Система коррекционной работы c детьми с задержкой психического развития
Система коррекционной работы c детьми с задержкой психического развития
Авторы: Володина Алина Анисовна
и Левченко Екатерина Викторовна
Последнее десятилетие характеризуется ростом числа детей с задержкой психического развития. Основными причинами, способствующими этому, считаются: увеличение количества детей, рождающихся с признаками перинатальных патологий (перинатальная энцефалопатия); ухудшение состояния здоровья детей из-за неблагоприятной экологической обстановки, отрицательного психологического климата в некоторых семьях, равнодушия многих родителей к детям при сохранении заботы о внешнем благополучии.
Известно, что дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании), нарушения различных сторон речи.
Детям с задержкой психического развития свойственна низкая обучаемость, но они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации.
Своевременное выявление и коррекция нарушений должны осуществляться как можно раньше, именно тогда когда такая работа наиболее продуктивна, т.к. без осуществления коррекции познавательных процессов у ребенка с задержкой психического развития невозможно полноценное усвоение программы детского сада, а затем и школы. В целях оказания коррекционно-развивающей помощи дошкольникам с задержкой психического развития в нашей стране существует система специальных дошкольных учреждений. Это - детские сады и группы для детей с задержкой психического развития.
Работа в этих группах включает целый комплекс задач:
- диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения;
- построение работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- обратную связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка и консультирования семьи;
- интегративный характер игр-занятий, что дает возможность решения
- нескольких разноплановых задач в рамках одной ситуации;
- индивидуально-дифференцированный подход: в рамках одного общего задания могут совпадать целевые установки, но способы выполнения задания каждым ребенком могут быть различными в зависимости от характера и выраженности нарушений:
- построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;
- использование игровой мотивации и игровых методов;
- профилактика некоторых вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе работы с детьми с задержкой психического развития.
Эти задачи решаются через систему коррекционной работы со строгим распределением функций между всеми участниками педагогического процесса (дефектолог, воспитатели группы, узкие специалисты, медиков, особенно психиатра и невролога) и привлечением необходимой помощи от каждого педагога и специалиста, для устранения совокупности нарушений. Коррекционная работа строится комплексно, т.е. через тесное взаимодействие всех специалистов и родителей.
Систематически используются разнообразные формы работы с детьми: занятия педагога-психолога, учителя-логопеда, дидактические игры и упражнения, развлечения и праздники, индивидуальная работа, наблюдения на прогулках. Воспитатели нашей группы создают все необходимые условия для коррекции отставания в психическом развитии детей: разнообразные виды и формы образовательной деятельности; создают в группах уголки развивающих игр; оформляют картотеки дидактических игр, артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики; изготовляются разнообразные пособия и атрибуты для организации работы и игр с детьми.
Для достижения наилучших результатов коррекционного обучения воспитатели работают в тесном контакте с родителями. Регулярно проводят индивидуальные консультации и беседы с родителями на интересующие их темы. В группах оформлены уголки для родителей, где помещается информация по коррекционной работе с детьми, проводятся открытые занятия.
Деятельность педагогического коллектива по преодолению задержки психического развития у детей включает следующие формы методической работы: педагогические советы, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, диспуты, консультации, открытые просмотры образовательной деятельности, работа творческой группы. Педагоги и специалисты детского сада постоянно делятся своим опытом работы в мастер-классах.
Поэтому одним из главных условий качества педагогического воздействия является искренняя заинтересованность педагогов в его результатах, желание помочь ребенку и постоянная готовность оказать ему необходимую поддержку в случаях затруднений.
От уровня профессионального мастерства, настойчивости и последовательности в работе зависят отношение самого ребенка и его родителей к педагогической помощи, которая оказывается в коррекционных группах.