Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

План-конспект мастер-класса "Нейрографика для педагогов"

Дата публикации: 2024-04-16 07:59:17
Статью разместил(а):
Шаравина Юлия Валерьевна

План-конспект мастер-класса "Нейрографика для педагогов"

Авторы: Шаравина Ю.В. и Бизимова Л.В.

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 156

 

Ключевые слова: мастер-класс, нейрографика, профессиональное выгорание педагогов

 

Цель мастер-класса: обучение технике саморегуляции через метод нейрографики для снятие эмоционального напряжения, укрепления психологического здоровья и профилактики эмоционального выгорания педагога.

Задачи:

- Познакомить педагогов с новой техникой саморегуляции – нейрографикой.

- Создать условия для развития рефлексивных способностей, умения осознавать свои чувства, своё психологическое и физическое состояние.

- Отработать навыки владения способами саморегуляции.

Ожидаемые результаты:

- Практическое освоение участниками мастер-класса навыков работы с новой техникой саморегуляции – нейрографика.

- Повышение уровня стрессоустойчивости и профессиональной здоровье сберегающей компетентности педагогов на основе использования метода нейрографики в процессе профессиональной деятельности.

- Рост мотивации участников мастер-класса к формированию личных способов профилактики эмоционального выгорания.

Актуальность: У каждого человека бывают трудные моменты, усталость, проблемы. Каждый справляется с ситуацией в меру своих сил, но специалистам известны более эффективные методы и приемы. В связи с этим возникает необходимость информирования и освоения педагогами методов, техник, стабилизирующих и корректирующих психоэмоциональное состояние и психологическое здоровье. Наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении сложностей развития могут сыграть инновационные методы, такие как, нейрографика.

Продукт: презентация мастер- класса, работы в технике нейрографики.

Оборудование: бумага А4, цветные карандаши, цветные ручки, восковые мелки, акварель, гуашь, кисти, фломастеры, интерактивная доска, ноутбук.

Ход мастер-класса

1. Введение.

Нейро - от греческого нерв. Графика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

Автор метода нейрографика - Павел Михайлович Пискарёв, доктор психологических наук. Профессор. Основатель Института Психологии Творчества. (Цюрих, Санкт-Петербург).

Нейрографика – это инструмент решения психологических задач, проблем графическим способом. Это новейший метод работы с подсознанием через рисунок.

Нейрографика – метод, позволяющий с помощью простых геометрических фигур и линий выразить переживания, конфликты, найти решение острой проблемы и достичь позитивных целей.  При этом включается мелкая моторика рук, связанная с нейронными сетями мозга. Благодаря этому нейрографический процесс рисования способен создавать новые нейронные связи в мозге и, следовательно, менять процесс мышления.

Основные фигуры - это круг и линия.

«Круг - это целостность». Окружить, т.е. обвести круговыми линиями - значит придать целостность группе графических объектов. Идеальную окружность нарисовать достаточно сложно, поэтому круговыми линиями окружность формируется до удовлетворительного состояния. Чем важнее объект, тем больше и жирнее он обведён круговыми линиями.

Что значит в Вашем понимании «линия»?

Линии второй важный графический элемент метода. Они соединяют важные фигуры и формируют взаимосвязи между ними.

Нейрографическая линия — это линия, которая не повторяет себя на каждом участке своего движения, и мы ведем ее туда, где не ожидаем ее увидеть. Такая линия уводит нас от стереотипа, который сидит у нас внутри, уводит от повторения внутреннего алгоритма. Линия способна связывать нейроны. Когда мы изменяем привычные линии, мы можем переорганизовать связь нейронов. Этот метод позволяет расширить ресурсы нашего мозга.

Линии образуют углы. Что такое угол?

Угол — это проблема, напряжение, конфликт.

Применение нейрографики в работе с детьми дошкольного возраста может выступать как метод арт-терапии. Для работы с нейрографикой не требуется специальное обучение. Главное правило-направлять, а не подсказывать.

Познакомимся с некоторыми значениями элементов нейрографики:

Сопряжения:

Смягчают и скругляют все острые углы

Объединяют все элементы в единую композицию

Позволяют анализировать проблемы и находить решения

Фигуры:

Круг: гармония и спокойствие

Треугольник: энергия и движение

Квадрат: устойчивость и опора

Спирали (изнутри по часовой линии)- Увеличение и рост энергии

Спирали (снаружи по часовой линии) - Уменьшение энергии

Четырехугольники, многоугольники - Объединение простых форм в сложные системы

Треугольники, углы - Острые вопросы, проблемные задачи, конфликт, агрессия

Круги, полусферы - Гармония, защищенность

2. Основная часть.

Создание нейрографического рисунка.

Для рисования необходимо приготовить альбомные листы для детей старшего возраста, для младших детей- можно формата А5, цветные карандаши, фломастеры, маркер тонкий чёрного цвета, гелевые ручки, мелки, то есть любой имеющийся материал.

В процессе рисования по шагам не нужно держать свою проблему всё время в голове. Задали проблему в самом начале, далее выполняем алгоритм по шагам. И пусть происходит то, что происходит. Наслаждаемся работой, рисунком, ритмом, гармонией, цветом.

В конце можно посмотреть на рисунок и, если хочется, то добавить еще линии или элементы, чтобы он в итоге нравился.

Для работы можно включить негромкую успокаивающую музыку.

Педагоги выбирают себе материалы по желанию (карандаши, ручки, мелки и др.).

Этапы алгоритма выведены на интерактивной доске.

Стандартный базовый алгоритм состоит из 6 шагов.

1 Шаг. Актуализация темы.

Какую проблему мы будем с Вами решать? Масштаб здесь не имеет значения. Например, здоровье в целом, мои взаимоотношения вообще, мои взаимоотношения с мужем, мой вчерашний разговор с коллегой, будущее вообще, один день, один эпизод и т.д. и т.п. Так же на данном шаге алгоритма важно некоторое напряжение - это те эмоции, которые у Вас вызывает эта проблема. Напряжение для человека – это разница между тем, что есть, и желаемым. Нужно с помощью дыхания и сосредоточенности на теме собрать всю эту энергию напряжения.

2 Шаг. Создание «аватара состояния». Хаотический рисунок.

Возьмите тонкий чёрный маркер или гелевую чёрную ручку, или карандаш в руку и положите перед собой лист. Подышите, вспомните все страхи, плохое настроение, слезы, переживания, а затем резко выместите их на бумаге (резко водите по бумаге карандашом 3—4 секунды, рисуем нейролинии).

В это время мы максимально сосредотачиваемся на том, что нас беспокоит и выбрасываем эмоции на бумагу.

Основными элементами этого метода являются простые геометрические фигуры: это круг, квадрат, треугольник и линия. Из которых, для начала лучше выбрать одну. Линия не должна быть абсолютно прямой, так же, как и в природе нет прямых линий. Этот этап лучше всего выполнять с закрытыми глазами и не задумываться «А что же мне нарисовать?». Ваша рука нарисует все за вас. Этот этап занимает примерно 5 секунд.

Нейролинии должны быть не цикличного характера (повторяющегося, ритмичного, а хаотичного. Количество линий не ограничено: рисуем, сколько хочется.

3 Шаг. Округление углов.

Дорисовываем линии. Нет какого-то конкретного правила, как нужно рисовать: как чувствуете, так и делайте. После того, как мы добавили линии, снова скругляем углы, которые у нас появились (сглаживаем, убираем напряжение).

Выделяем в рисунке главное. Когда вы откроете глаза и рассмотрите ваш рисунок – ваши эмоции, в нем можно выделить более ярко важные фигуры, элементы и линии. Найти в рисунке главную часть.

Всё, что на рисунке угол, – это конфликт. Круг – это целое. Чтобы сгладить конфликт, нужно на рисунке сгладить все углы. Ищем на рисунке пересечения линий и сглаживаем углы. До 80% работы на данном этапе проходит в режиме сопротивления. Это связано с проживанием различных чувств. На этом шаге главное – это дисциплина и исполнение. 

Сам факт недовольства – это и есть встреча с самим собой. Наша задача – привести себя в круг, в целостность, в самость. Именно на этом этапе мы снимаем свои психологические ограничения. Обычно, когда работа по округлению углов на 80% уже сделана, человек начинает приходить в состояние благости и удовлетворения. На этом шаге очень интересно понаблюдать за собой: «что со мной происходит?», «какие у меня чувства?», «какое у меня соматическое состояние?», «что мне сигнализирует тело?» Мы должны не убедить себя, что что-то произошло, а реально почувствовать.

Может почувствоваться хорошая энергия в теле, может появиться желание что-то делать, куда-то бежать, чувствуется какой-то тонус в теле. Это позитивный признак! Значит, идут какие-то изменения. На последних 20% работы меняется пластика мозга меняется отношение к ситуации.

4 Шаг. Объединение (интеграция).

После того как округлили свой рисунок, начинаем раскрашивать фигуры в разные цвета, какие предпочтительны в данный момент.

Затем раскрашиваем «реки».

Цвет. Здесь все просто. Мы уже выбросили все плохое на бумагу, выделили главное, сгладили все углы, что еще мы можем сделать…добавить цвета конечно. Так мы превращаем наш негатив в позитив и получаем яркие, интересные картины.

а) Интеграция внутренних областей (полостей) на рисунке. Закрашиваем одним цветом области, которые нравятся. Потом делаем подобное другим цветом. Задействуем столько цветов, сколько захочется. Работаем спонтанно. Закрашивать можно не все полости. 

б) Убираем границы, делаем так, чтобы фигура, нарисованная нами изначально, сливалась с фоном. То есть, выравниваем напряжение. Очень важно, чтобы напряжение внутри фигуры было подобно напряжению вне её, на фоне. Иными словами, делаем так, чтобы наша изначальная фигура потерялась внутри фона. Фон целесообразно дробить примерно так же, как раздроблена сама фигура. Количество деталей на фоне должно быть примерно равным, как и в самой фигуре. Напряжение в фигуре должно слиться с напряжением на фоне. На этом этапе к нам приходит прилив энергии, задача начинает решаться. 

5 Шаг. Линии поля. Синхронизация поля.

Завершить рисунок обязательно нужно линиями поля.

Прорисовываем на весь лист разные силовые линии. Характер этих линий – высокое напряжение, мы не частим с амплитудой. На этом этапе могут происходить разные интересные изменения Вашего отношения к проблеме.

Это нейрографические линии, которые идут через весь лист к краям листа поверх нарисованного. Спрашиваем, на что похоже, если вы видите изображение кого-либо или что либо, обведите.

В завершении получается яркий красочный рисунок, состоящий из линий и кругов.

6 Шаг. Вербализация.

Смотрим на ту проблему, с которой начинали работать. Что теперь у нас там внутри по отношению к этой проблеме? 
3. Заключительная часть.

Хотелось бы услышать Ваше мнение о проделанной работе, об испытанных чувствах во время мастер-класса, о применении в работе данного метода.

На память о нашей встрече хочу предложить вам презентацию «Нейрографика - как способ саморегуляции и профилактики эмоционального выгорания педагогов», которая поможет вам освежить знания, полученные на нашем мастер-классе.

Вопросы участников мастер-класса к педагогу. Дискуссия.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь