Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Формирование пространственных представлений как средство профилактики дисграфии у детей

Дата публикации: 2023-09-30 17:07:34
Статью разместил(а):
Жуковская Елена Юрьевна

Формирование пространственных представлений как средство профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста

Автор: Жуковская Елена Юрьевна

ГБДОУ "Детский сад № 50 Василеостровского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: В статье автор пишет о влиянии недостаточного уровня сформированности пространственных представлений на успешность обучения ребенка в школе, предлагает игры и упражнения для профилактики нарушений письменной речи.

Ключевые слова: дисграфия, пространственные представления, игры и упражнения.

 

К сожалению, в последние годы отмечается значительный рост количества детей, у которых в начальной школе специалисты (логопед или психолог) диагностируют нарушения письменной речи – дислексии и дисграфии. Помимо неспособности к овладению навыком чтения или письма эти нарушения опасны еще и тем, что, как правило, влекут за собой трудности усвоения других школьных предметов, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим отклонений в поведении и характере.

Многие родители считают, что подобные трудности при обучении письму возникают, в большинстве своем, у леворуких детей. Но это не совсем верно. Одной из причин возникновения нарушений письменной речи является нарушение пространственных представлений ребенка, а такие проблемы могут быть как у праворукого, так и у леворукого ребенка.

У человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за ориентацию в пространстве. Мы воспринимаем пространство благодаря двигательной активности, взаимодействию зрения, слуха, осязания. Вот почему пространственное восприятие формируется по мере того, как обогащается чувственный опыт малыша, углубляются его знания об окружающем мире, расширяется сфера его практической деятельности, развивается речь.

Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов. С появлением  в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления.

Исследования ученых показали, что, если пространственные представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития: при конструировании малышу бывает трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, у него нарушается графическая деятельность. Из-за того, что ребёнку трудно различить, как располагаются в пространстве отдельные элементы букв, запомнить их конфигурацию, он может писать некоторые буквы в зеркальном отображении: З вместо Е, R вместо Я. При письме нарушается высота, ширина и наклон буквы, что, конечно же, сказывается и на качестве, и скорости письма. Кроме того, у ребенка нередко возникают трудности при овладении чтением и счетом.

Нередко родители надеются, что с возрастом ребенок «выровняется», «подтянется», «станет стараться» и учеба пойдет на лад. Увы, это очень опасное заблуждение. С возрастом данные трудности сами по себе не проходят, а только усугубляются и способствуют возникновению новых проблем в обучении ребенка (появлению специфических ошибок на письме). Более того, если ребенку не будет оказана квалифицированная помощь специалиста, то сложности могут возникнуть и при изучении геометрии, географии, истории, иностранного языка и т.д.

Поэтому стоит уже сейчас уделить внимание играм, которые помогут ребенку  сформировать и развить пространственные представления.

Игры и упражнения для Усвоения ориентировок слева-справа.

1. Стихотворение В. Берестова:

Стоял человек на развилке дорог.

Где право, где лево – понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и пол подметал,

«Победа!» – раздался ликующий крик:

Где право, где лево узнал ученик.

2. Движение по заданной инструкции  (усвоение левых  и  правых  частей тела, левой и правой стороны).

3. Уточнение пространственных взаимоотношений.

Стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева; по инструкции расположить предметы слева и справа от данного предмета; определить место соседа по отношению к себе; определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я стою справа от Жени, а Женя – слева от меня.»); стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левую руку, правую руку и т.д.

Игра «Части тела».

Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего  соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

Определить по сюжетной картине, в какой руке у персонажей  картины называемый предмет.

Игры и упражнение на усвоение ориентировки на листе бумаги.

  1. Раскрашивание или рисование по инструкции, например: «Найди маленький треугольник, нарисованный в левой части листа, раскрась его красным цветом. Найди самый большой треугольник, среди нарисованных на правой стороне листа. Раскрась его зеленым карандашом. Соедини треугольники желтой линией».
  2. Нарисуй в верхней части листа кружок, в нижней квадрат.
  3. Положите оранжевый треугольник, положите сверху желтый прямоугольник, а снизу от оранжевого – красный.
  4. «Муха». Развитие внимания, уточнение пространственной ориентировки.

Играть может любое количество людей. Каждый представляет себе поле, как для «крестиков-ноликов», размером 3x3, в середине которого сидит муха. Игра состоит в том, что каждый из участников по очереди перегоняет муху по клеткам: ходить можно вверх, вниз, вправо, влево, нельзя ходить по диагонали и делать ход, противоположный предыдущему. Проигрывает тот, кто выпускает муху за поле. Важно, чтобы участники игры были заинтересованы в победе, например, проигравший должен выполнить какое-либо задание, а выигравший получает приз.

Игры и упражнения для уточнение понимания и упражнение в употреблении предлогов: за, из-за, около, от, перед,  в, из.

1. Выполнить различные действия по инструкции. Ответить на вопросы.

Положите карандаш на книгу. Где лежит карандаш?

Возьмите карандаш. Откуда вы взяли карандаш?

Положите карандаш в книгу. Где он сейчас?

Возьмите его. Откуда взяли карандаш?

Спрячьте карандаш под книгу. Где он?

Выньте карандаш. Откуда его вынули?

Построиться, следуя указаниям: Света за Леной, Саша  перед Леной, Петя между Светой и Леной и т.д.

Ответить на вопросы: «Ты за кем стоишь?» (перед кем, рядом с кем, впереди, позади и т.д.).

Расположение геометрических фигур по данной инструкции: «Положите красный кружок на синий большой квадрат. Над красным кружком положите зеленый кружок. Перед зеленым кружком оранжевый треугольник и т.д.»

«Какого слова не хватает?» Река вышла берегов. Дети бегут класс. Тропинка шла полю. Зеленеет лук грядке. Мы добрались города. Лестницу прислонили стене»

«Что перепутано?» Дед в печи, дрова на печи. На столе сапожки, под столом лепешки. Овечки в речке, караси у речки. Под столом портрет, над столом табурет.

2. Моделирование сказочных историй.

«Лесная школа» (Л.С. Горбачева)

Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги  и домик, вырезанный из картона.

«Ребята, этот домик не простой, он сказочный. В нем будут учиться лесные зверюшки. У каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу вам сказку. Слушайте  внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке.

В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить.

Лев предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. В разговор вмешалась белочка. Она сказала: «Школу нужно построить на поляне». Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса».

3. Двигательная память

Почувствуй и запомни позу». Стоящему или сидящему с закрытыми глазами ребенку придается какая-либо поза, затем она «снимается» (усложненный вариант - предлагается последовательно 2 — 3 позы). Задача - почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в нужной последовательности.

«Замри». Играют несколько детей, один из них - ведущий. Он придумывает и демонстрирует какую-либо позу. Все дети внимательно смотрят и запоминают ее, затем начинают бегать, прыгать, ползать (по договоренности). По сигналу «Замри» - дети воспроизводят позу, которую показывал ведущий.

«Двигательная память». Взрослый показывает несколько движений (танцевальных, гимнастических и т.д.). Ребенок должен повторить эти движения как можно точнее, желательно в той же последовательности.

 

Литература:

  1. Асадова С.А. Дидактические игры для развития лексики и пространственных представлений у детей с ОНР // Логопедия, 2014, №1 с. 15-30.
  2. Венгер Л.А. Проблемы развития восприятия в дошкольном детстве // Формирование восприятия у дошкольника. - М.: Просвещение, 1967.- С. 3-34.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь