Обучение грамоте дошкольников и учащихся 1-х классов с ОНР и ФФНР
Обучение грамоте дошкольников и учащихся 1-х классов с ОНР и ФФНР
Автор: Бодрова Наталья Сергеевна
Для детей обеих групп (и с ОНР, и с ФФНР) характерна вялая артикуляция, искаженное произношение всех звуков; в спонтанной речи смешение свистящих и шипящих звуков. Все дети не дифференцируют звонкие – глухие, свистящие – шипящие. Таким образом фонематическое восприятие не сформировано.
Всем детям не доступен анализ слова типа «дрова» ау – доступен (нарушается способность к фонематическому анализу). У ребенка по каким-то причинам происходит сбой во взаимосвязанной работе речеслухового и речедвигательного анализатаров, что задерживает формирование фонематического слуха. Подключение зрительного анализатора к работе речеслухового и речедвигательного анализаторов будет являться компенсацией сложившегося дефекта. Опора на зрительное восприятие буквы, графического образа звука, графического образа слова может помочь наладить согласованную работу речеслухового и речедвигательного анализаторов. Таким образом, согласно теории компенсации дефекта Л.С. Выготского, чтение для таких детей может являться путем компенсации дефекта, в данном случае недостаточного развития фонематического слуха.
Чтение – очень трудный синтетический процесс, кроме определенных знаний, ребенок должен иметь хорошо развитые психические способности: зрительное восприятие и память, слуховое восприятие и память, способность соотнесения произносительных, слуховых и зрительных образов звука между собой.
Обучение чтению особенно актуально для детей с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи).
Существует фундаментальная теория Л.С. Выготского о комплексном взаимодействии анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речедвигательного), где овладение письменной речью понимается как установление новых связей между слышимым и произносимым словом, видимым и записываемым.
Целью программы является обучение чтению, но чтение для детей с ФФНР не является самоцелью.
Чтение, на самом деле, для них – ИНСТРУМЕНТ для преодоления фонетико-фонематического недоразвития. Мы развиваем фонематическое восприятие через чтение. С помощью чтения создаем для детей четкие ориентиры в мире речевых звуков.
Первоначально детей нужно учить различать на слух гласные звуки.
Последовательность звуко-буквенного анализа:
- Выделение гласного из начала слова Ира, Оля.
- Выделение ударного гласного из конца слова – зима.
- Различение на слух согласных.
- Определение последовательности гласных в ряду из 2,3,4 гласных.
- Различение звонких и глухих согласных.
- Выделение последнего согласного из обратного слога и закрытого слога.
- Выделение последнего согласного в словах КОТ, КУСТ.
- Различение на слух твердых и мягких согласных.
- Анализ и синтез обратного слога.
- Выделение гласного из положения после согласного: Танки, кони пух.
- Выделение 1 – ого согласного типа КОТ.
- Выделение 1 – ого согласного из 2 –ух сложных слов КОФТА.
- Выделение безударного гласного из начала слова аптека идут:
Сумка Ноги Руки Куры
Ложка Духи Губы Кукла
Вилка Реки Зубы
- Выделение безударного гласного, из середины слова:
Лиса Тазы
Зима Пила
Луга
- Выделение 1-го согл. И последнего гласного: Сумка
- Полный анализ и синтез прямого слога: МА
- Полный анализ и синтез слова типа: ПУХ
- Выделение согласного из середины слова: ВИЛКА
- Полный анализ и синтез двусложных слов: МАКИ
- Полный анализ и синтез: УТКА
- Полный анализ и синтез: ВЕНОК
- Полный анализ и синтез: КОМПОТ