Конспект ООД "Посуда"
Конспект ООД для обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста в коммуникативной деятельности «Посуда»
Автор: Фабер Наталья Баировна
МБДОУ города Иркутска "Детский сад № 41"
Образовательная область: речевое развитие.
Возрастная группа: старшая.
Культурная практика: коммуникативная.
Культурно-смысловой контекст: создание памяток «из чего сделана посуда».
Цель: создание условий для обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста в коммуникативной деятельности
Задачи:
- Обучающая: обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.
- Развивающая: совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях – прилагательное с существительным.
- Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к окружающим, усидчивость, умение слушать и слышать, не перебивать сверстников и старших.
Оборудование: письмо от Федоры, картинки с посудой кухонной, столовой; картинки с посудой, изготовленной из стекла, дерева, железа, глины, фарфора, пластмассы, камня, силикона; картинки с материалом: стекло, дерево, железо, глина, фарфор, пластмасса, камень, силикон, кость; памятка на каждого ребенка и разрезной материал для нее, клей.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи:
1) создание психологически комфортной атмосферы;
2) мотивировать детей на включение в беседу.
- Здравствуйте, ребята! Обратите внимание, что находится вокруг вас. (Ответы детей) Различные предметы, мебель. А чем мы пользуемся, когда едим? Правильно, посудой. Наверняка у вас есть любимая тарелка, кружка. (Ответы детей) И вот сегодня нам пришло письмо, так давайте же скорее прочитаем его!
Письмо: «Здравствуйте, мальчишки и девчонки! Пишет вам Федора. От меня сбежала посуда! Помогите, пожалуйста, её найти».
- Ребята, хотите ли вы помочь Федоре найти её посуду? А сможете?
2. Актуализация знаний
2.1. Дидактическая игра «Назови виды посуды».
Дидактические задачи:
1) актуализировать знания детей о видах посуды;
2) развивать речь, внимание, память, логическое мышление.
На столе лежат картинки с разной посудой.
- Ребята, внимательно рассмотрите карточки. Какие виды посуды вы знаете? (кухонная, столовая, чайная)
- Ваша задача на этот поднос положить карточки с кухонной посудой, на этот со столовой, на этот чайную.
- Назовите кухонную посуду
- Назовите столовую
- Назовите чайную
- Чем отличается кухонная посуда от столовой? (В кухонной посуде готовят пищу, а столовая нужна для принятия пищи).
- Как называется посуда из которой пьем чай? (Чайная).
2.2. Дидактическая игра «Что лежит, что висит, что стоит?»
Дидактические задачи:
1) определять посуду, которая лежит, стоит, висит;
2) развивать речь, внимание, логическое мышление, память.
Вот для вас новое задание. Внимательно рассмотрите картинку.
- Назовите посуду, которая стоит. (Стакан, кастрюля, сковорода, тарелка)
- Назовите посуду, которая лежит. (Ложка, вилка, нож, разделочная доска)
- Назовите посуду, которая висит. (Дуршлаг, поварешка, лопатка, шумовка)
3. Затруднение в ситуации.
3.1. Дидактическая игра «Из чего сделана посуда».
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений детей о том, что посуду изготавливают из различных материалов;
2) развивать речь, мышление, память, внимание.
Перед детьми на столе лежат картинки с посудой из различного материала (стеклянная, деревянная, металлическая, глиняная, фарфоровая, пластмассовая, каменная, силиконовая). Рядом находятся картинки с материалом, из которого изготовлена предложенная посуда (стекло, дерево, металл, глина, фарфор, пластмасса, камень, силикон)
Смогли ли соотнести посуду с материалом, из которого она изготовлена? (Нет, не смогли)
Почему не смогли? (Потому что не знаем, из какого материала изготовлена та или иная посуда)
Значит, что нам сейчас нужно узнать? (Из какого материала изготовлена предложенная нам посуда)
4. Открытие нового знания.
4.1. Игра «Из чего сделана посуда (продолжение)».
Дидактические задачи:
1) формировать представление о том, из какого материала изготовленная посуда; образовывать имена прилагательные, обозначающие материал, из которого сделан предмет;
2) развивать внимание, память, речь, мышление.
- А теперь давайте вместе соотнесем материал и предмет, который из него изготовлен. (Детям раздаются листочки «памятки» с посудой и материал, который нужно будет приклеить к подходящей посуде). Я вам буду показывать материал и посуду, которая из него изготовлена.
- Ложка из дерева – деревянная ложка
- Чашка из фарфора – фарфоровая чашка
- Ваза из стекла – стеклянная ваза
- Ложка из металла – металлическая ложка
- Миска из глины – глиняная миска
- Тарелка из пластмассы – пластмассовая тарелка
- Форма для выпечки из силикона – силиконовая форма
- Кружка из камня – каменная кружка
- Молодцы! Все справились с заданием.
5. Включение нового знания в систему знаний.
5.1. Игра «Вставь пропущенное прилагательное в предложение».
Дидактические задачи:
1) закрепить в речи детей употребление слов прилагательных;
2) развивать память, речь, мышление.
Ребята, вам даны предложения, в которых пропущено слово и даются отдельно слова – существительные, вам их нужно изменить на прилагательные и вставить в предложения.
1) Ложки бывают (деревянные) и (металлические) – дерево, металл.
2) Мы вылепили (глиняную) тарелку – глина.
3) Никита подарил (фарфоровую) вазу бабушке на день рождения - фарфор.
4) Очень прочная (каменная) кастрюля – камень.
5) На столе стоит (стеклянная) кружка – стекло.
6) Со шкафа упала (пластмассовая) кружка и не разбилась - пластмасса.
7) Для приготовления кексов нам потребуется (силиконовая) форма для выпечки – силикон.
5.2. Игра «Отгадай, пропавшую посуду».
Дидактические задачи:
1) отгадывание загадок о посуде;
2) развивать память, речь.
Теперь, для того, чтобы узнать, какая посуда пропала у Федоры нужно отгадать загадки.
1) Все во мне бурлит, кипит,
А из носа льется.
Чтобы снять меня с плиты,
За ручку взять придётся. (чайник)
2) Наколоть ей очень просто
Мясо и котлеты,
Макароны накрутить,
Справиться с омлетом. (вилка)
3) Для нас она необходима,
Ведь пищу из неё едим мы.
Глубокая и мелкая
Зовут её … (тарелкою)
4) У меня есть две руки,
Днище вместо ножек.
Из-под шляпы пар идет,
Им обжечься можно. (кастрюля)
5.3. Игра «Найди посуду».
Дидактические задачи:
1) поиск детьми посуды, с целью помочь Федоре;
2) развивать внимание, речь, согласованность действий.
Ну вот, с загадками вы справились, дело осталось за малым. Эти предметы спрятаны в вашей группе, осталось их найти.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.
Кому мы сегодня помогали?
Почему сначала не удалось соотнести материал и посуду, изготовленную из него, а потом удалось?
Что нового узнали?
Где нам это пригодится?