Коррекция детской агрессивности
Коррекция детской агрессивности
Автор: Фатеева Татьяна Валерьевна
Проблема: обучение ребёнка навыкам конструктивного общения
Обоснование актуальности проблемы: Агрессивное поведение – одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста, т.к. это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Как правило – агрессивное поведение сопровождается различными аффектами: раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. При неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов агрессивное влечение приобретает формы агрессивности и устойчивого, разрушительного поведения, вплоть до общественно опасных форм. Личность может и должна уметь распознавать различные проявления агрессии, выражать её в социально приемлемых формах, наконец, уходить от насилия над другими или над собой.
Агрессивное поведение – дело личного выбора каждого человека, задача же овладения своей агрессией – одна из труднейших психологических задач.
Цель проекта: снижение уровня детской агрессивности путём обучения навыкам адаптивного поведения.
Задачи:
- формирование механизмов саморегуляции
- обучение ребёнка навыкам конструктивного общения
- дать ребёнку возможность осознать неконструктивность его агрессивного поведения
- обучить ребёнка техникам снятия мышечного напряжения
- формирование чувства коллективизма т.е. сопричастность к детскому коллективу.
Участники проекта: дети с агрессивным поведением и их родители, мед. работник, воспитатели, психолог.
Условия реализации проекта: занятия организуются два раза в неделю, вторая половина дня, продолжительность 30-40 минут.
Организуются психологом: Комплексный характер комплексный характер взаимодействия обеспечивается медицинским сопровождением (психоневрологом), а также присутствие родителей, воспитателей.
Требование к развивающей среде: частая смена деятельности; наличие в игровой комнате природных материалов (вода, мягкие игрушки – би-ба-бо, наличие музыкального сопровождения, использование сенсорной комнаты).
Оптимальный способ установление контакта: игровая мотивация, совместная деятельность.
Коррекционно-развивающий цикл: один цикл, рассчитан на 26 занятий т.е. три месяца и одна неделя.
I этап. Коррекционно-развивающее сопровождение.
1. Сохранение и укрепление здоровья.
- Дыхательные упражнения: «Психогимнастика» Чистякова, по рекомендации медика, релаксационные упражнения под музыку (звуки воды, природы).
- Подвижные игры сюжетной направленности (в машинки), имитационные подвижные игры (волны волнуются раз..)
- Социально-бытовая тематика.
- Парная гимнастика (формирование чувства доверия. Выведи из равновесия
2. Социализация.
- Игры-драматизации с ребёнком в роли второстепенного или положительного героя.
- Рисунок детской группы, рисунок семьи и отдельных его членов, семью животных, волчью стаю.
- Делегирование поручений не желанным и негативным для них детям.
3. Физическое развитие.
Пальчиковые игры (Кожевниковой)
4. Развитие речи.
Диалоговые игры:
- продолжи предложение
- расскажи мне
- письмо Деда Мороза, поварам
- отгадай о ком я говорю (они описывают, я отгадываю, потом наоборот)
- последовательность событий.
5. Продуктивные виды деятельности.
Предложить ребёнку план работы, регламентированные игры на время (если нет тревожности и страхов), игры с правилами (лабиринты), Венгер «схематизация – лабиринт».
Родителям и педагогам.
Рекомендации: игнорировать агрессивное поведение, поощрять позитивное общение
В состоянии острой агрессии рекомендовать тактильный контакт (обнять) погладить по рукам, спине.
· Чтение детской литературы нравственной направленности «Что такое хорошо, что такое плохо», «Добрые дела».
· Ограничить теле-видео, компьютерные игры.
· Ввести в практику режим дня (н-р: просмотр телевизора с 19.00 до 20.00 ч.)
Родителям:
· Формирование семейных традиций (совместный ужин)
· Родитель должен знать имена всех детей в группе.
· Давать ребёнку короткие, конкретные задания и отслеживать их выполнение.
· Вести общение с ребёнком на договорной основе.
Педагогам:
· Организовать коллективные игры (команда корабля)
· Подвижные игры
· Трудовые поручения
· Парные задания (агрессивный ребёнок + неагрессивный )
· Частые виды смены деятельности.
· Провоцировать речевые высказывания.
II этап. Ожидаемый результат:
- Ребёнок может договориться.
- Знает всех сверстников по имени и может взаимодействовать с каждым.
- Ребёнок доводит начатое дело до конца.
- В эмоционально-напряжённой ситуации ребёнок может «держать себя в руках» (замещение негативных эмоций положительными).
- Умение ребёнка конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
- Улучшение психологического климата в группе детей.
Предполагаемые трудности:
· Отсутствие у воспитателей знаний по конфликтологии.
· Недостаточное материально-техническое обеспечение для проведения занятий с детьми.
· Психолого-педагогическая некомпетентность родителей.
Перспектива: Пополнение оборудования сенсорно-моторной комнаты релаксационным оборудованием.