Конструкт совместной опытно-экспериментальной деятельности "Путешествие в песочный мир"
Конструкт совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми 2-3 лет
"Путешествие в песочный мир"
Автор: Забродина Ольга Александровна
г. Каменск-Уральский
Тема: «Путешествие в песочный мир».
Возрастная группа: Первая младшая (2-3 года)
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, познавательная, речевая, физическая
Виды деятельности (ФГОС ДО): экспериментирование с материалами и веществами, двигательная активность, игровая деятельность, общение и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Учебно-методический комплект:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. Программа «Истоки». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования/ под ред. Л.А. Парамоновой. – М: ТЦ. Сфера 2015г.
3. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. Е. А Савельева. Целостная система физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Л. И. Мосягина. Название книг физ минутка, пальчик гимнастик
Материалы и оборудование: песок, совки, песочные мельницы, формочки, макет пруда, надувная песочница, шары гелиевые, тучка плоскостная, силуэты животных, центр песка и воды, разносы для рисования песком, ноутбук , колонки Microlab.
Цель: продолжать формировать и расширять знания детей о свойствах песка через экспериментальную деятельность формирование целостной картины мира, развитие экспериментальной деятельности, кругозора детей.
Задачи совместной экспериментальной деятельности |
Задачи с учетом особенностей воспитанников группы |
Воспитательные задачи: Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца; Формировать способность давать объяснение своему продукту труда. Воспитывать у детей активность, любознательность, инициативность в процессе совместной деятельности. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение договариваться. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку посредством создания ситуации успеха в познавательно- исследовательской деятельности Развивающие задачи: Развивать познавательно-исследовательские способности (внимание, восприятие, мышление, память, воображение); Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие; Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в ходе работы; Развивать речь ребенка; Развивать эмоциональную сферу ребенка Развивать эмоции детей посредством создания ситуаций занимательности, эмоциональных переживаний. Развивать умение анализировать свою деятельность в процессе рефлексии совместной деятельности. Развивать артикуляционный аппарат детей. Обучающие задачи: Формировать у детей интерес к работе с кинетическим песком; Помочь детям овладеть техническими умениями лепки из кинетического песка Знакомить детей с основными формами в ходе лепки из песка с использованием различных формочек; Знакомить детей со свойствами песка. Сформировать у детей представления о песке, свойствах |
Вова – формировать умение внятно и отчетливо произносить слова Стёпа - воспитывать дружеские взаимоотношения Тая – активизировать речевую активность и развивать память . |
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительной эмоциональной атмосферы, эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип научности, принцип индивидуального подхода, принцип активности.
Методы воспитания: мотивация к деятельности, поощрение, одобрение
Методы обучения: беседа, создание ситуации успеха, эмоциональное стимулирование, демонстрация, выстраивание игрового сюжета, стимулирование занимательным содержанием, похвала
Предварительная работа: Игры с песком; рассматривание иллюстраций на тему «Пруд», «Играем в песочнице»; слушание музыки ветра, шума дождя; игры с сухим и мокрым песком в центре песка; разучивание стихотворения «Ветер»; рисование на песке пальчиком.
Планируемые результаты:
Дети проявляют заинтересованность к экспериментальной совместной деятельности.
Сформированы элементарные представления детей о безопасном поведении во время игры с песком
Сформированы знания о том, что песок – это маленькие песчинки, он сыплется, рассыпается, может быть мокрым, липким при взаимодействии с водой, из него можно лепить
Дети проявляют активную самостоятельную деятельность, умеют действовать с предметами (совком, песочными формочками, песочной мельницей)
Действия с предметами выполняют по словесному указанию взрослого.
Дети эмоционально отзываются на музыку.
Дети проявляют уважительное, отношение окружающей среде.
Дети могут рисовать на песке по показу взрослого и словестного объяснения.
Дети отвечают на вопросы педагога, совместно со взрослым подводят итог.
Ход совместной деятельности:
Последовательность деятельности |
Методы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
Мотивация на совместную деятельность
Игровая ситуация побуждающая детей к предстоящей деятельности
Основная часть Включение детей в экспериментальную деятельность
Продуктивная деятельность Эксперимент «Мельница»
Физминутка «Песчинки»
Продуктивная деятельность Эксперимент «Испечём куличи»
Продуктивная деятельность Эксперимент «Дождик»
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Продуктивная деятельность. Рисование пальцами рук на песке
Открытость
Рефлексия
|
-Эмоциональ-ное стимули-рование -Использование игровой мотивации
-Словесный -Выстраивание игрового сюжета -Игровой
-Словесный - Игровой -Практический - Объяснение
Словесный Практический метод (экспериментирование) Игровой Наблюдение
-Игровой Двигательное упражнение -Словесный
-Словесный - Практический - Игровой - Объяснение -Стимулирова-ние занимательным содержанием
Практический метод (экспериментирование) Беседа Создание ситуации успеха
-Демонстрация -Двигательное упражнение пальцев рук -Словестный
-Демонстрация - Практический -Объяснение -Игровой -Ситуация успеха
Эмоциональное стимулирова-ние
Эмоциональное стимулирова-ние -Беседа
|
(Дети свободно играют. Звучит музыка ветра) Воспитатель: -Слышите, ребята, ветер шумит. «Ветер гонит облака Издалёка-далека, Из большой страны песка» (в группу залетают белые облака – воздушные шары) -Поднимите глаза и посмотрите, какие облака ветер принес? Давайте их рассмотрим. - Скажите, пожалуйста, на кого похоже это облако, плывущее по небу? (на ёжика, черепаху, уточку, бабочку, рыбку, лягушку) (залетает в группу последнее облако с короной) - Посмотрите, какое необычное облако. Что это на нём? (корона) Может я ее примерю. (да, примерь) (воспитатель одевает корону, кружится, звучит волшебная музыка) - Ребята, что со мной происходит? Ой, я превращаюсь в песочную королеву. Приглашаю вас полететь на облаках в мой песочный мир, где можно узнать много интересного о песке и поиграть с ним. Вы согласны? - А попутный ветер нам поможет. Полетели за мной. (Звучит музыка ветра) - Тая, а давай вместе с тобой расскажем стишок про ветер: «Ветер, ветер ты лети в песочный мир нас перенеси». (Музыка стихает) - Ветер стих, вот мы с вами и прилетели. Отпускайте облака . В песочном мире есть такие правила: Здесь нельзя кусаться драться и песком в глаза кидаться, песок мирная страна, дети поняли меня? Воспитатель: - В моем песочном мире много песка. Я приглашаю вас поиграть с ним. (Ребята с воспитателем подходят к центру песка) - Давайте потрогаем песок. Какой он? (Сухой, теплый, рассыпается) - Насыпьте песок себе на ладошку, рассмотрите, из чего он состоит? (из песчинок) Какие песчинки? (маленькие) Вывод: Скажем вместе: «Песок – это песчинки , они маленькие» - А сейчас, я предлагаю поиграть с совочками. Ой, а где же они? (дети ищут глазами, находят и берут по одному совочку) - Я песочная королева приготовила для вас песочные мельницы. Давайте и с ними поиграем. Возьмите каждый совок и наберите в него сухого песка, а после насыпайте его в мельницу. (Дети насыпают песок в мельницу) - Что мы видим ребята, что происходит с мельницей? А что происходит с песком? (мельница крутится, песок сыплется) Вывод: Скажем вместе: Песок сухой, он сыплется. -Ребята я предлагаю вам немного отдохнуть. Выходите на песочный ковер. Повторяйте за мной: «Вы на месте покружитесь, И в песчинки превратитесь. Ветерок подул на вас. Разлетайтесь тот же час. (1 раз) - Ой, что-то я проголодалась. А знаете, что я люблю больше всего? Я люблю кушать песочные куличи. А вы умеете их стряпать? Я тоже умею. Давайте настряпаем их все вместе. - А что нам для этого понадобиться? (формочки, совочки) (Воспитатель раздает формочки для песка, дети пытаются сделать из сухого песка – куличики) - Ой, у меня ничего не получается. А у вас получились куличики? - А почему, как вы думаете, не получились? Какой песок? (песок сухой) Вывод: Скажем вместе: Сухой песок рассыпается. - Прислушайтесь, какой поднялся ветер. (звучит музыка ветра) Посмотрите, какая синяя тучка прилетела к нам. «Тучка, тучка – невеличка «Дай нам чуточку водички» (Звучит музыка дождя) - Давайте поможем тучке, возьмите каждый по лейке. (Дети берут лейки и поливают песок) - Посмотрите, дети, какой теперь стал песок? (мокрый, тёмный, сырой) Давайте попробуем настряпать куличики из мокрого песка. Получится у нас? (получилось). Какие разные куличики у вас получились! - Какие интересные превращения произошли. В сухой песок налили воды, он стал мокрым и липким. Из мокрого песка можно сделать разные фигуры с помощью формочек. Как здорово, у вас получилось! Вы молодцы! Вывод: Скажем вместе: Песок может быть мокрым, липким. - Ребята вы слышите, что это за звук? (вода льется). - Давайте отряхнем руки от песка и пойдем, посмотрим, что это шумит? (Дети с воспитателем идут к макету пруда) - Куда же мы пришли? Что мы видим? (Пруд, реку) - Скажите, что вы видите в пруду? (песок, камушки, водоросли, рыбки) (Дети любопытно рассматривают предметы (объекты) из пруда, могут потрогать их). - «Скажи, кто у тебя в руках? (Рыбка). (Какая она? Красивая, желтая, маленькая) - Ты рассмотрел рыбку? Отпусти её обратно в пруд. Ведь пруд-это ее дом. Пусть рыбка плывет. -Давайте руками изобразим рыбку (показ движений) Рыбка плавает в водице, рыбке весело гулять, Рыбка, рыбка озорница , мы хотим тебя поймать. (Скажи, что у тебя в руках? Камень, камень с дна пруда, какой он? Маленький, гладкий, холодный. Давай оставим его на дне пруда, ведь он может спасти маленькую рыбку от большой. Она спрячется и её не съедят) - «Скажи, что у тебя в руках? (Растение). Как называется это растение? В пруду растут водоросли. Водорослями питаются некоторые рыбки – это их корм, а еще маленькая рыбка может спрятаться от большой рыбки в водорослях (поэтому оставим водоросли в пруду, мы с вами добрые и воспитанные дети и заботимся о природе. - Ребята, а вы любите рисовать? (Да) - Я приглашаю вас порисовать, но в моем песочном мире нет кисточек, мы будем рисовать пальчиками. Подходите к столам. Давайте нарисуем с вами всё то, что мы видели в пруду. Напомните мне, что мы видели? (камушки, рыбок, водоросли, песок) - Давайте пальчиками нарисуем сначала волны. Посмотрите как. Сейчас нарисуем водоросли – сверху вниз, волнистая линия. Камушки будем рисовать кулачком, посмотрите как. А ещё камушки можно нарисовать пальчиками. (Дети на разносах с песком рисуют сначала водоросли, а потом камушки) -Молодцы у вас замечательно получается. Какие у вас ловкие пальчики. -А сейчас пора возвращаться в детский сад. - Ребята, посмотрите, одно из волшебных облаков хочет подарить нам цветной песок. - Спасибо тебе облачко, мы обязательно с ребятами поиграем с цветным песком в детском саду и даже порисуем на нём. Нарисуем всё, что запомнилось в песочном мире. А сейчас возьмём свои облака, и полетим с попутным ветром назад в детский сад. (Звучит музыка ветра. Дети летят на воздушных шарах-облаках по кругу за воспитателем). - Ветер стих, мы прилетели. Отпускаем облака, пусть они дальше летят по синему небу. (Дети отпускают шары-облака) (Ветер прошептал мне, что пора выбрать другую песочную королеву для песочной страны и я придаю корону облаку». - Вот такое интересное путешествие у нас получилось. Мне оно очень понравилось, а вам понравилось? (да) - Расскажите, что мы узнали интересного про песок? - Кто запомнил, из чего состоит песок? (из песчинок) - Что еще мы можем сказать про песок, какой он? (мягкий сыпучий) Если намокнет? (мокрый, сухой) -Мы с вами большие молодцы, здорово поиграли, но по правилам песочной страны, после игры в песок нужно вымыть руки с мылом до белой пены и умыться, где мы моем руки? |
Дети подходят к воспитателю,
Дети отвечают на вопрос, соотносят предложенный силуэт с образом. Дети внимательно слушают и эмоционально реагируют
Под музыку двигаются по кругу. Ребёнок рассказывает наизусть стихотворение «Ветер»
Повторяют правила безопасного поведения при игре с песком Дети рассматривают песок и тактильно исследуют его Повторяют вывод за воспитателем.
Играя дети экспериментируют и наблюдают за сухим песком Дети активно вступают в диалог, делают выводы с помощью воспитателя Дети выполняют движения согласно тексту и показу воспитателя
Дети активно вступают в диалог и самостоятельную деятельность Совместно с педагогом проговаривают вывод
Самостоятельно действуют с лейками и совкам Совместно с педагогом проговаривают итог эксперимента Дети слушают и вступают в диалог
Рассматривают предметы на ощупь, отвечают на вопросы
Выполняют двигательное упражнение пальчиками рук, по показу и словестному объяснению
Дети рисуют на песке пальчиками по образцу и словесной инструкции
Дети слушают и эмоционально реагируют.
Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности. Совместно с воспитателем подводят итог |
Эмоциональная отзывчивость на музыку Дети проявляют заинтересованность, готовы к общению со взрослым и к совместной деятельности.
Дети сориентированы на предстоящую деятельность с воспитателем Выполнение дифференцированного задания на речевую активность Сформированы элементарные представления детей о безопасном поведении во время игры с песком Дети С помощью взрослого делают вывод что песок – это маленькие песчинки.
Проявляют активную самостоятельную деятельность Дети совместно с воспитателем делают вывод что сухой песок - сыплется. Дети отдохнули, расслабились, готовы к дальнейшей деятельности.
Умеют действовать с предметами Проявляют самостоятельную деятельность Дети совместно с воспитателем делают вывод, сухой песок - рассыпается.
Стремятся к самостоятельности. Действия с предметами выполняют по словесному указанию взрослого. Совместно с воспитателем делают вывод, что песок может быть мокрым, липким при взаимодействии с водой, из него можно лепить
Дети подготовили пальцы рук к дальнейшей деятельности
Дети проявляют уважительное, отношение окружающей среде.
Дети могут рисовать на песке по показу взрослого и словестного объяснения
Ориентированы на самостоятельную и совместную деятельность с воспитателем.
Дети умеют отвечать на поставленные вопросы педагога, совместно со взрослым подвести итог |