Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Обучение грамоте дошкольников и учащихся 1-х классов с ОНР и ФФНР

Дата публикации: 2021-02-25 07:44:41
Статью разместил(а):
Бодрова Наталья Сергеевна

Обучение грамоте дошкольников и учащихся 1-х классов с ОНР и ФФНР

Автор: Бодрова Наталья Сергеевна

 

Для детей обеих групп (и с ОНР, и с ФФНР) характерна вялая артикуляция, искаженное произношение всех звуков; в спонтанной речи смешение свистящих и шипящих звуков. Все дети не дифференцируют звонкие – глухие, свистящие – шипящие. Таким образом фонематическое восприятие не сформировано.

Всем детям не доступен анализ слова типа «дрова» ау – доступен (нарушается способность к фонематическому анализу). У ребенка по каким-то причинам происходит сбой во взаимосвязанной работе речеслухового и речедвигательного анализатаров, что задерживает формирование фонематического слуха. Подключение зрительного анализатора к работе речеслухового и речедвигательного анализаторов будет являться компенсацией сложившегося дефекта. Опора на зрительное восприятие буквы, графического образа звука, графического образа слова может помочь наладить согласованную работу речеслухового и речедвигательного анализаторов. Таким образом, согласно теории компенсации дефекта Л.С. Выготского, чтение для таких детей может являться путем компенсации дефекта, в данном случае недостаточного развития фонематического слуха.

Чтение – очень трудный синтетический процесс, кроме определенных знаний, ребенок должен иметь хорошо развитые психические способности: зрительное восприятие и память, слуховое восприятие и память, способность соотнесения произносительных, слуховых и зрительных образов звука между собой.

Обучение чтению особенно актуально для детей с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

Существует фундаментальная теория Л.С. Выготского о комплексном взаимодействии анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речедвигательного), где овладение письменной речью понимается как установление новых связей между слышимым и произносимым словом, видимым и записываемым.

Целью программы является обучение чтению, но чтение для детей с ФФНР не является самоцелью.

Чтение, на самом деле, для них – ИНСТРУМЕНТ для преодоления фонетико-фонематического недоразвития. Мы развиваем фонематическое восприятие через чтение. С помощью чтения создаем для детей четкие ориентиры в мире речевых звуков.

Первоначально детей нужно учить различать на слух гласные звуки.

Последовательность звуко-буквенного анализа:

- Выделение гласного из начала слова Ира, Оля.

- Выделение ударного гласного из конца слова – зима.

- Различение на слух согласных.

- Определение последовательности гласных в ряду из 2,3,4 гласных.

- Различение звонких и глухих согласных.

- Выделение последнего согласного из обратного слога и закрытого слога.

- Выделение последнего согласного в словах КОТ, КУСТ.

- Различение на слух твердых и мягких согласных.

- Анализ и синтез обратного слога.

- Выделение гласного из положения после согласного: Танки, кони пух.

- Выделение 1 – ого согласного типа КОТ.

- Выделение 1 – ого согласного из 2 –ух сложных слов КОФТА.

- Выделение безударного гласного из начала слова аптека идут:

Сумка           Ноги               Руки               Куры

Ложка           Духи               Губы              Кукла

Вилка           Реки               Зубы

- Выделение безударного гласного, из середины слова:

Лиса             Тазы

Зима             Пила

Луга

- Выделение 1-го согл. И последнего гласного: Сумка

- Полный анализ и синтез прямого слога: МА

- Полный анализ и синтез слова типа: ПУХ

- Выделение согласного из середины слова: ВИЛКА

- Полный анализ и синтез двусложных слов: МАКИ

- Полный анализ и синтез: УТКА

- Полный анализ и синтез: ВЕНОК

- Полный анализ и синтез: КОМПОТ

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь