Консультация "Нравственно-трудовое воспитание дошкольников"

Дата публикации: 2018-11-19 08:36:41
Статью разместил(а):
Кургузикова Ирина Анатольевна

Консультация "Нравственно-трудовое воспитание дошкольников"

Автор: Кургузикова Ирина Анатольевна

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 16 «Родничок», г. Моршанск

 

Нравственно-трудовое воспитание – одно из важнейших направлений воспитательного процесса, целью которого является формирование гармоничной личности ребенка. Труд – одна из форм существования человека в современном обществе, форма проявления личности. Нравственность – система ценностей индивида, предопределяющих его действия согласно своей совести и воле. Процесс формирования личности ребенка начинается с первых дней его жизни. Одним из основных механизмов нравственного воспитания малыша является среда его пребывания: семья с первых дней жизни, образовательные учреждения, коллективы. Чем обусловлена актуальность проблемы нравственно-трудового воспитания дошкольников? Какова роль детского сада в процессе нравственно-трудового воспитания?

Актуальность проблемы нравственно-трудового воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором личностная выгода, приоритет собственных интересов являются основными ценностями для человека. Происходит размытие понимания труда с преобладанием материальных благ в существовании человека и нивелированием духовных ценностей. Современный человек воспринимает трудовую деятельность лишь как механизм преумножения финансов, конвертируя свой труд в денежные единицы и забывая об этической, духовной составляющей труда. Такая ситуация обусловлена нарушением парадигмы нравственно-трудового воспитания в раннем возрасте.

Целью нравственно-трудового воспитания детей является формирование в них здорового интереса к труду, как к форме самосовершенствования и самопознания, духовного развития, передача правильных ценностей, исправление искаженного понимания духовности современным обществом, в котором материальные блага преобладают над духовными аспектами бытия. В процессе трудового воспитания ребенок должен получить не только базовые представления о механизмах и природе труда, возможных реализациях своих способностей, навыков, но и научиться ценить результаты своего и чужого труда, уважительно относиться к процессу, воспринимать труд как неотъемлемую составляющую жизни современного человека.

Основными задачами нравственно-трудового воспитания являются:

- формировать  положительное отношение к труду, как к жизненно необходимому процессу, процессу духовного и личностного развития;

- развивать трудолюбие, уважение к результатам труда, к чужому труду;

- развивать скромность, терпеливость, усидчивость, целеустремленность, ответственность за начатое дело;

- раскрывать и развивать  творческий  потенциал в ребенке;

- прививать  интерес  к общественно-значимому труду.

 

 Роль семьи в нравственно-трудовом воспитании дошкольников

Свое отношение к окружающему миру ребенок выстраивает на том, что он ежедневно наблюдает в своем естественном окружении. Семья является тем базовым окружением ребенка, в котором происходит основное формирование его личностных качеств и убеждений. Семья является основным механизмом нравственно-трудового воспитания дошкольников.

Организация семейного быта, распределение обязанностей в семье, отношение каждого члена семьи к выполняемым обязанностям, нравственный облик членов семьи, отношения родителей друг к другу и к ребенку, а также к результатам труда являются основными факторами, формирующими отношение ребенка к труду. Наблюдая проявления внимания к делу, готовности оказать помощь, трудолюбия и ответственного подхода к делу, вежливости и честности, культуры поведения, ребенок воспримет данное отношение к труду как должное, вырастет гармоничной, высоконравственной, трудолюбивой личностью.

Современные родители, руководствуясь различными теориями воспитания детей, допускают критичные ошибки в процессе становления личности ребенка, не прививая ему должного интереса к труду, что сложно поддается коррекции в образовательных учреждениях. Родители для ребенка являются более авторитетными в сравнении с педагогами и воспитателями, ребенок испытывает к ним большее доверие и придает большее удельное значение их словам и поступкам. Чрезмерная опека над ребенком, отстранение его от любого типа работы, приоритет развлечений над помощью взрослым, стремление помочь ребенку и выполнить за него поставленные задачи формируют в ребенке такие качества, как:

- нерешительность;

- лень;

- неряшливость;

- отсутствие интереса к делу;

- безответственность.

Попадая в иную среду (детский сад, школа), ребенок испытывает сильнейший стресс, так как он становится активным участником трудового процесса, который для него носит обязательный, навязанный характер. Ребенок не понимает, почему он должен выполнять поставленные задачи. Ввиду отсутствия должного трудового воспитания в семье, часто дети замыкаются в себе, плохо идут на контакт с воспитателями и педагогами. Преодоление данных психологических комплексов требует значительных усилий, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Вот почему нравственно-трудовое воспитание дошкольников необходимо начинать с раннего возраста и именно в кругу семьи.

 

Роль нравственно-трудового воспитания в детском саду

 Любое образовательное учреждение призвано корректировать воспитательный процесс, выявляя ошибки родителей и принимая должные меры по их устранению. Детский сад является первым внесемейным воспитательным механизмом, в рамках которого реализуется нравственно-трудовое воспитание детей. Процесс трудового воспитания в детском саду помогает ребенку не только усвоить основные моральные принципы, понять важность труда, но и получить определенные трудовые навыки, а также опробовать их в реальной жизни. Активные упражнения в положительных поступках и действиях в совместной трудовой деятельности способствуют развитию нравственных чувств и закреплению нравственных привычек.

Особенностью процесса нравственно-трудового воспитания в детском саду является чувство коллективизма. В отличие от семейного воспитания, где ребенок единолично окружен родительской заботой и опекой, в саду ребенок является частью коллектива, а так приобретает навыки работы в команде, распределения обязанностей, постигает важность таких принципов, как взаимопомощь и выручка.

Основная роль детского сада в процессе нравственно-трудового воспитания ребенка сводится к внедрению коллективного фактора в развитие личности и формирования трудовой доминанты у ребенка. Трудовое воспитание детей – процесс крайне ответственный и сложный, любые ошибки, допущенные в раннем формировании отношения ребенка к труду, могут проявиться через многие годы в виде низкой эффективности, безрезультативности деятельности человека, его низкой заинтересованности в полученном результате или в чрезмерной тревожности за свои достижения.