Развитие мелкой моторики рук в старшем дошкольном возрасте

Дата публикации: 2018-09-13 08:25:48
Статью разместил(а):
Политова Ирина Сергеевна

Развитие мелкой моторики рук в старшем дошкольном возрасте

Автор: Политова Ирина Сергеевна

 

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» /И. Кант/

Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Развивая мелкую моторику рук, мы создаём предпосылки для интеллектуального развития ребёнка. Работая воспитателем в логопедической группе более 10 лет, строю свою работу по развитию мелкой моторики по следующим принципом: Игровая мотивация; От простому к сложному;  Выполнение упражнений сначала ведущей рукой, затем изолированно другой рукой, затем одновременно синхронно, затем одновременно асинхронно; Учёт трёх составляющих движения: сжатия, растяжения и расслабления; Учёт индивидуального темпа детей; Задания на разных уровнях сложности:- по подражанию,- образцу,- речевой инструкции; Использование аутокоманд (ребёнок проговаривает всё, что делает, в том числе помогает себе речевыми командами).

Всю систему работы по развитию мелкой моторики рук я разделяю на несколько этапов: Упражнения на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта. Самомассаж и массаж кистей и пальцев рук. После каждого упражнения дети выполняют расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. Для массажа я использую различные приспособления и мелкие предметы: массажные щётки, теннисный мячик, грецкий орех. При работе с ними учитываю следующее требования: руки ребёнка должны быть чистыми, без царапин или других повреждений. Самомассаж делаем на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений сопровождаем стихами или счётом. Кроме самомассажа к этому этапу также относятся упражнения: На расслабление мышц – поглаживание: «Погладь котёнка», «Маляры», «Качели»; На растяжение мышц, для снятия застоя в них и скованности: «Дотянись до конца дорожки», «Вот шагает великан» На развитие тактильных ощущений, мышечной памяти, кинестетики.

Использую гречневую крупу, фасоль для игры «Угадай, кто в бассейне спрятался?» Упражнения на одновременное развитие речедвигательного аппарата и мелкой моторики – сопряжённая гимнастика. Например: «Улыбка» (губы улыбаются, пальцы рук одновременно расходятся в стороны). Упражнения сопряжённой гимнастики разучиваем по подражанию и моделям, а затем дети выполняют их по инструкции. Упражнения на развитие силы мышц кистей и пальцев рук. Использую теннисные шарики или грецкие орехи: «Пасть тигра кусает шар», « Пальчиковый футбол». Упражнения на развитие кинетического компонента двигательного акта, развивающие умение сохранять и удерживать определённую статистическую позу. И выполняем по очереди одной и другой рукой, затем вместе двумя руками. Например: «Мостик», «Зайка», «Собака». Упражнения на развитие динамического компонента, двигательного акта. Например, "Кошечка", «Пальчики здороваются», «Моя семья». Пальчиковые игры и упражнения проводим перед первым занятием, прогулкой, в начале индивидуального занятия по заданию логопеда. Упражнения на развитие мелкой моторики и формирование графомоторных навыков. Вот несколько заданий: «Проведи по линии», «Заштрихуй фигуру».

В свободной деятельности предлагаю детям игры: «Собери бусы», «Шнуровки», разнообразные «Мозаики».