Проект "Воспитываем вместе"
Проект "Воспитываем вместе!"
Авторы: Епишина О.К., Шаравина Ю.В., Бизимова Л.В.
Цели: Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей и социального партнерства.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Актуальность проекта: раннее и дошкольное детство — это уникальный период в жизни человека, когда происходит становление личности. Ценности личности формируются в семье, сообществах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха.
Для обеспечения гармоничного развития ребенка педагогам необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с субъектами социализации: семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой коммуникации.
Семья - это первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека (Т.А. Маркова, О.М. Айванхов, А.Н. Ганичева, О.Л. Зверева, Я. Корчак и др.). Именно семья играет определяющую роль в становлении личности ребенка, в приобщении к системе общечеловеческих ценностей. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (ст. 44, п. 1). Однако современные родители часто испытывают трудности в воспитании ребенка, допускают типичные ошибки.
Освоение традиционных семейных духовно-нравственных ценностей начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
Наш проект призван обеспечить полноценную и последовательную работу по организации деятельности воспитанников в семье и культурно-региональном сообществе, обеспечить развитие социальных институтов воспитания: семьи, общественных и детских организаций, средств массовой коммуникации.
Поддержка семейного воспитания включает:
- содействие укреплению семьи;
- содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
- популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях;
- создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности ДОУ и организаций осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;
- поддержку родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей
- создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
Расширение воспитательных возможностей за счет информационных ресурсов предусматривает:
- создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети интернет, в целях патриотического воспитания детей;
- информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;
- содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;
- воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
- обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает:
- улучшение условий для эффективного взаимодействия ДОУ и иных общественных объединений в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;
- привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении.
Актуальность проекта связана с необходимостью организации целенаправленной работы по созданию взаимодействия в системе "ДОУ - семья - социум", основанного на взаимном уважении, равноправии, всех участников образовательных отношений.
Задачи:
- Знакомство с семьями воспитанников.
- Выявление реальных потребностей и интересов родителей, в образовательных и оздоровительных услугах.
- Определение уровня педагогической компетентности родителей.
- Изучение и оценка работы педагогического коллектива ДОУ с родителями, прогнозирование дальнейшего сотрудничества.
- Выявление организаций готовых к сотрудничеству.
- Определение направлений деятельности.
Формы взаимодействия:
- беседы, анкетирование, сочинения;
- посещение педагогами семей воспитанников;
- организация дней открытых дверей в детском саду;
- родительские собрания,
- сбор данных о семье, составление социального паспорта ребенка, группы, ДОУ.
- планирование педагогами взаимодействия с семьями воспитанников, с использованием разнообразных форм и видов работы и с учетом полученных данных и интересов всех участников воспитательного процесса.
- анализ социума, заключение договоров, составление планов работы.
Ожидаемые результаты:
- Сокращение психологической дистанции между педагогами и родителями. Появление у родителей желания заниматься физическим воспитанием ребенка в семье, осознание важности сотрудничества с педагогами в вопросах патриотического воспитания ребенка.
- Организация партнерского взаимодействия.
Направление: Просвещение и информирование.
Задачи:
- Расширение объема элементарных педагогических знаний и практических умений родителей по вопросам воспитания и развития детей.
- Знакомство родителей с оздоровительными и образовательными услугами образовательной организации, с содержанием и методами воспитания детей по всем образовательным областям в детском саду и дома.
- Консультирование по вопросам обеспечения защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию
Формы взаимодействия:
- Совет ДОУ, родительские собрания, собрания родительского комитета ДОУ, дни открытых дверей.
- Консультационный пункт для родителей детей не посещающих детский сад "Будущий воспитанник детского сада" Школа пап и мам"
- Единый консультационный день
- День самоуправления
- Мастер-классы
- Информирование и просвещение при получении информации из различных источников: стендов, газет, тематических выставок, письменных консультаций, разнообразных буклетов, интернет-сайтов и д.р.
- Отчетная выставка - презентация из жизни группы
- Использование ИКТ в просвещении и информировании
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах оздоровления и физического воспитания, обмен опытом семейного воспитания.
- Объективная оценка родителями деятельности педагогов в осуществлении психофизического развития и воспитания детей в условиях образовательной организации.
Направление: Совместная деятельность: «педагоги-родители-дети-общественные организации».
Задачи:
- Оказание помощи родителям в изучении интересов детей.
- Вовлечение родителей в совместную двигательно-игровую и творческую деятельность с ребенком.
- Привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении.
- Использования возможностей информационных ресурсов в целях воспитания и социализации детей
Формы взаимодействия:
- День самоуправления
- Спортивные соревнования "Папа, мама и я - спортивная семья!"
- Физкультурные и музыкальные праздники, постановка спектаклей
- Физкультурно-музыкальные досуги.
Использование ИКТ в совместной деятельности.
Проектная деятельность.
Ожидаемые результаты:
- Установление доверительных отношений между родителями и педагогами, гармонизация детско-родительских отношений в семье и в группе образовательной организации.
- Организация партнерского взаимодействия.