Культура воспитателя – залог успешной работы с родителями
Культура воспитателя – залог успешной работы с родителями
Автор: Ефремова Татьяна Анатольевна
МДОУ "Детский сад "Незабудка", г. Тихвин
Семья и детский сад – два воспитательных феномена. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Давайте на мгновение представим, что утром мамы и папы приводят детей к дверям детского сада, вежливо говорят педагогам: «Здравствуйте!» – и уходят. А вечером опять приходят и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живёт ребёнок, что его интересует… А если вдруг и возникнут вопросы, то родители скажут педагогу: «Ведь было же анкетирование! Мы там обо всём рассказали», а педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды! Почитайте, там всё сказано». Согласитесь, картина безрадостная. У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, общительными.
Как показывает практика, эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Так, уже коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие папы и мамы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Необходимо начинать налаживать контакт с родителями с рассказов о ребёнке – о том, что происходило с ним в течении дня, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день, - воспитатель формирует у родителей понимание того, что рядом с детьми – внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией об их ребёнке, которой нет и может не быть у самих мам и пап. По той простой причине, что их нет рядом.
Что для этого необходимо педагогу:
1. Желание и умение наблюдать «личную жизнь» ребёнка в группе во всём многообразии.
2. Умение выделить существенное и позитивное в характере ребёнка, понимать причины того или иного поступка.
3. Умение и готовность записать свои наблюдения.
4. Желание и способность донести увиденное до родителей.
На первый взгляд это очень легко, а на практике оказывается наоборот.
Современные родители убеждены в значимости собственной личности. Необходимо пересмотреть основы взаимоотношения между родителями. Для эмоционального контакта нужны: доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта – готовность принять от родителей сведения о ребёнке. А высшей целью и основным содержанием работы воспитателя должен быть ребёнок.
Навыки положительного общения:
· Мы больше спрашиваем и слушаем родителей, чем указываем или даём советы.
· Часто сообщаем родителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их ребёнка.
· Используем индивидуальные формы информации семьям и получения сведений от них.
· Даём родителям возможность понять, что мы готовы обсуждать с ними широкий спектр тем, касающихся их ребёнка.
· Прежде чем сообщать родителям цели и задачи образовательной программы, спрашиваем, чего они хотят.
· Своевременно и положительно реагируем на предложение, идеи и просьбы родителей.
· Стараемся разрешать проблемы во время совместного с семьями принятия решений, касающихся их детей, их самих.
Воспитатели должны знать семьи, знать их разные ценностные установки, понимать, что взрослые могут по–разному реагировать на ситуации. Например: «Петя и Коля поссорились и подрались…. В результате у Пети появилась царапина». Для семьи Пети, в которой главная ценность – здоровье, целесообразно начинать рассказ о происшедшем с акцента на том, что «боевое ранение» не опасно для жизни – царапина обработана медиком, а затем уже говорить о мотивах ссоры и характере «боевых действий». Но для семьи Коли, где главным считается воспитанность, та же информация должна преподноситься с других позиций – Коля старался объяснить словами свои желания, но – по - видимому, слов не хватило, пришлось отстаивать свои права мужским способом – дракой. Такой подход даёт бесконфликтность.
Вывод: Компетентный педагог в общении с родителями понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.