятиях и в повседневной жизни детей, для развития музыкальных и творческих способностей у детей.
В мастер класс включено несколько игр из программы «Элементарное музицирование» Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой (4-7 лет).
Практическая часть
1. Музыкальная игра «Приветствие».
Развитие коммуникативных навыков, умение видеть другого, эмоционально вовлекаться в общение.
Звучит музыка Лео Делиба «Пиццикато». На вступлении музыки все стоят в кругу, вторая часть музыки -родители начинают врассыпную гулять по залу, улыбаясь друг другу. На окончание музыкальной фразы встречаются с тем, кто в этот момент оказался рядом, и говорят ему «Привет!», два раза хлопают в ладоши. В средней части музыки хлопают и кружатся.
2. Ритмическая игра «Взял-отдал» с орехами, кубиками крышками от бутылок.
Родители сидят в кругу на коврике на коленях. Один орех кладётся в левую руку, другой лежит перед воспитателем на ковре.
1 ФРАЗА: 1 орех кладется на левую руку, его накрывают у себя и передают соседу. 6 тактов 4/
(Разучивается со словами «У МЕНЯ», «У СОСЕДА», «ВЗЯЛ», «ОТДАЛ»)
В проигрыше берут 2-ой орех
2 ФРАЗА: отстукивают ритм || III ||III ||II I||II I|| II I||III
Проговаривают слова: раз, два, раз, два, три.
В проигрыше вновь кладут 2-ой орех перед собой.
3 ФРАЗА: повтор 1 фразы, без слов: 6 тактов 4/4 в конце – поднимают руки с орешками ВВЕРХ!
3. Речевая игра со звучащими жестами.
Развитие умения правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует: преодолению речевых нарушений, правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, развитию координации движений, умению владеть своим телом, согласовывая свои движения в соответствии с разнообразным характером музыки.
«Волшебные булки».
Раз, два, всем привет! (раз, два – хлопают - всем привет два раза хлопки по коленям)
Побежали, прибежали дружно все в буфет (сужают круг - хлопают восьмыми – буфет – четверть)
А теперь назад идём, (идут из круга с хлопками)
Булки все жуём. (Булки - скользящий хлопок, все жуем – топаем)
С капустой, с морковкой, с клубникой. … и т.д. промежуточных два хлопка (восьмые) - с капустой - руки раскрыли (четверть) и т.д.)
Финал этой игры.
Хлоп- хлоп что это за булки (разводят руками)
Хлоп- хлоп вкусные булки (разводят руками)
Хлоп-хлоп оставим булки, хлоп-хлоп все у нас.
1. Ритмическое упражнение «Кузнечик».
Музыкальный руководитель: Пение одновременно сопровождается ритмическими хлопками. Такое ритмическое упражнение, помогает развивать внутренний слух у детей. Четная строка поется вслух, нечетная про себя.
В траве сидел кузнечик, /вслух
В траве сидел кузнечик, /про себя
Совсем как огуречик /вслух
Зелененький он был. /про себя
Представьте себе, представьте себе /вслух
Совсем как огурчечик. /про себя
Представьте себе, представьте себе /вслух
Зелененький он был. /про себя
2. Музыкальная игра «Шёл козел дорогою». Исполняется фрагмент.
Развитие коммуникативных навыков, умения видеть другого, эмоционально вовлекаться в общение умению владеть своим телом, согласовывая свои движения в соответствии с разнообразным характером музыки.
1. Шел козел дорогою,
Дорогою, дорогою,
Нашел козу метровую,
Метровую козу.
Припев:
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
и ножками подрыгаем, подрыгаем, давай
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем
И ножками потопаем, потопаем, давай
Головкой покачаем- качаем-качаем
И снова начинаем мы песенку свою
Музыкальный руководитель: Наша память сохраняет 10% из того, что мы слышим, 50% из того, что мы видим, 90% из того, что мы делаем!
Просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.
Благодарю вас за внимание!
Список литературы:
1. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа/под редакцией Л.А.Баренбойма. - Л: Музыка.-1970г.-160с.
2. «Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Монография.» – М.: УРСС, 2003г.
3. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». - Москва, 2009г.
4. Потешки и забавы для малышей. – Москва: Советский композитор, 1992г. –Вып.1.
5. «Бим-бам-бом. Сто секретов музыки для детей». Вып.1. Игры со звуками. Тютюнникова Т.Э. – СПб: ЛОИРО, 2003г.