Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Практический опыт работы по развитию межполушарного взаимодействия у детей с ОНР

Дата публикации: 2024-02-15 20:31:59
Статью разместил(а):
Воронецкая Ольга С.

Практический опыт работы по развитию межполушарного взаимодействия у детей с ОНР подготовительной группы ДОУ совместно с родителями

Автор: Воронецкая Ольга С., к.фил.н, доцент

ГБДОУ Детский сад № 25 Московского района Санкт-Петербурга

 

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом». И. Кант.

В подготовительной логопедической группе детского сада особенно актуально встает вопрос не только о постановке звуков, но и о всесторонней подготовке детей к школе. Многие учителя-логопеды испытывают трудности в том, что бы убедить родителей выполнять с детьми домашние логопедические задания (ссылаясь на занятость). Пока родители заняты ребенок тоже много «занят» с гаджетами! Времени и желания на логопедические задания совсем не остается. А в школе дети могут столкнуться и еще с серьезными проблемами, такими как дислексия и дисграфия, если сейчас не выполнять домашние логопедические занятия. 

Как заинтересовать и убедить родителей, что детьми необходимо заниматься.  А гаджеты вообще убрать от  ребенка и самим в его присутствии как можно реже брать в руки (как личный пример). Что может сделать учитель-логопед и родители, чтобы на место гаджетам дома, пришло время и стало  интересно заниматься со своим  ребенком.  

На помощь пришли известные ученые, как, например, Н.А. Бернштейн (теория уровня организации движений), Л.С. Цветкова, М.М. Кольцов, Л.В. Фомин (принципы нейропсихологии детского возраста) по их мнению, успешность обучения детей, во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. Самым благоприятным является период дошкольного и младшего школьного возраста (с 5 до 8-9 лет), когда кора больших полушарий еще не окончательно сформирована [3], и существует реальная возможность профилактики и коррекции  вышеперечисленных проблем.

Изучив и проанализировав методическую литературу по данной проблематике, пришло  решение, что можно убедить родителей о важности совместных занятиях с детьми по развитию у них межполушарного взаимодействия. Объяснив родителям, что же такое межполушарное взаимодействие и как оно влияет на развитие ребенка? Что современный человек должен уметь увидеть, услышать, проанализировать и найти применение огромному количеству информации, которую он получает ежедневно. В процессе познания окружающего мира, развития, социализации детям приходится прикладывать определенные усилия, концентрировать внимание, быстро перерабатывать  новую информацию, что, порою, бывает для них очень сложно.

Согласно науке о развитии мозга через движение, кинезиологии, развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.

Единство мозга складывается из работы обоих его полушарий: правого и левого, связанных между собой системой нервных волокон. Правое полушарие отвечает за воображение, фантазию, творчество, быструю  переработку информации, восприятие музыки, артистичность. Правополушарные» дети лучше танцуют, воспринимают музыку, любят рисовать, понимают юмор. Левое полушарие отвечает за речь, логику, письмо и чтение.

«Левополушарные» дети имеют возможность последовательно обрабатывать информацию, делать выводы. Для слаженной работы полушарий необходима их функциональная связь, которая формируется еще в период младенчества, во время ползания, благодаря перекрестным движениям рук и ног. Но в процессе взросления «необходимого движения» становится все меньше, появляется доминирование одного полушария над другим, что ведет к снижению работы второго полушария и нарушениям в межполушарном взаимодействии [1].

Развивая координацию движений, моторику ребенка, создаются  предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов: лёгкое восприятие, долгосрочную память, яркое воображение, железную логику и успешность в обучении. Поэтому именно развитие межполушарного взаимодействия у детей и стало дополнительным направлением в работе учителя – логопеда,  родителей и детей группы. Многим родителям это предложение очень понравилось. Они поняли, что и им это будет очень полезно.

В основу положена обязательная работа с детьми не менее 3-х раз в неделю (хорошо бы каждый день!), которая включает в себя нейродинамическую гимнастику, работу с пальчиковыми играми, кинезиологическими упражнениями, специальными методическими пособиями автора Т.П. Трясоруковой, задания которых построены на методе психографики (выполнение графических заданий только левой, только правой, и обеими руками одновременно).

Многие родители приходили в логопедический кабинет и занимались вместе со своим ребенком. Проводились консультации по теме межполушарного развития, с рекомендациями относительно техники выполнения упражнений дома.

В итоге выяснилось, что многие взрослые родители, бабашки и дедушки, в результате совместного выполнения упражнений с детьми, отметили у себя улучшение концентрации внимания, памяти и моторики, а так же немаловажный момент эмоционального сближения с ребенком, поскольку в ходе выполнения упражнений дома часто присутствовал соревновательный момент, а сам процесс воспринимался детьми и родителями как веселая игра.

Например пальчиковая гимнастика:

- кулак  - ребро-ладонь

- кулак - ладонь

- ежик  - дом - замок

- хвостик - ухо

- ухо – козочка – вилка

Ученые доказали, что движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой.

1. Выполнение ритмических  движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать и правильно распределять свое внимание.

4. Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль  за выполняемыми движениями.

Например эти упражнениям ребенок может делать и с бабушкой и с дедушкой. Удивительно, что нашлось время и заниматься с ребенком и гулять и вместе посмотреть мультик (например из детства родителей), а гаджеты заняли почетное последнее место!

Именно игра является одним из ведущих видов детской деятельности, организация игры - обязательное требование ФГОС ДО. В свою очередь игра – это один из методов недирективного общения, то есть гибкости во взаимоотношениях и создание атмосферы безопасности, где ребенок не будет бояться сделать, что-то неверно. 

 

Список литературы:

  1. Межполушарное взаимодействие: хрестоматия под ред. А.В. Семенович, М.С. Ковязиной. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Генезис, 2018. – 496 с.
  2. Трухина Г.Б. Консультация для воспитателей: «Недирективная помощь в образовательной деятельности».
  3. Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка.. Управление ДОУ 2005.№ 5.
  4. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика. – Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 32с.: ил. – (Школа развития)
  5. Ткачева В.И. Играем каждый день // Методические рекомендации.- НИО, 2001.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь