Консультация «О формировании словаря дошкольников»

Дата публикации: 2021-09-12 21:07:22
Статью разместил(а):
Байкова Мария Владимировна

Консультация «О формировании словаря дошкольников»

Автор: Байкова Мария Владимировна

МБДОУ «Детский сад № 8», г. Арзамас

 

Использование языка как средства общения, связано прежде всего со словом. Нет такого явления, которое нельзя было бы не обозначить словом. Словарная работа играет важную роль в развитии дошкольника. 

Развитие словаря детей дошкольного возраста описано в работах многих авторов, таких как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконина, М.М. Кольцовой, В.В. Гербовой, В.Б. Запорожец, Н.Х. Швачкина, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова. Специфику усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. По мнению данных авторов, развитие словаря детей дошкольного возраста осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении с взрослым и детьми. 

Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом может сформироваться правильная грамотная речь.  

Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. 

Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. Важно не только умение детей пользоваться большим количеством слов, но и владеть навыками словообразования. 

Объём лексического запаса зависит от возраста ребёнка, уровня развития его познавательных и мыслительных функций, условий воспитания. 

В младшем дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-действенное мышление, что и определяет наличие в словаре или лексиконе ребёнка предметной лексики, обозначающей окружающие предметы (игрушки, посуду, одежду и др.), а также набора глаголов, обозначающих повседневные бытовые действия. В процессе взросления на смену наглядно-действенной форме мышления приходит наглядно-образная. В словаре увеличивается количество слов, обозначающих предметы, действия и качества предметов, появляются слова с обобщённым и абстрактным значением, с переносным значением. 

Основными задачами словарной работы в дошкольном образовании являются: 

1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. 

Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий),овладения словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, на основе его целостного восприятия. 

Осуществлять эту задачу – значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими. Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарные понятия.

2. Закрепление и уточнение словаря. 

Дети дошкольного возраста в силу своих особенностей нуждаются в многократном повторении слов для их запоминания. Это относится, прежде всего к трудным для них словам: собирательным («мебель», «посуда») и отвлеченным («тишина», «доброта»), существительным, числительным и относительным прилагательным («пассажирский», «городской»), а так же к словам сложным в звуковом отношении («трамвай», «эскалатор»). 

В силу того, что смысловая емкость слова не ограничивается единичным значением и многие слова многозначны, дети часто употребляют их в неточном или в неверном значении. Задача педагога – подвести дошкольника к доступному для них правильному пониманию смысла слов, их оттенков, научить подбирать синонимы, антонимы, то есть добиться чтобы их речь выражала мысль. 

3. Активизация словаря. 

Активизация словаря – это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком.

2 категории слов:

а) пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не употребляет в своей речи),

б) активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но и активно употребляет в своей речи)

4. Своеобразной задачей словарной работы является устранение из речи детей нелитературных слов (просторечные, диалектные, жаргонные) (башка, телок и т.д.). В языке есть явление табу (запрета) некоторых слов. В детском саду дошкольникам также приходится сталкиваться с этим явлением. 

Методы словарной работы.

Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащение словаря):

- непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

- опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач

Методы, направленные на закрепление и активацию словаря, развитие его смысловой стороны: рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, словарные упражнения.  

Методы и приемы словарной работы.

При формировании словарного запаса у детей используются разнообразные приёмы, направленные прежде всего на развитие активного внимания, умения вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов, действий, признаков. Эти приемы и методы словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются в разном содержании. 

Младшая группа.

В младших группах основное внимание уделяется задаче накопления, обогащения словаря, которая тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем.

Дети младшего возраста еще не всегда правильно называют слова, обозначающие предметы. Чтобы научить их соотносить предмет со словом, его обозначающим, важно чаще ставить вопросы типа: «что это?», давать задания: принеси то-то.

Наряду с этим следует иметь в виду и решение задач качественного накопления словаря, привлечения внимания детей не только к правильному называнию предметов, но и их качеств, свойств и действий, то есть задач активизации в речи ребенка, помимо имен существительных и имен прилагательных и глаголов. С этой целью чаще следует задавать вопросы: «какой?», «что можно делать?», «что делает?».

Например, при рассматривании игрушек воспитатель говорит: «Лена, покажи большой мяч. Какой мяч? (Прилагательное повторяют 2-3 ребенка.) А какой по цвету мяч? (Вопрос также адресуется двум - трем детям поочередно.) А это какой мяч?» (Маленький.) Следующие вопросы направлены на активизацию глаголов: «Что вы делаете с мячом? Как с ним можно играть?» Можно предложить детям сравнить предметы, называя самые разные качества. Конечно, на первых занятиях малыши не всегда могут самостоятельно назвать какие-то качества, действия, и тут им помогает воспитатель. Но обязательно надо побуждать детей к повторению, для того чтобы нужные слова включились в активный словарь.

В этой группе словарная работа проводится с широким использованием наглядности (игрушки, картины). Большую роль играет и речь воспитателя, как один из важных источников обогащения детской речи. Освоению обобщающих понятий служат игры, для которых подбирают предметы одной родовой категории (игрушки, кукольная посуда, одежда).

 Например, в игровой ситуации дети рассматривают куклу, рассказывают, что они делают: собирают Катю на прогулку, надевают на нее пальто, шапочку и др. В заключение воспитатель говорит: «Вот мы и собрали куклу на прогулку. Какую одежду мы на нее надели?» (дети повторяют названию отдельных предметов.)

Средняя группа.

С воспитанниками средней группы ведется работа по расширению их активного словаря путем постоянного и целенаправленного введения новых слов в процессе различных видов деятельности. Для того чтобы ребенок правильно понимал употребляемые им слова, педагог углубляет его знания и представления об окружающем мире.

Большое место отводится выделению в предметах свойств, качеств, деталей и правильному обозначению их соответствующими словами.

Постепенно детей знакомят со словами, имеющими противоположное значение. С этой целью можно сравнивать свойства игрушек, предметов. Так как дети пятого года жизни чаще всего не могут подобрать нужные слова для противопоставления, педагог использует подсказывающие вопросы: «У Танечки волосы темные, а у Марины…?» или «У Марины волосы темные и длинные, а у Тани светлые и…?» При рассматривании картины, на которой изображены петух, куры, цыплята, для нахождения слов с противоположным значением задают вопросы типа: «Петух сильный, а цыплята…?» и т.п.

В обучении дошкольников этого возраста все еще значительное место занимает наглядность, однако теперь следует больше, чем в младших группах, использовать дидактические игры, лексические упражнения (в зависимости от уровня речевого развития детей). Например, для активизации глаголов полезны упражнения на подбор действий к предмету («Для чего нужен утюг?», «Что можно делать веником?», «Для чего нужна лейка?» и т.п.), упражнение «Кто что делает?» (ребенок должен назвать как можно больше действий: «Что делает кошка?» - мяукает, мурлычет, подпрыгивает, играет, лакает молоко и т.п.).

Педагог учит воспитанников употреблять обобщающие слова (существительные с собирательным значением). У детей уже накоплено достаточно знаний об отдельных предметах, входящих в родовую категорию (одежда, мебель, посуда), поэтому ребенок начинает использовать в своей речи такие слова самостоятельно. Для упорядочения знаний об отдельных предметах, активизации слов, их обозначающих, модно задавать вопросы типа: «Какая мебель стоит у вас дома?», «Какая одежда надета на вас?», «Как это можно назвать одним словом?» и т.п.

Для формирования умения обозначать качества и свойства предметов, игрушек с помощью прилагательных целесообразен прием сравнения. Например, показывая детям двух кукол, воспитатель спрашивает: «Что у них одинаковое, а чем они различаются?» Дети рассматривают игрушки и определяют сходство и различие: цвет глаз, волос, детализируются прилагательные, которые делают ее более выразительной, интересной. Для того чтобы усвоенные слова не были пассивным достоянием ребенка, необходимо создавать условия для их частого употребления и следить за правильностью их сочетания по смыслу.

Старшая группа.

В словарной работе большое место занимает ознакомление с окружающими миром, различные наблюдения, экскурсии, в ходе которых приобретенные детьми знания и представления находят свое выражение в точном названии (обозначении) тех или иных предметов и явлений, их качеств, взаимосвязей. Однако необходима и специальная работа над словарем в процессе образовательной деятельности по образовательной области »Речевое развитие».

Наряду с обогащением словаря, происходит расширение словарного запаса слов с противоположным значением (антонимы) и с близким значением (синонимы), формированию умения выбирать наиболее уместные для того или иного высказывания слова.

Задания на подбор синонимов и антонимов, включенные в занятия, проводятся в форме упражнений (по 5-7 минут). На первых занятиях при подборе антонимов используют подсказывающие вопросы типа: лиса большая и сильная, а лисенок? (Маленький и слабый.) На последующих занятиях, например, при сравнении посуды, значительное внимание уделяют усвоению значений и правильному употреблению антонимических пар, таких, как глубокая - мелкая, высокая - низкая.

После пересказов, рассказывания по картине детям предлагаются вопросы, побуждающие к подбору синонимов. Например, после пересказа рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки» можно задать следующие вопросы: какое настроение было у мамы, когда она увидела, что ее дочка жива? (Радостное, довольное, веселое.) А до этого мама плакала… Как сказать по-другому, какое у нее было настроение? (Она была огорчена, расстроена, печальна.) Для активизации глаголов с близким значением задают аналогичные вопросы, например: завидев охотника, лиса убегает. Как можно сказать по-другому, что она делает? (Уносит ноги, летит стрелой, мчится.)

Для активизации в речи прилагательных и глаголов, формирования умения выбирать более точные слова можно использовать специальные речевые ситуации. Например, воспитатель спрашивает: «Если часто идет дождь, небо затянуто тучами, дует холодный ветер, то какими словами можно сказать про осень, какая она? (Пасмурная, дождливая, холодная.) А если осенью голубое небо, светит солнце, еще тепло, на деревьях желтые и красные листья, то как можно сказать про осень, какая она?» (Солнечная, ясная, ранняя, золотая).

На данном этапе происходит дальнейшее углубление и уточнение представлений детей об одном и том же предмете, его деталях, назначении; в словарь ребенка вводят слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло). В этих целях эффективен прием сравнения предметов одного и того же наименования. Умение сопоставлять различные и сходные признаки важно и для формирования процесса обобщения.

Подготовительная к школе группа.

Основными задачами словарной работы являются обогащение словаря, его закрепление и уточнение, активизация. Все эти задачи взаимосвязаны. Однако задача уточнения и активизации словаря выступает как ведущая. В словарной работе важно не только увеличивать объем пассивного словаря, то есть количество понимаемых ребенком слов, но и активизировать употребление ребенком как можно большего числа разнообразных слов в его собственной речи.

Решение данных задач осуществляется в основном в форме лексических упражнений. Рекомендуется шире использовать словесные дидактические игры на уточнение, систематизацию и активизацию словаря, формирование умения правильно употреблять слова.

В подготовительной группе наряду большой удельный вес имеют методы, опирающиеся на словесные объяснения. Значительное место уделяется такому приему работы, как вопрос. Ставя перед детьми те или иные вопросы, воспитатель не просто добивается воспроизведения заданий, а учит обобщать, выделять главное, рассуждать. Вопросы типа: «Можно ли так сказать?» и др. воспитывают у ребенка внимание, интерес к слову, потребность в правильном его использовании. При этом взрослому не следует спешить со своей оценкой. Пусть дети подумают, не спеша, обсудят, какой ответ был правильнее. В ответ на вопрос: «Почему ты думаешь, что так можно сказать?» или «Скажи детям, как ты это понимаешь?» и т.п. как можно больше детей должны иметь возможность высказать свое мнение.

Так же имеют значения задания на подбор синонимов и антонимов («Подберите слова, близкие, похожие по смыслу» или: «Подберите слова, противоположные по смыслу».

Если детей затрудняет выполнение этого задания, воспитатель сам называет нужные слова. Например: «Заяц трусливый. Как можно про него сказать по-другому? Можно сказать боязливый? ... А пугливый можно сказать про зайца? ... Да, про зайца можно сказать, что он трусливый, боязливый, пугливый. Это слова, близкие по смыслу, слова - друзья».

Упражняя дошкольников в подборе синонимов, им предлагают словосочетания с одним и тем же многозначным словом, например: снег идет, человек идет. Дети должны заменить в данных словосочетаниях слово идет близким по смыслу.

Такого рода упражнения способствуют усвоению разных значений многозначного слова.

При выполнении заданий на подбор антонимов дети часто отвечают тем же словом с частицей НЕ - (глубокий - неглубокий, падать - не падать). Воспитатель замечает, что так сказать можно, но побуждает назвать и другие слова.

Для уточнения понимания слов, противоположных по смыслу, полезны и задания ответить на вопросы типа: «Что бывает глубоким? А что бывает мелким?», «Что может быть трудным? А что может быть легким?» и т.п. Такие упражнения также очень важны для раскрытия детям значений многозначных слов (глубокий колодец глубокая река, глубокая осень; легкий груз, легкая задача, легкий ветерок и т.п.)

придать словесным упражнениям дух соревновательности, вызвать интерес к ним, задавая вопросы: «Кто больше придумает слов?», «Кто точнее скажет слово?», «Кто быстрее ответит на вопрос?», «Кто больше заметит частей предмета?» и т.п. 

Проведение словарной работы в разных видах деятельности детей.

Конечно, время, которое отводится на словарную работу на занятиях, недостаточно для практического усвоения языка, поэтому надо шире использовать моменты повседневной жизни. Она предоставляет большие возможности для закрепления речевых навыков и умений, приобретенных детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности. Прежде всего, вне образовательной деятельности необходимо создавать условия для речевой активности каждого ребенка (особенно тех детей, у которых речь бедна, однообразна). Педагогу следует находить время для индивидуальных разговоров с воспитанниками, обращать внимание на правильное и разнообразное использование детьми слов, следить за их правильным употреблением.

Большие возможности для обогащения и активизации словаря представляет бытовая деятельность (еда, одевание ). В умывальной комнате можно предложить детям такое соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло, что с ним можно делать, что им можно мыть. 

На улице, во время прогулки, можно спросить детей: «Какое небо?» «Какой снег на участке?» «Какие листья лежат на земле?» «Что делают ветер, дождь, снег?» и т.п. 

Чрезвычайно важна для развития словаря детей их трудовая деятельность, особенно коллективная. Детям становится понятно значение многих слов, потому что они связаны с чувственными восприятиями, а характер трудового общения способствует использованию ребенком приобретенных слов и закреплению их в памяти.

Эффективное средство словарной работы — игра. Общие приемы руководства речью используются как в ролевых играх, так и в других видах игр (умение договариваться, распределять роли и обязанности, научить товарища тому, что умеешь сам.) Дидактические игры  с предметами (игрушками, природным материалом и пр., настольно печатные игры и словесные игры.

Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает чтение произведений художественной литературы.   Богатейший материал как для развития и обогащения словаря, так и для воспитания звуковой культуры речи ребенка представляют загадки, потешки, стихи, считалки, скороговорки.

Обогащение словаря детей происходит в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятными новые для них слова благодаря сочетанию зрительных и слуховых восприятий.

Активизации словаря, способствуют игры-драматизации, показ кукольного и настольного театров, участие детей в утренниках, детских концертах. Итак, словарная работа в детскому саду осуществляется с помощью разнообразных средств воздействия на детей.

Для развития словаря дошкольников и эффективности словарной работы в ДОО, необходимо соблюдать следующие условия: учет возрастных особенностей детей, соблюдение принципов организации словарной работы, выполнение программных требований, использование специальных методов словарной работы, форм и видов детской деятельности (непосредственно образовательной, совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах), создание предметно-развивающей среды, взаимодействие с родителями. 

Согласно ФГОС дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования дошкольник должен владеть речью как средством общения, уметь выражать свои мысли. 

 

Список литературы: 

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. 

2. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями - Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с. 

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. - М.: Просвящение, 1991. 

4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвящение, 1974. 

5. Мухина В. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

6. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2008. - №5 (июль). – С.33 – 37. 

7. Дружинина Е. Развитие словарного запаса ребёнка дошкольника.