Оптимизация двигательной активности дошкольников в подвижной игре

Дата публикации: 2018-05-22 05:10:56
Статью разместил(а):
Прищепа Татьяна Александровна

Оптимизация двигательной активности дошкольников в подвижной игре

Автор: Прищепа Татьяна Александровна

МКДОУ детский сад №7 «Солнышко» Чистоозерного района Новосибирской области

 

    Двигательная активность ребёнка – залог здоровья. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и определённый уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия.

    Подвижная игра – важнейший метод и средство физического воспитания детей. Невозможно переоценить значение игры в жизни ребёнка любого возраста. То же самое можно утверждать и по отношению к подвижным играм в период дошкольного детства. Это положение подтверждается тем, что все известные педагоги-исследователи, врачи, научные деятели, занимающиеся вопросами физического развития и воспитания дошкольников, придавали огромное значение подвижным играм и рассматривали их как средство всестороннего воспитания. Я согласна с тем, что подвижная игра развивает двигательную активность детей дошкольного возраста. Именно поэтому я выбрала тему самообразования по оптимизации двигательной активности дошкольников в подвижной игре.

    Я считаю, что подвижная игра – незаменимое средство совершенствования движений детей, развития их координации, формирования быстроты, силы, выносливости. В подвижной игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, бросании, ловле, увёртывании и др. Играя, ребёнок  входят в образ, берёт на себя определённую роль, более точно выполняет движения персонажа, становится активным. В то же время, чётко следуя правилам игры, дети постоянно сдерживают себя или заставляют двигаться, мгновенно реагируя на сигнал. Подвижная игра позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии, способствует возникновению у детей заинтересованности в двигательной деятельности, воспитанию физических качеств, вызывает желание заниматься физической культурой. Таким образом, подвижные игры способствуют оптимизации двигательной активности ребёнка.

   Определив тему самообразования, я поставила перед собой цель: повысить эффективность физического воспитания и оздоровления детей с помощью подвижных игр.  

   Достижение цели обеспечивается через реализацию основных задач:

ü создание условий для реализации потребности в двигательной активности через творческое самовыражение в игровых действиях;

ü развитие двигательных навыков и умений, а также физических качеств в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

ü выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через подвижные игры.

ü обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в игре.

ü воспитание потребности в здоровом образе жизни.

     В своей работе для проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста использую методические разработки  Л.И. Пензулаевой  «Физкультурные занятия в детском саду с детьми 3-7 лет».   Для проведения занятий с детьми раннего возраста  использую методическое пособие для воспитателей и родителей по программе «Кроха» Н.П.Кочетова «Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста». Наряду с основной образовательной программой я использую парциальные программы: Л.Д.Глазырина «Физическая культура - дошкольникам»; М.Ю.Картушина «Зелёный огонёк здоровья»; Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина Танцевально-игровая гимнастика для детей «СА-ФИ-ДАНСЕ».

     Свою работу по теме самообразования  начала с создания картотеки подвижных игр. В нее вошли игры соответствующие возрасту и программным требованиям. Проанализировав ряд методической литературы, пособий, отобрала подвижные игры: народные, спортивные, сюжетные и другие.

Подвижные игры делятся на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делятся на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы. В своей работе я использую все виды подвижных игр.

Сюжетные игры  использую  во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.

Бессюжетные игры использую  в среднем и старшем  дошкольном  возрасте.

Игры-забавы, аттракционы  очень нравятся детям  среднего и старшего дошкольного возраста.

Спортивные игры. Эти игры относятся к сложным. Их провожу с детьми старшего возраста, но дети в них играют по упрощённым правилам.

Считаю, что качество и результативность проведения подвижной игры зависит от методически грамотной ее организации. Вначале собираю детей на игру, создаю интерес, объясняю правила игры, затем происходит распределение ролей между детьми с помощью, например, считалки. На протяжении всей игры осуществляю руководство ходом игры, а в завершении подводим итоги: кто оказался самым…, было ли нарушение правил игры, понравилась ли игра и др.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, характера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных играх является творчество. Начальным этапом формирования творческой деятельности у детей является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. У них великолепно развито воображение, они могут «летать» как  воробушки, «порхать» как бабочки и т.д. Являясь средством естественной потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, дает ребенку возможность познать и преобразовать окружающую действительность, а с другой – развивает его способности и творческую деятельность. При планировании подвижной игры я учитываю подготовленность детей группы.  Так, в начале года провожу игры с более простым содержанием и сюжетом, с менее сложными движениями. Игры подбираю соответствующие сезону. Например, зимой - «Два мороза», «Заморожу»; летом - «Ловля обезьян», «Лягушки и цапля»; весной и осенью подбираю игры, которые можно проводить на ограниченной площадке «Пустое место», «Горелки». Такие игры могу проводить как на свежем воздухе на спортивной площадке, так и в физкультурном зале.

      Физкультурный зал совмещён с музыкальным, где представлено разнообразное физкультурное оборудование: мячи и обручи разного диаметра, гимнастическая стенка и скамейки, скакалки, флажки, мешочки с песком и другое.  Есть и нетрадиционное оборудование - пособия, изготовленные своими руками. Так, например, для подвижной  игры «Быстро возьми», были изготовлены тарелки-шумелки, для игры «Цветные автомобили» были изготовлены цветные рули и другое. Предметы – заместители, нетрадиционное оборудование повышают интерес  к подвижным играм, а в целом, и к занятиям физической культурой (Приложение 1).

      Подвижная игра – неотъемлемая часть образовательного процесса и используется в разных формах физического воспитания. В своей работе я использую следующие формы физического воспитания:

ü   Утренняя гимнастика 

ü   Физкультурные занятия в зале и на свежем воздухе 

ü   Праздники, досуги, развлечения 

ü   Сюжетные занятия 

ü   Игровые занятия  

ü   Игры-соревнования 

ü   Походы 

Подвижные игры использую не во всех формах физического воспитания, а именно  при проведении физкультурных занятий, сюжетных занятий, игровых занятий на свежем воздухе,  игр-соревнований, праздниках, досугах и развлечениях.

При проведении занятий я использую как традиционные, так и нетрадиционные виды занятий: сюжетные, контрольные, интегрированные, занятия с элементами психогимнастики, с использованием нетрадиционного оборудования и другие.  Контрольные занятия провожу два раза в год в сентябре и в мае. На таких занятиях проверяют знания, уровень развития двигательных навыков и физических качеств детей, их умение играть в подвижные игры.        

Наиболее интересны для детей занятия на сюжетной основе, так как такие занятия проходят  на эмоциональном подъеме. На таких занятиях дети больше играют в подвижные игры, перевоплощаются в различные персонажи, становятся более активными. Так, например, на сюжетном занятии  «Путешествие в Африку» в подвижной игре «Львы и антилопы» дети перевоплощались во львов и антилоп, на  занятии с детьми раннего возраста «Весёлые клубочки» в подвижной игре «Зайчик в домике» дети подражали движениям зайчика.

     Игровые занятия на воздухе провожу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В  такие занятия входят  подвижные игры  спортивного характера с элементами футбола, хоккея, баскетбола, волейбола. На свежем воздухе также проходят спортивные праздники и развлечения «Проводы зимы», «Зимние катания», «Снежная королева», «Птичья физкультура», «Здравствуй лето» и другие, где использую народные игры такие как «Горелки», «Карусель», «Перетяни канат»,  «Ласточка», игры-соревнования «Штурм крепости», «Чья команда быстрее соберётся» и другие. При проведении игр-соревнований на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение элементов игр-соревнований в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.

     Любое физкультурное занятие и развлечение не обходится без совместной работы с воспитателем и музыкальным руководителем. На праздниках и развлечениях дети показывают освоенные знания и умения.   Все праздники и развлечения я обязательно провожу с использованием  подвижных игр, а также включаю спортивные танцы так, например, дети средней группы на празднике, посвящённому 23 февраля,  показали спортивный танец с гимнастическими палками «Яблочко», детьми подготовительной к школе группе показали спортивный танец «Гимнастика» и другие. Для планирования праздников и развлечений я использую методическое пособие М.Ю.Картушина «Зелёный огонёк здоровья» и танцевально-ритмическую гимнастику «СА-ФИ-ДАНСЕ». (Приложение 2). 

     Современные дошкольники – это активные, подвижные, мобильные дети и удержать их интерес к занятиям физической культурой можно только при условии постоянного совершенствования работы, подбора нового и интересного материала, учета их индивидуальных особенностей.  Большую популярность у детей имеют гимнастические сказки такие как «Колобок», «Обезьянки», которые часто использую на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, праздниках и развлечениях. Я стараюсь включать в свою работу как можно больше игровой деятельности, от этого у детей повышается интерес к физкультурным занятиям.

  Для любого работника дошкольного образования  охрана и сбережение здоровья детей имеет большое значение. В настоящее время, в век проблем экологии, питания, образа жизни современных детей  актуально применять здоровьесберегающие технологии. В своей работе я использую:

     - дыхательную гимнастику;                                                        

     - пальчиковую гимнастику;

     - психогимнастику;

     - упражнения по профилактике плоскостопия;

     - гимнастику и упражнения для формирования правильной осанки;

      - гимнастику для глаз;

      - самомассаж;

      - массаж спины.

    Такие виды здоровьесберегающих технологий  использую на физкультурных занятиях, праздниках и развлечениях. Так, например, на развлечении «Колобок» я использовала игровую пальчиковую гимнастику «Колобок», на сюжетном занятии «Путешествие в Африку» была проведена игра «Полет на воздушном шаре» с использованием дыхательного упражнения, на физкультурном занятии с родителями проведена игра «Нарисуем картину» с использование лёгкого массажа спины и другие.

    Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги). В сотрудничестве с родителями я использую такие формы работы как консультации, мастер-классы, совместные физкультурные занятия, праздники и развлечения. В этом году была проведении новая форма работы с родителями. Совместно с педагогом-психологом был разработан и реализован проект «Клуб заботливых родителей». На заседаниях клуба с родителями проводились такие формы работы как анкетирование, тестирование, консультации, игровые упражнения, подвижные игры. Где совместно  родители и дети средней группы играли в  подвижные игры такие как «Васька кот», выполняли игровые упражнения «Горка», «Гармонь», показывали  гимнастическую сказку «Колобок» (Приложение 3).

     На районном методическом объединении мною было показано физкультурное занятие с элементами психогимнастики с участием родителей и детей старшей группы «Путешествие на сказочную планету». С родителями была запланирована предварительная работа в форме консультаций и мастер классов. Они с удовольствием их посещали, проявляли желание заниматься физической культурой, учились быть своему ребёнку партнёром, помощником и тренером. Во время занятия родители были инструктором для своего ребёнка, помогали детям правильно выполнять игровые упражнения, следили за тем, чтобы дети чётко соблюдали правила в подвижной игре. Занятие проводилось на сюжетной основе с использованием приёма создания игровой мотивации и с применением компьютерных технологий, была использована подвижная игра «Займи домик», где дети и родители развивали ловкость, быстроту, внимательность (Приложение 4).

     Без участия родителей не обходятся спортивные праздники такие как «Будем в армии служить», «Мой папа - самый лучший друг», «Весёлые учения»,  где  больше используются игры-эстафеты: «Снайперы», «Необычный забег» и другие,  где  дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях  (Приложение 5).

    Высокое качество учебно-воспитательного процесса – это, прежде всего, результат деятельности, который можно чем-то измерить, подтвердить и оценить. Для выявления уровня физического воспитания проводится обследование физической подготовленности детей (диагностика). Диагностические мероприятия провожу два раза в год: сентябрь и май во второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах. Участие в обследовании принимает старший воспитатель, старшая медицинская сестра, воспитатель ДОУ. На каждого ребёнка ведется паспорт здоровья, куда фиксируются все его достижения. Результаты, полученные в начале года, позволяют мне запланировать дальнейшую работу с детьми каждой возрастной группы.

    Диагностические исследования на протяжении последних лет показывают положительную динамику роста физического развития детей дошкольного возраста.  Анализируя достижения детей видно, что вырос уровень усвоения образовательной программы по физическому воспитанию. Выросла  посещаемость групп, что влияет на количество и качество результата.

    Эффективность моей педагогической деятельности по данной теме выражается в достижениях  воспитанников, которые неоднократно принимали участие и становились призёрами районных и зональных соревнований среди дошкольных учреждений (Приложение 6).

При достижении цели, были решены следующие задачи.                           

ü Созданы условия для реализации потребности детей в двигательной активности через творческое самовыражение в игровых действиях;

ü Достигнут положительный результат в развитии двигательных навыков и умений, а также физических качеств в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

ü Образовательный процесс физической культуры строится с учетом интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через подвижные игры;

ü Обеспечивается эмоциональное благополучие дошкольников в игре;

ü Дети испытывают потребность в здоровом образе жизни;

ü Результат освоения программы по физическому воспитанию- до 93%;

ü Неоднократное участие воспитанников и победа в соревнованиях разного уровня.