Коррекция детской агрессивности

Дата публикации: 2018-08-17 11:15:03
Статью разместил(а):
Фатеева Татьяна Валерьевна

Коррекция детской агрессивности

Автор: Фатеева Татьяна Валерьевна

 

Проблема: обучение ребёнка навыкам конструктивного общения

Обоснование актуальности проблемы: Агрессивное поведение – одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста, т.к. это наиболее быстрый  и эффективный способ достижения цели. Как правило – агрессивное поведение сопровождается  различными аффектами: раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. При неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов агрессивное влечение приобретает формы агрессивности и устойчивого, разрушительного поведения, вплоть до общественно опасных форм. Личность может и должна уметь распознавать различные проявления агрессии, выражать её в социально приемлемых формах, наконец, уходить от насилия над другими или над собой.

Агрессивное поведение – дело личного выбора каждого человека, задача же овладения своей агрессией – одна из труднейших психологических задач.

Цель проекта: снижение уровня детской агрессивности путём обучения навыкам адаптивного поведения.

Задачи:

  1. формирование механизмов саморегуляции
  2. обучение ребёнка навыкам конструктивного общения
  3. дать ребёнку возможность осознать неконструктивность его агрессивного поведения
  4. обучить ребёнка техникам снятия мышечного напряжения
  5. формирование чувства коллективизма т.е. сопричастность к детскому коллективу.

Участники проекта: дети с агрессивным поведением и их родители, мед. работник, воспитатели, психолог.

Условия реализации проекта: занятия организуются два раза в неделю, вторая половина дня, продолжительность 30-40 минут.

Организуются психологом: Комплексный характер комплексный характер взаимодействия обеспечивается медицинским сопровождением (психоневрологом), а также присутствие родителей, воспитателей.

Требование  к развивающей среде: частая смена деятельности; наличие в игровой комнате природных материалов (вода, мягкие игрушки – би-ба-бо, наличие музыкального сопровождения, использование сенсорной комнаты).

Оптимальный способ установление контакта: игровая мотивация, совместная деятельность.

Коррекционно-развивающий цикл: один цикл, рассчитан на 26 занятий т.е. три месяца и одна неделя.

 

I этап. Коррекционно-развивающее сопровождение.

1. Сохранение и укрепление здоровья.

- Дыхательные упражнения: «Психогимнастика» Чистякова, по рекомендации медика, релаксационные упражнения под музыку (звуки воды, природы).

- Подвижные игры сюжетной направленности (в машинки), имитационные подвижные игры (волны волнуются раз..)

- Социально-бытовая тематика.

- Парная гимнастика (формирование чувства доверия. Выведи из равновесия

2. Социализация.

- Игры-драматизации с ребёнком  в роли второстепенного или положительного героя.

- Рисунок детской группы, рисунок семьи и отдельных его членов, семью животных, волчью стаю.

- Делегирование поручений не желанным и негативным для них детям.

3. Физическое развитие.

Пальчиковые игры (Кожевниковой)

4. Развитие речи.

Диалоговые игры:

- продолжи предложение

- расскажи мне

- письмо Деда Мороза, поварам

- отгадай о ком я говорю (они описывают, я отгадываю, потом наоборот)

- последовательность событий.

5. Продуктивные виды деятельности.

Предложить ребёнку план работы, регламентированные игры на время (если нет тревожности и страхов), игры с правилами (лабиринты), Венгер «схематизация – лабиринт».

Родителям и педагогам.

Рекомендации: игнорировать агрессивное поведение, поощрять позитивное общение

В состоянии острой агрессии рекомендовать тактильный контакт (обнять) погладить по рукам, спине.

·        Чтение детской литературы нравственной направленности «Что такое хорошо, что такое плохо», «Добрые дела».

·        Ограничить теле-видео, компьютерные игры.

·        Ввести в практику режим дня (н-р: просмотр телевизора с 19.00 до 20.00 ч.)

Родителям:

·        Формирование семейных традиций (совместный ужин)

·        Родитель должен знать имена всех детей в группе.

·        Давать ребёнку короткие, конкретные задания и отслеживать их выполнение.

·        Вести общение с ребёнком на договорной основе.

Педагогам:

·        Организовать коллективные игры (команда корабля)

·        Подвижные игры

·        Трудовые поручения

·        Парные задания (агрессивный ребёнок + неагрессивный )

·        Частые виды смены  деятельности.

·        Провоцировать речевые высказывания.

 

II этап. Ожидаемый результат:

  • Ребёнок может договориться.
  • Знает всех сверстников по имени и может взаимодействовать с каждым.
  • Ребёнок доводит начатое дело до конца.
  • В эмоционально-напряжённой ситуации ребёнок может «держать себя в руках» (замещение негативных эмоций положительными).
  • Умение ребёнка конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
  • Улучшение психологического климата в группе детей.

 

Предполагаемые трудности:

·        Отсутствие у воспитателей знаний по конфликтологии.

·        Недостаточное материально-техническое обеспечение для проведения занятий с детьми.

·        Психолого-педагогическая некомпетентность родителей.

 

Перспектива: Пополнение оборудования сенсорно-моторной комнаты релаксационным оборудованием.