Педагогическая лаборатория
Педагогическая лаборатория
"Использование эффективных форм взаимодействия педагогов МАДОУ с родителями воспитанников"
Автор: Сарафанова Наталья Магаматиминовна
Заместитель заведующего по УВ и МР
МАДОУ «Детский сад № 1 «Северок»
Построение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога МАДОУ, пересмотр его взглядов, на структуру коммуникации с родителями. Этот процесс требует больших эмоциональных личностных затрат и зачастую вызывает растерянность и неуверенность в своей компетентности у педагогов. Педагогическая лаборатория — наиболее эффективная форма системной работы заместителя заведующего по УВ и МР направленная на повышение мастерства педагогов, пополнению их теоретических и практических знаний в области коммуникативной компетентности.
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов МАДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
· Выявить проблему в организации совместной работы педагога с родителями воспитанников;
· Определить стратегии взаимодействия родителей и воспитателей;
· Помочь педагогам в овладении понятием «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»;
· Провести практическую презентацию педагогического опыта через банк педагогических идей.
Условия проведения. Приглашаются все желающие педагоги, группа — не более 20 человек. Продолжительность педагогической лаборатории — 1 час.
Ход педагогической лаборатории:
1. Приветствие участников друг другом, создание в группе позитивной атмосферы.
Заместитель заведующего по УВ и МР Я очень рада всех вас всех ещё раз поприветствовать, сегодняшняя наша педагогическая лаборатория посвящена одной из годовых задач МАДОУ - создание единого образовательного и воспитательного пространства дети, родители, педагоги, надеюсь, что мы сегодня будем работать очень активно и продуктивно, ведь на нашем сегодняшнем мероприятии предполагается передача опыта посредством активной деятельности участников с использованием практических примеров и рекомендаций.
Для начала нашей совместной работы предлагаю поприветствовать друг – друга и настроиться на работу.
2. Упражнение «Дерево ожиданий».
Участники педагогической лаборатории сидят в общем кругу. Ведущий передает по кругу коробочку с листочками со словами: «Возьмите, пожалуйста, себе столько листочков, сколько захотите». После того как все участники взяли листочки, просит каждого написать о том, что он ожидает от сегодняшней педагогической лаборатории. (Оборудование - бумажные листочки на ленточках)
3. Знакомство с темой педагогической лаборатории.
Заместитель заведующего по УВ и МР Семья- первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же возникает чувство доверия к окружающему миру.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями
Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1). Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт к общению.
Работа с семьей – это кропотливый труд. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
И это требует от педагогов определенных усилий. И сегодня в нашей педагогической лаборатории мы обсудим профессиональную компетентность педагога в сфере общения с родителями
Как вы думаете, почему одним педагогам удаётся наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, — не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?
Ответы участников семинара.
Заместитель заведующего по УВ и МР Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения между родителями и воспитателями.
Мешочек с трудностями, с которыми сталкивается воспитатель в общении с родителями (в нем шарики, символизирующие эти трудности). Представим, что каждый шар, это какая то трудность, назовем их и поместим в корзину решений. (Оборудование - мешочек с шарами, корзина)
Примеры трудностей:
- непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения;
- неоправданно позитивные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад всему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи, и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи;
- неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Если личный детсадовский опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что это очень плохо, возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем;
- излишняя озабоченность родителей о его ребенке только нервирует малыша, настраивает его против детского сада.
- воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя;
- непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.
А как мы можем решить эти проблемы, взять все в свои руки, давайте попробуем это сделать (передаем шарики воспитателю в руки)
Удобно ли вам держать столько шариков? Что вам хочется сделать?
Давайте вместе подумаем, при каких условиях мы можем решить эту проблему?
Данную ситуацию можно предложить воспитателями для использования на своих совместных мероприятиях с воспитателями.
Да, вы правы коллеги, многое зависит от педагога и его компетентности в сфере общения с родителями воспитанников, а каким должен быть компетентный педагог?
4. Портрет педагога
Сейчас мы с вами нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями, понимающего, зачем нужно общение, и каким должно быть, знающего, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действующего. (можно разделить на две команды и рисовать, и писать прямо на ватмане) (Оборудование - мольберт, ватман, фломастеры).
Затем каждая команда описывает своего педагога.
- Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями
- Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»
- Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей
- Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
- В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.
- Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
- Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
- Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
- Обладает развитыми коммуникативными навыками.
Мы понимаем, что педагог должен обладать набором различных знаний, умений и навыков и в связи с этим актуальны и просто необходимы мероприятия с педагогами, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию "Банк педагогических идей", в процессе которого участники мастер-класса поделятся одной из своих "находок" в области организации взаимодействия с родителями.
5. «Банк педагогических идей» (выступление педагогов)
Ахмадеева Е.Е. «Использование элементов тренинга в работе с родителями»
Штефо Т.В. «Групповая газета»
Жильцова Ю.А. и Романовская Н.В. «Семейный клуб»
(На доске размещены мини резюме о педагогах и их педагогических идеях)
6. Рефлексивный этап Метод «Чемодан, мясорубка, корзина,» Подводя итог работы «Аукциона педагогических идей» данного этапа занятия педагоги дают свою оценку, используя вышеуказанный метод.
Это … я возьму с собой. Это … я творчески переработаю. А это … мне не понадобится.
(На доске размещены картинки с чемоданом, мясорубкой, корзиной, если возьму с собой, то стикер на чемодан, если не понадобиться, то стикер на корзину, если немного переработаю, но применю, то на мясорубку)
7. Подведение итогов.
Обратиться к дереву ожиданий, предложить участникам озвучить свои ожидания, которые удалось реализовать и те, которые так и остались ожиданиями.
8. Притча про сон — в лавке у Бога.
Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог. — Господи! Это Ты? — воскликнула она с радостью. — Да, это я, — ответил Бог. — А что у Тебя можно купить? — спросила женщина. — У меня можно купить всѐ, — прозвучал ответ. — В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег. Бог доброжелательно улыбнулся и ушёл в другое помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой, в которой были семена. — И это все?! — воскликнула удивлённая и разочарованная женщина. Бог улыбнулся и сказал: - Ты Меня неправильно поняла, дорогая. Мы не продаем здесь готовый товар. Мы продаем здесь только семена, из которых ты, при желании, можешь вырастить все, что захочешь.
Я желаю всем присутствующим, чтобы те семена знаний и опыта, которые Вы получите сегодня, не пропали даром, а дали бы всходы и урожай – если будет на, то ваше желание.