Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Использование игровых технологий на занятиях по формированию элементарных математических представлений

Дата публикации: 2023-10-03 17:31:55
Статью разместил(а):
Васина Ольга Владимировна

Использование игровых технологий на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Васина Ольга Владимировна 

МБОУ Полурядинская СОШ (дошкольное отделение)

 

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, для успешного обучения в ДОУ и для успешной адаптации детей к жизни в обществе.

Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности рассматривали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они заботились об их использовании в жизни.

Многие видные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть математическими понятиями и представлениями.

Обучение математике не должно быть обязательно скучным занятием для ребенка. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача педагогов и родителей сделать так, чтобы дошкольнику было интересно заниматься математикой. Тогда маленькие непоседы и сами не заметят, как войдут в удивительный мир математических знаний.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных игр, игровых приемов и упражнений. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игровые упражнения, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.

Следовательно, одной из важнейших задач педагогов и родителей – развивать у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Использование игровых приемов в образовательной деятельности младших дошкольников.

Педагогическая практика показала: успешное математическое образование дошкольников зависит не только от грамотно созданной предметно-развивающей среды, которая соответствует всем требованиям и функциям, её использования в повседневной деятельности детей, но и от организованной образовательной деятельности. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания - сделать образовательную деятельность по математическому образованию максимально эффективной для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребёнком максимально доступного ему объёма знаний и стимулировать поступательное развитие.

В организованной образовательной деятельности по математике я использовала следующие методы: словесный, наглядный и, конечно, игровой. И приёмы: рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы, ответы детей, образец, показ и использование наглядного и дидактического материала, дидактические игры и игровые упражнения.

Комплексное использование всех методов и приёмов, форм обучения помогает мне решить одну из главных задач – осуществлять математическое образование своих воспитанников и вывести развитие их умственных способностей на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При подготовке и проведении деятельности по математическому образованию дошколят я всегда помню и учитываю возрастные и индивидуальные особенности каждого из воспитанников.

Безусловно, для детей младшего дошкольного возраста основная деятельность – игра. Исходя из этого, я строила свою совместную образовательную деятельность в игровой форме. Малыши – несмышленыши в этот момент даже и не догадывались, что участвуют в сложном процессе обучения. Вся деятельность для них была лишь игра, в которой главную роль я брала на себя, а они являлись основными участниками проводимого и в ту же очередь образовательного процесса. Всю свою образовательную деятельность организовывала так, чтобы по возможности в действии одновременно участвовали все дети, и им не приходилось ждать своей очереди. Проводила игры, связанные с активными движениями: ходьбой, бегом, элементарными упражнениями. Я не допускала, чтобы все используемые методы отвлекали малышей от главной, пусть ещё и элементарной математической работы.

Большую помощь в организации деятельности по формированию элементарных математических представлений оказывало создание игровой мотивации, т.е. использование знакомых детям персонажей, героев известных им литературных произведений, которые ставили перед детьми проблемные ситуации, предлагали найти и использовать в деятельности способы их решения, заставляли думать, сравнивать, анализировать. Вместе с моими воспитанниками мы помогли Колобку, Зайчонку, были героями сказки «Репка».

В своей практике я широко использую дидактический материал. Упражнения с таким материалом, хотя и служат учебным целям, приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.

Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение к математическому обучению малышей: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, неоднократное повторение игр, игровых упражнений в том же виде или с усложнением.

С целью развития у детей психических процессов, образовательной деятельности использовали различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур. Кроме того, предлагала задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определённой последовательности квадрат, большие и маленькие круги жёлтого и зелёного цвета. Постепенно задания усложнялись.

Использование игровой мотивации поддерживало интерес у наших малышей, выполняя задания, они учились логически мыслить, сравнивать, рассуждать, отвечать на вопросы. У детей младшего дошкольного возраста ещё недостаточно сформирован словарный запас, поэтому наиболее сложным для малышей является отражение в речи математических связей и отношений, т.к. здесь требуется умение строить предложения. Для преодоления этих трудностей у своих дошколят, на начальном этапе обучения, предлагала образцы ответов, задавала вспомогательные вопросы. Таким образом, проводилась работа не только по активизации словарного запаса малышей, но и обогащение словаря математическими понятиями, что помогло в дальнейшем, в формировании грамматически правильной математической речи.

Систематическое последовательное проведение организованной образовательной деятельности по математическому образованию у детей младшего возраста в форме игры, с использованием игровых приёмов, решение игровых ситуаций имело положительный результат. У детей сформировались элементарные математические представления, соответствующие возрастным особенностям и программным требованиям.

На основе всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование игровых методов и приемов при формировании математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также от интеграции всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.

И вот первый учебный год позади. Вся проделанная в течение прошедшего года работа показала свои результаты: у детей сформировался интерес к играм математического содержания, они пытаются сравнивать, мыслить, рассуждать, свои знания используют в самостоятельной игровой деятельности. В общении друг с другом малыши стали более активны, раскрепощены. У детей сформировались необходимые качества, соответствующие возрастным особенностям. В настоящее время моим воспитанникам 4 года, а это значит, что мы уже на второй «ступеньке» дошкольного детства.

Для реализации задач математического образования в соответствии с программой, я продолжаю использовать в своей работе методы и приемы, которые уже доказали эффективность применения и дали положительные результаты, при этом делаю акцент на использование игровых приемов, создание игровых ситуаций.

Роль предметно-развивающей среды.

Для закрепления, обобщения, обогащения, полученных в ходе образовательной деятельности, знаний большое значение играет окружающая среда. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. О значении предметно-развивающей среды писали и говорили многие педагоги и психологи. Хочется вспомнить слова Е.И. Тихеевой, которая говорила: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира … Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы.

В процессе создании предметно-развивающей среды учитывались общие требования в соответствии с ФГОС ДО:

- соответствие возрастным особенностям детей и их потребностям;

- динамичность – статичность среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно.

- функциональность предметов развивающей среды.

Создавая предметно-развивающую среду с учетом вышеперечисленных функциональных значений и требований, я не забывала, что знания, умения и навыки детей, полученные в организованной деятельности, находят закрепление в самостоятельной деятельности. В связи с этим для успешного математического образования детей своей группы был организован уголок занимательной математики. В этом уголке были помещены игры и пособия математического содержания:

- игра «Чудесный мешочек»;

- игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету, размеру и группировка их по 1-2 признакам;

- игры на раскладывание в ряд с чередованием геометрических фигур, предметов по размеру, цвету;

- нанизывание бус на шнур, чередование разного размера, формы;

- настольно-печатные игры с использованием специальных пособий на различение и называние геометрических фигур по цвету, размеру, форме (рамки-вкладыши);

- геометрическая мозаика;

- две-три матрешки;

- пирамидки из 3-4 колец одинакового и разного размера.

Мои малыши проявляли интерес к играм и пособиям, находящимся в уголке занимательной математики. Они с удовольствием сравнивали, исследовали, пытались делать простейшие выводы. А постепенная смена игр, знакомство с их правилами не только обогащали игровой опыт воспитанников, но и незаметно для них знакомили с «миром математики».

Большой интерес у моих воспитанников вызвали игры с конструктором, и в группе было отведено место для таких игр. Яркий, крупный материал увлекал малышей, развивая мышление, воображение, конструктивные способности, коммуникативные качества, закрепляя сенсорные эталоны.

В кукольном уголке, который оформлен в виде мини-квартиры со всеми необходимыми для этого атрибутами, были сосредоточены различные предметы быта: посуда, одежда, мебель. Я создавала игровые ситуации, целью которых было не только обогащение игрового опыта малышей, но и освоение ими математических представлений, формирование, соответствующих умений и навыков. Например, в игровых ситуациях использовались следующие тематические сюжеты: «Кукла Таня ходит» (большие и маленькие шаги), «Одень куклу на прогулку» (количество одежды, ее цвет), «Идем с мишкой на прогулку» (пространственная ориентировка), «Катаем зверей на машине» (понятия «один-много»).

Бесценными помощниками при формировании математических представлений дошкольников являются русские народные сказки и литературные произведения. Исходя из этого, в книжном уголке и уголке театрализованной деятельности, малыши имели возможность «общаться» с любимыми героями, персонажами знакомых произведений, расширяя в игровой форме полученные знания.

Герои сказки «Теремок» помогли нам закрепить количественный счет, представления о величине (размере героев). Используя прием наложения, я с детьми соотносила и сравнивала величину животных с размерами соответствующих стульев, чашек и кроватей в сказке «Три медведя». Сказка «Колобок» обобщила знания о геометрических фигурах и закрепила количественный счет.

Таким образом, содержание предметно-игровой среды позволило мне глубоко воздействовать на чувства ребенка, помогло запоминанию и пониманию математического материала, развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности, тренировке внимания и памяти.

Взаимодействие с семьёй.

Как никогда актуальными в наше время стали слова В.А. Сухомлинского: «Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей». Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. В условиях реализации ФГОС ДО родители являются активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

С самого первого дня нам удалось заинтересовать их, увлечь нашими идеями, планами работы, «повернуть лицом» к жизни детей в детском саду, к детским проблемам.

Создание «единого» пространства для развития ребенка в семье и ДОУ, привлечение родителей к участию в воспитательном и образовательном процессе дошкольника – одна из главных задач, которая стояла перед нами.

Наша деятельность с детьми была открыта для родителей, они всегда были в курсе всех происходящих событий. Этому способствовало оформление информационных уголков, папок-передвижек. Внимание родителей привлекали такие рубрики, как «Это мы уже умеем …», «Мы усвоили …», «Нам предстоит узнать …». А содержание тематических стендов «Первые шаги в математику», «Играя-обучай», позволило родителям подробнее познакомиться с изучаемым материалом.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь