Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Организация проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации

Дата публикации: 2024-01-03 15:42:11
Статью разместил(а):
Дегтярева Елена Сергеевна

Организация проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации

Автор: Дегтярева Елена Сергеевна

МБДОУ "Детский сад № 235"

 

В настоящее время приоритетным направлением дошкольного образования является внедрение инновационных педагогических технологий в организацию образовательной деятельности дошкольников. Среди этих технологий большое внимание уделяется методу проектной деятельности, который является средством внедрения новых образовательных стандартов. Метод проектной деятельности позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность для развития творческого, познавательного мышления ребенка.

В педагогическом словаре проектная деятельность характеризуется как самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат [1].

Н.Е. Варакса считает, что проектная деятельность – сложно - организованный процесс, который  предполагает не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за пределы традиционной сетки занятий в детском саду [2].

Основное отличие проектной деятельности для дошкольников состоит в том, что для ее реализации в процессе обучения педагогу нужно создавать проблемные ситуации. Они стимулируют ребенка к вопросам, активизируют ее познавательный интерес и любознательность. При этом педагогу нужно не только поощрять детей задавать вопросы, но и искать ответы самостоятельно. Помогать решить возникающие проблемы при выполнении необходимых действий на практике. Педагог должен помнить, что проектная деятельность является проектной, только если прямое действие оказывается невозможным. В процессе проектной деятельности ребенок рассматривает различные варианты решения поставленной задачи и выбирает лучший способ ее решения.

В настоящее время проекты в дошкольных образовательных организациях различаются по следующим критериям:

- по продолжительности: краткосрочные (1-2 занятия), средней продолжительности (2-3 месяца) и долгосрочные (до года);

- по составу участников: индивидуальные, групповые, фронтальные;

- по тематике: творческие, информационные, игровые или исследовательские;

- способам реализации результатов.

При осуществлении проектной деятельности педагогу необходимо организовать деятельность детей и подобрать практический материал. Педагогу следует учитывать этапы развития проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которая является одной из педагогически х технологий. Она включает в себя совокупность таких методов как поисковый, исследовательский, проблемный и творческий.

По мнению Е.С Евдокимовой существует три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста:

  1. Подражательско-исполнительский этап (для детей 3,5 – 5 лет). Данный этап предусматривает что, «главная роль» принадлежит педагогу, а дети в проекте участвуют «на вторых ролях». Они выполняют действия по прямому предложению взрослого или подражая ему.
  2. Развивающий этап (для детей 5-6 лет). Дети уже реже обращаются за помощью к педагогу. Дети учатся координировать свои действия между собой, а также помогают друг другу. В этом возрасте дети могут уточнить цель, выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. На этом этапе дети пытаются самостоятельно найти проблемы проекта.
  3. Творческий этап (для детей 6-7 лет). Педагог на данном этапе уделяет большое внимание развитию творческой активности детей. Создает условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания будущей деятельности. Помогает детям выбрать способы работы над проектом и возможности его организовывать.

Таким образом, характер участия детей в проектной деятельности постоянно меняется. В младшем возрасте они наблюдают за деятельностью педагога, в среднем – они уже эпизодически начинают участвовать и осваивать роль партнера, а в старшем – переходят к сотрудничеству.

В процессе проектной деятельности в дошкольной организации педагог помогает детям выявить проблему, иногда даже спровоцировать ее возникновение, а также включить детей в совместный проект.

Реализация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста включает несколько этапов. На первом этапе педагог помогает детям определить цель проекта. Далее составляется план действий для достижения цели: к кому он обратится за помощью (взрослому или педагогу), в каких источниках можно найти информацию, какое оборудование использовать, с какими предметами научиться работать, чтобы достичь цели и др. Третий этап включает в себя практическую деятельность, заключительный этап - подведение итогов.

По мнению Т.А. Данилиной,  деятельность педагогов и детей дошкольного возраста при реализации проектной деятельности включает следующие этапы:

Первый этап – педагог вместе с детьми определяет тему исследования. Педагог создает ситуацию, в ходе которой дети должны  сформировать исследовательскую задачу. Для ознакомления детей с темой исследования педагог использует метод «трех вопросов» («Что я знаю?», «Что я хочу знать?», «Откуда я знаю?»). Организованный педагогом диалог с детьми предполагает не только развитие саморефексии ребенка, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но и развитию речи детей.

Второй этап – проекты реализуются путем творческой, экспериментальной и продуктивной деятельности. Педагог создает условия для реализации детских планов. Помогает спланировать деятельность детей. Этот этап способствует разностороннему развитию личности ребенка.

Третий этап – педагог по мере необходимости оказывает детям практическую помощь в подготовке презентации проекта. А также направляет и контролирует реализацию проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, навыков и умений.

Четвертый этап – педагог организует выставку проектов и придумывает разные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленных в детских проектах [3].

Привлечь ребенка к проектной деятельности способен только педагог,  который успешно усвоил этот метод как технологию, характеризующую его как деятельность, связанную со способностью к самоорганизации профессионального пространства.

Таким образом, использование проектной деятельности способствует всестороннему развитию дошкольника. Этот метод оказывает большое влияние на формирование коммуникативных навыков. Способствует формированию нормальной самооценки. Дети получают возможность раскрыть свои творческие способности, проявить свою индивидуальность. Однако это возможно только в том случае, если педагог знает и придерживается правильного алгоритма организации проектной деятельности.

 

Библиографический список:

  1. Коджаспиров Г.М. Педагогический словарь. – Academia, 2000. – 171 с.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 112 с.
  3. Киселёва Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л.С. Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова // Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005 - 96 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь