Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Методическая разработка "Каждому положено знать правила дорожные"

Дата публикации: 2023-11-29 23:59:03
Статью разместил(а):
Сафина Ирина Михайловна

Методическая разработка по обучению дошкольников правилам дорожного движения "Каждому положено знать правила дорожные"

Автор: Сафина Ирина Михайловна

 

В соответствии с ФГОС ДО, одним из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников, является формирование основ безопасного поведения в социуме, включая поведение на улицах города.            

Детский дорожно-транспортный травматизм - одна из самых острых проблем современного общества. Ведь так часто совершаются дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.

Ознакомление дошкольников с правилами безопасности на улице является одним из важных направлений работы педагогов дошкольников образовательных учреждений и родителей. Это связано с тем, что у детей данного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов - детей. Поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече различными сложными жизненными ситуациями. С дошкольного возраста надо целенаправленно формировать и закреплять знания детей в правилах безопасного поведения.

Безопасность движения обеспечивается тогда, когда все – и водители, и пешеходы, и пассажиры соблюдают правила.

Данная методическая разработка, посвящена актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах. Ведь дошкольный возраст – важный период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. 

Характеристика методической разработки:

Цель: формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

  1. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного движения.
  2. Продолжать знакомить с дорожными знаками
  3. Продолжить работу по обогащению словаря, и активизации диалогической речи.
  4. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
  5. Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
  6. Расширять представления детей о работе ДПС.
  7. Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.

Необходимо целенаправленно формировать и закреплять знания детей в правилах безопасного поведения на дороге, поэтому педагогическая деятельность была направлена на приобщение детей к дорожной грамоте.

Главная задача состояла в том, чтобы научить дошкольников ориентироваться в окружающем дорожном пространстве, сознательно выполнять правила дорожного движения.

На 1 организационном этапе была подобрана методическая литература и наглядно-дидактический материал. Создана видеотека с обучающими мультфильмами по теме «Безопасность на дороге».

Создание предметно — развивающей среды — одно из важных условий способствующее формированию знаний правил дорожной безопасности у дошкольников, и одной из основных задач является обогащение игровой среды элементами, стимулирующую познавательную активность детей.

  • Был оформлен уголок безопасности;
  • подобрана художественная литература; дидактические и настольные игры по ПДД;
  • изготовлены атрибутов к играм, макет «Улицы города»

Работа осуществляется как в ходе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности, так и в ходе режимных моментов.

Одной из интересных форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада.

Они направлены на закрепление дошкольниками знаний по ПДД.

Проводились наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Продолжали закреплять назначение дорожных знаков и их начертания.

В ходе обучения дошкольников ПДД, мы активно использовали средства художественной литературы. Так же был организован просмотр обучающих и развивающих мультфильмов. Данные формы работы помогают образно объяснить поведение героев на улице, в ситуациях, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, тем самым расширяя жизненный опыт ребёнка.

Были организованы встречи с инспекторами по пропаганде детского дорожно-транспортного травматизма для ребят были показаны циклы обучающих мультфильмов по правилам перехода улицы в положенном месте, рассмотрены основные правила дорожного движения для пешеходов. Воспитанники активно принимали участие в обсуждении мультфильма и показали свои знания правил дорожного движения.

 Знакомство с сотрудником отделения произвело на детей незабываемое впечатление. На улице детей ждал сюрприз – настоящая машина ДПС. Ребята внимательно слушали рассказ инспектора о комплектации автомобиля, и роли инспектора ДПС в жизни города.

Подобные мероприятия способствуют сознательному формированию у детей правил поведения в дорожной обстановке, помогают предостеречь от опасных ситуаций на дорогах.

Значительное место в обучении дошкольников уделялось игровым технологиям, которые позволяют организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению Правил дорожного движения.

В работе с детьми мы использовали также дидактические и настольно-печатные игры. Цель которых, не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Полученные знания и впечатления дети воплотили в творческой мастерской, где лепили из пластилина инспектора ДПС, изобразили в рисунках дорожные знаки, изготовили коллективную работу по аппликации «На дорогах нашего города»

Организация досуговой деятельности с детьми является средством эффективной помощи изучении правил дорожного движения. Был проведен физкультурный досуг «Школа безопасности» и музыкально- литературный «Уроки светофора»

Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями.

Именно были созданы условия для активного участия родителей по вопросам приобщения детей к этике дорожно-транспортного поведения.

-  Изготовлены папки-передвижки по ПДД;

- Стенгазета «Безопасность детей - забота взрослых».

Составление родителями маршрут ребенка от дома до детского сада.

В ДОУ в целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма оформлены информационные "Уголки безопасности".

На заключительном этапе проведена викторина «Красный, желтый, зеленый».

Планируемый результат: активизировать познавательный интерес, сформировать эмоционально положительное отношение к безопасному поведению на дороге, способствовать повышению эффективности обучения дошкольников ПДД.

Принципы работы.

Работу по профилактике дорожно-транспортных происшествий строилась соответствии со следующими принципами организации образовательного процесса:

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Формы организации совместной деятельности с воспитанниками:

- Целевые прогулки к проезжей части, перекрестку, светофору;
- Продуктивная деятельность;
- Игровая деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
- Досуги, праздники, развлечения
- знакомство с художественной литературой;
- Рассматривание дидактических картинок и иллюстраций;
- Встречи, беседы с инспектором ДПС ;
- Наблюдения

- Экскурсии

- Посещение библиотеки

- Проектная деятельность

Таким образом, повысилась эффективности обучения дошкольников по ПДД. У воспитанников сформировались навыки безопасного поведения на дорогах, они не только знают правила дорожного движения, но и применяют эти знания в дорожных ситуациях, что способствует актуализации в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения. Было создано открытое образовательное пространство.

 

Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.  Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. – СПб.: «Детство – Пресс», 2009.
  2. Голицына Н.С. «ОБЖ для младших дошкольников». Система работы. М.: «Скрипторий», 2010.
  3. Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Максиняева М.Р.
  5. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2002. Романова Е.А.
  6. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь